Исихазм

Автор Тема: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)  (Прочитано 58800 раз)

svod

  • Сообщений: 4031
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #90 : 28 Сентябрь 2016, 14:33:11 »
Провожу эксперимент онлайн. Нахожу в инете суфийские мудрости, скажем по этой ссылке:

http://www.e-reading.by/bookreader.php/1016423/Lavskiy_-_Sufiyskaya_mudrost.html

Выбираю на беглый взгляд в течении 10 - 15 минут несколько приглянувшихся по этой ссылке мыслей:

Засекаю время. Начинаю обработку фраз. Первый вариант - изначальный, под ним моя обработка.

1. Беседа с дураком котла пустого хуже,
    Он пуст внутри при том, что закопчён снаружи.


Наставлять в мудрости дурака, все равно, что ставить пустой котел на огонь. И пользы никакой и котел закоптишь.

2. Обычный человек раскаивается в своих грехах, избранные раскаиваются в своей невнимательности.

Кто говорит, что он не совершил в течении дня ни одного греха, тот грешит невнимательностью к себе.

3. Смирение — это стояние перед Аллахом и терпение в этом.

Смирение перед Богом достигается в терпеливом молитвенном стоянии перед Ним, даже тогда когда тебе кажется, что Бог отошел от тебя.

4. Свершай только то, что почтил бы хвалой,Когда совершает такое другой.

Делай ближнему своему не то за что он восхвалил бы тебя, а то за что бы ты восхвалил его, если бы он это сделал для тебя.

5. Зависть есть следствие ненависти, а ненависть — следствие гнева, следовательно, она есть ветвь ветви гнева, а он есть корень её корня.

Гнев, как спичка, чиркнешь им,  породишь огонь ненависти, который и сгорев будет тлеть углями зависти.

Я не претендую на глубокомысленную проработку мудростей суфиев. Но делаю вывод, что примерно таким методом, по видимому писались книги Симеона Афонского.

На обработку пяти фраз ушло около 20 минут.
Выбирая между добром и злом, выбирай любовь.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #91 : 28 Сентябрь 2016, 14:44:12 »
Svod, я кстати знаком с "Симеоном" в основном по цитатам, и как-то этот эксперимент прямо лег по духу. Символизм остатка живости и сочности слов от переложения и подгона под святоотеческое.

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #92 : 01 Октябрь 2016, 12:10:36 »
Теперь я понимаю, что такое экуменизм.  :-) Вроде все верно и с точки зрения здравого смысла не до чего не докопаешься, а Духа Божьего нет. Вот так и Церковь Христова, Одна Она, одним словом Христова, и "врата ада не одолеют ее".
Вот так просто лишить экуменическое движение Духа Божьего. Полагаю что всё же и экуменизм и другие церкви и движения входят в Церковь Христову. Все разные но так или иначе идут к Нему. Дух дышит, где хочет.

Вот и в итальянском соборе открыт барельеф с изображением православного священника Павла Флоренского. И не чураются католики православных.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #93 : 01 Октябрь 2016, 20:11:27 »
Кто светел, тот и свят, наверное, всё-таки так. Имеет значение мистическое движение, очищение, освобождение, наполнение. От внешних пересудов, сравнении можно устать и запутаться.
Только поняла, что есть один нормальныи Создатель. А путеи к Нему...
Можно "жрать" всё, что угодно, или вовсе ничего "не жрать", можно вообще свою религию выдумать со своими уставами, практиками (религия же "способ связи")... лишь бы как можно лучше (и точнее) помогало связи с вышним миром (задача же становиться всё более совершенным существом, как понимаю?)
Но это так, мысли "вслух". Сегодня познакомилась с однои православнои бабушкои, давно не видела таких чистых, светлых и мистически-здравых людеи. Правда она начала нести про конец света, про старца Самсона и прочее из 90-х, но даже это у нее получалось как-то очень светло. От неведения, из простецов.

Skylander

  • Сообщений: 2254
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #94 : 02 Октябрь 2016, 07:40:54 »
Кто светел, тот и свят, наверное, всё-таки так. Имеет значение мистическое движение, очищение, освобождение, наполнение.

Согласен, только не одно сердце должно быть очищено, а то и получится как Вы пишите:

Сегодня познакомилась с однои православнои бабушкои, давно не видела таких чистых, светлых и мистически-здравых людеи. Правда она начала нести про конец света, про старца Самсона и прочее из 90-х, но даже это у нее получалось как-то очень светло. От неведения, из простецов.

... т.е. ещё и разум светел должен быть. А то также и будем нести со светлым сердцем всякую светлую чепуху.

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #95 : 02 Октябрь 2016, 15:32:50 »
У неё был очень очищенныи и здравыи разум, ни разу не видела, чтобы в таком возрасте люди так строили предложения, и взгляд - очень ясныи, чистыи, умныи.
Сохранится ли в будущем веке умственная способность не как премудрость, а как рациональныи рассудок?

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #96 : 16 Декабрь 2021, 01:20:41 »
Цитата: из книги "Вглядываясь в Вечное"
ДУХ - ОБИТЕЛЬ ХРИСТА

Дух человеческий есть обитель Христова. Почему? Потому что наш дух создан по образу и подобию Божию, потому что он не вовлекается в мир, потому что он есть средоточие сокровенного бытия человека, потому что он не устремляется в помышления и суждения, потому что им постигается Истина и потому что он – истинный сосуд, пригодный для освящения от Духа Святого.

Постижение Христа происходит благодаря сознанию, или духу человеческому; явление Христово совершается благодаря наличию сознания, или духа человеческого; посещение нетварного света происходит благодаря восприимчивости сознания, или духа человеческого; освящение или обожение человеческой природы совершается в сознании, или в духе человеческом.

В нашем собственном духе происходит встреча со Христом, как в обители Христовой, в этом духе человеческом находит свое пребывание Пресвятая Троица, освящая его и обоживая, когда найдет эту обитель чистой и выметенной, убраннной и очищенной от страстей души и помышлений ума. В сознании, или духе человеческом, нечего видеть, и потому там возникает созерцание невидимой славы Божией. В сознании, или духе человеческом, нечего знать, и потому там совершается познание Троичного Божества. В сознании, или духе человеческом, сотворенном для вечности, неизменном, неистощимым и безвременном, как первооснове бытия человека, утверждается Бог и все святые от начала и до конца времен.

Ум человеческий занят существованием, или «быванием», по выражению старца Софрония. Дух человеческий, или сознание, – это корень бытия человеческого, вневременного, безконечного и совершенного.

Внешние страдания и скорби устранить невозможно, если не устранить их источник – непонимание собственного духа, или сознания, пребывающего вне скорбей и страданий. Занимаясь всю жизнь исправлением внешних ситуаций и событий, такие несведущие в спасении люди продолжают вновь и вновь испытывать страдания и скорби. От великого множества вещей, вызывающих привязанности и последующие негативные последствия, полностью избавиться своими усилиями невозможно. Поэтому следует сделать наилучшее – умиротворить и освятить благодатью свой дух или сознание, посредством чего все внешнее умиротворяется и освящается само по себе.

Многочисленные привязанности, погружающие наши чувства и ум во внешний мир, можно и должно отвергнуть. Невозможно отвернуть только Бога, изначально пребывающего в сокровенном центре нашего духа, или сознания. Непонимание этого влечет за собой последующие нескончаемые переживания и страдания. Полное непонимание того, что Христос уже пребывает в сокровенных глубинах нашего духа, ведет к безконечным поискам Христа вовне, что вызывает последующее разочарование и отчаяние в успехе.

Понимание истинного духовного ориентира и обнаружение непосредственного спасения во Христе внутри нас самих и есть подлинное постижение Истины, которая освобождает нас от греха неведения. Не понимая всего этого, несмотря на великие усилия в очищении сердца и ума, такие практики не могут обнаружить Христа вовне и соединиться с Ним.

Отец-Истина – это блаженство мудрости, находящейся за пределами всякого неведения. Христос – это блаженство Любви, находящейся за пределами всякой мысли. Дух Святой – блаженство святости, находящейся за пределами всякого греха. Таким образом, дух человеческий постигает сокровенное бытие Пресвятой Троицы в своих собственных основах.

Можно прямо углубиться в суть Православия и непосредственно постигнуть Божественную Истину в самих себе, как средоточие всего бытия, хотя усилий может быть приложено немного; а можно всего лишь пройти  по касательной по отношению к православной традиции и уйти далеко в сторону от спасения, хотя сил может быть приложено очень много. Ты спрашиваешь, а как же образование, помогает ли оно. Образование должно помогать человеку в восстановлении в нем образа Божия, а не разрушать его безполезными, ни к чему не годными сведениями мира сего.

Дух всегда мирен, ум всегда безпокоен. Мирность духа человеческого – это его природа. Безпокойство ума – это его суть. Поскольку дух всегда мирен, следовательно, природа духа неотмирна и потому способна освятиться Божественной благодатью, которая также неотмирна и умиротворенна.

Сущность сознания, или духа человеческого, неизменна, поскольку в нем никогда не обнаруживается никаких изменений или перемен. Поскольку это так, то дух человеческий мгновенно обоживается неизменным Духом Святым. Дух человека невозможно втиснуть ни в какие системы и определения, поскольку тогда вместо духа будут разбираться понятия и умозаключения, уводящие далеко от прямого богопостижения. Божественное созерцание – это свобода сердца в Духе Святом во всех внешних обстоятельствах.

Греховному уму, куда он ни глянет, везде плохо. Чистому духу человеческому везде благодатно, поскольку он пребывает в благодати. Греховный ум повсюду находит скорби и страдания. Безгрешный дух человеческий не омрачен грехами и потому не испытывает скорбей. Вследствие этого он способен  пребывать во Святом Духе, не будучи ни в чем запятнанным миром.
Познай себя как дух, изначально сотворенный чистым и безпорочным, которому не нужно искать самого себя, ибо это сознание всегда есть и оно всегда одно и то же – чистое и безгрешное.

Поскольку сознание чистое и безгрешное, лишь оно может стать обоготворенным и святым, когда соединяется со Святым Духом и познает в себе Христа как свою истинную сущность. Нашедший в себе Христа обнаруживает, что все бытие пребывает во Христе. Полагающие иначе подобны тем, кто пытается умом и помышлениями проникнуть в Царство Небесное.
Чудо рождения духовного человека происходит только в духе человеческом, когда он освящается Духом Святым и оставляет всякую умственную деятельность. Ум – источник всех бед.Чем больше даешь ему мысленной пищи, тем он ненасытнее. Перестань кормить его помыслами, приучи его пребывать в тихой и смиренной благодати.

Ум полностью теряется, когда перед ним предстает какой-либо выбор: например, что выбрать – счастье или деньги? Но даже большие деньги не могут дать крохотного счастья, потому что ум живет мимолетными помыслами, а счастье не занимается деньгами, они ему просто не нужны. Подлинное счастье переживается во всей полноте чистым и кротким сердцем. Вот сердцу и дай возможность обрести его, то счастье, которое возможно только во Христе, ибо для Него сердце человеческое – родная обитель.

Мыслимое не есть Бог, Который является Духом и постигается только духом человеческим с помощью Духа Святого. Не цепляясь за мыслимое, обретаешь себя в духе. Найдя себя в духе, обретаешь благодать, которая открывает нам Христа, обитающего внутри нас. При отсутствии мыслей о вещах ты открываешь вездесущность духа, или безсмертного сознания, которое полностью пробуждается при проникновении в него Божественной благодати. Так ты выходишь за пределы эгоистических представлений и попадаешь в любящие объятия Христа.

Омраченный грехами ум предполагает Бога отсутствующим и не может Его ощутить внутри самого себя. Очищенный от помыслов ум, возвращаясь в сердце, вновь обретает мудрость богопостижения. Истина, из которой исходит животворящий Святой Дух, учит через Него всякую душу единению с Нею. Душа, обретая благодать, учится от нее великим добродетелям покаяния и смирения, рождающих устойчивость в памяти Божией.

Не представляй Бога в уме, а открывай его в собственном сердце. Мудрость – это не мыслетворчество, а богопознание, к которому приводит Христос смиренное сердце. Бог есть и ты есть – этого достаточно, чтобы познать Истину, которая освобождает душу.

То, благодаря чему Бог есть, – Истина. Ты есть лишь благодаря тому, что Бог есть, – это познание Истины. Предать сердце свое Истине значит полностью утвердиться в Ней как Она есть. Для тех, кто совершенно одухотворился в благодати, благодать становится наилучшим средством богопознания.

Тот, кто утвердился в Истине как Она есть, постигает истинный смысл спасения, который нельзя потерять или утратить. Нет иного богопостижения помимо этого. Евангелие – основа правильного постижения. Поскольку Бог немыслим, духовная практика очищения сердца и внимание к помыслам – незыблемые основы спасения. Поскольку ум трудноуловим, покаяние и смирение – несокрушимые основы всякой духовной практики.

Довольно многое из этих слов знакомо так, словно сам это написал )
И еще, замечательная у него единая продуманная терминология.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #97 : 16 Декабрь 2021, 08:17:20 »
У меня другое восприятие текста, не совсем позитивное. Текст не ровный, ментально намешанный - в форме заговора, с повышенной эмоциональностью, не очень логичный, не обоснованный. Странное отождествление сознания с духом человеческим, причем сознание почему-то чистое и безгрешное, как и дух человеческий. А не чистое и не безгрешное уже не сознание? Как-то иначе  надо называть? А уж называть первое Сознанием, а второе сознанием - совсем из другого мира.

***Отец-Истина – это блаженство мудрости... Христос – это блаженство Любви... Дух Святой – блаженство святости...***

Это мыслимое (как и весь текст, как и любой текст) - здесь похоже на игру правильных слов. Никак не воспринимается откровением духа, но, скорее, скрытым притягиванием индуистской троицы - сатчитананды. Если сказать, что блаженство святости во Христе, а блаженство Любви несет Дух Святой, будет уже не верно?

***Мыслимое не есть Бог, Который является Духом и постигается только духом человеческим с помощью Духа Святого. Не цепляясь за мыслимое, обретаешь себя в духе.***
 
Опять разносистемная! смесь из мыслимого в одном предложении: Бог - Дух и отдельно Святой  Дух, который наделяется условно-подчиненной ролью действия на дух человеческий. Вообще, здесь известное противоречие. Мыслимое не есть Бог - подается словесно-мысленно. Т.е. содержит серьезное умаление и искажение. И немыслимое еще не есть Бог. И Бог есть во всем. И не все есть Бог...

Вполне видна задача текста - раскачка дебелого ума, введение (возможно, несколько эклектичное) новых представлений, обновление смыслов.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #98 : 17 Декабрь 2021, 00:17:53 »
Alexander, замечательно, что Вы показали "не совсем позитивные" стороны текста. Тоже перед публикацией увидел эту фразу
"***Отец-Истина – это блаженство мудрости... Христос – это блаженство Любви... Дух Святой – блаженство святости...***
и удивился, насколько она мертвая.

Насчет применения термина "сознание" у автора. Мне непонятно до конца употребление этого термина, ведь я привел лишь одну главу из книги. У него "сознание"="дух человеческий". Дух у него в принципе не может быть нечист и грешен, он никуда ниоткуда никогда не падал: ***дух, изначально сотворенный чистым и безпорочным, которому не нужно искать самого себя***. Потому наш дух/сознание - ***истинный сосуд, пригодный для освящения от Духа Святого***
А нечист и безгрешен, по Симеону, -  ум, он же "греховный ум". Различение такого ума от сознания - вполне в канве некоторых учений буддизма или нео-адвайты, впрочем при том пишут обычно "Сознание" с большой буквы. Синоним такого "Сознания" - "(изначальная) природа ума", а иногда - "осознанность".
Впрочем, и различие меж "умом" и "сознанием" у автора условно, оно кончается, когда:
***Очищенный от помыслов ум, возвращаясь в сердце, вновь обретает мудрость богопостижения.***

***Мыслимое не есть Бог, Который является Духом и постигается только духом человеческим с помощью Духа Святого. Не цепляясь за мыслимое, обретаешь себя в духе.***
Мне это видится достаточно цельным высказыванием, целиком построенным на осмыслении учения Ин.и посланий Ин. Бог Есть Дух. Но притом, Бог постигается духом человека, в рождении свыше, или "обретении себя в духе", которое происходит при активном действии Утешителя-Духа Святого. "С помощью Духа Святого" - несколько неудачный выбор слова. Как это понимаю, Св.Дух именно становится в нас Источником духа, это именно Его действие.
Согласно Ин., Духа дает Христос: "вода, которую Я дам ему, станет в нем Источником [кладезем] воды, поднимающейся [вскипающей, скачущей] в жизнь вечную." (Ин.4:14) Вода Источника духа - поднимается и скачет во Христа: "Я Есть Жизнь", во Христе - жизнь вечная.
И это у Ин. не богословские конструкции, а краткое описание вполне реального опыта рождения свыше. Одного из возможных вариантов.

В целом, хорошо что есть сейчас тот, кто пишет эти слова о Царстве, что есть внутри нас. И его читают, и слышат, и он, насколько понимаю, отзывается в сердцах. Форма подачи - да, к ней есть вопросы. Этот текст с его огнем внутри, больше похож на запись проповеди или устного поучения. Вполне допускаю.
Такие соображения.

@@@
Александр, у меня вопрос к Вам. Я последнее время мало читал Софрония Сахарова, лишь некоторые его тексты о Персоне. А когда прежде его читал, то мало что понимал. Вы упомянули про учение Сахарова о "всечеловеке". Посоветуйте, какие из его книг есть смысл прочесть об этом, в первую очередь?


Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #99 : 17 Декабрь 2021, 07:53:39 »
прозелит, я читал Софрония весьма давно, не помню конкретики - посоветовать не могу...
---

Письмо Симеона Афонского (тех, кто пишет под его именем?) эклектично. В духе времени, с заметным запозданием из-за большой инертности среды. Заимствование и смешение восстребованы, они дают привкус (вторичной) новизны. Купированная новизна меньше пугает робкие души и лучше втягивает в процесс брожения. Искрение (огонь) на заднем плане, больше брожения (воды).

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #100 : 17 Декабрь 2021, 20:24:13 »
Alexander, "купированная (вторичная) новизна", умеете Вы лаконично и точно охарактеризовать...за собой наблюдаю подобное, лишь когда мысль едва проявилась из инсайта, едва обрела вербальную форму, тогда она лаконична и точна. А вот написать или сказать...очень редко выходит кратко и емко, много лишних слов. Этому как-то учатся, или дано?

Понял насчет Сахарова, спасибо.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11915
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #101 : 18 Декабрь 2021, 06:42:49 »
Это дано. Была развитая база и были этапы раскрытия знаний по мере нисхождения благодати и восхождении ума. В какой-то момент более высокие знания стали вербализироваться, а у слов значительно усилился "вкус". Специальных (прочитанных) методик не было. Были спонтанно пришедшие, а затем ушедшие. Приоткрылись доступы к хранилищам знаний и образов (в эзотерике - хроники акаши). Заходишь умом, как в помещения, и видишь-берешь. Отмечаешь связь с высокими образами, отслеживаешь низкие отпечатки. А затем... интерес уменьшается, есть (в себе) еще много не проработанного.

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #102 : 18 Декабрь 2021, 20:44:53 »
Alexander, да, остается интерес к тому, что внутри человека, много больший, чем к "базам эзотерических знаний", тем более что внутри нас - ключи к вечным вопросам, прежде так мучившим, а затем ставшим такими несущественными...

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #103 : 19 Декабрь 2021, 12:31:15 »
Alexander, "купированная (вторичная) новизна", умеете Вы лаконично и точно охарактеризовать...за собой наблюдаю подобное, лишь когда мысль едва проявилась из инсайта, едва обрела вербальную форму, тогда она лаконична и точна. А вот написать или сказать...очень редко выходит кратко и емко, много лишних слов. Этому как-то учатся, или дано?

Понял насчет Сахарова, спасибо.
А что стоит за этими лишними словами как ты видишь? В чем для них основа, что их порождает?

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #104 : 19 Декабрь 2021, 14:17:33 »
veresk, не знаю, так "конвертор" работает, сам по себе. Пришедшие однажды мгновенные прозрения - инсайты словно бы хранятся в пространстве ума, в каком-то невербальном конспекте, в немыслимо запакованном виде, я бы и образами это не назвал, потому что нет у них образов. Или я, может, не понимаю, что значит "образы". Есть некое ключевое слово, тэг, за которое можно, при надобности, выудить этот инсайт и распаковать. И если надо перевести в словесные мысли, а затем записать текст в словах, то распаковка идет автоматически, через какой-то "конвертор-транслятор". Можно, конечно, работать над фразой, чтобы она была отточена и лаконично, но имхо выходит только хуже, сужается поле распакованных смыслов.