Исихазм

Автор Тема: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)  (Прочитано 58945 раз)

Василий Гирин

  • Сообщений: 7
  • Vasiliy Girin
    • Просмотр профиля


Монах Симеон Афонский
(Как читать эти книги)


http://www.isihazm.ru

Столкнувшись с книгами монаха Симеона Афонского, становится ясно, что это не просто духовная литература, а новое явление, по крайней мере, в современной православной «литературе». Простым языком передается дух древних отцов! Хочу поделиться опытом:


Метод:
Прежде всего, я набросился на тексты и прочитал все доступные книги по нескольку раз, пытаясь уловить идею. Скоро стало ясно, что наскоком такой глубокий пласт не возьмешь. Притчи подобно бесконечным узорам калейдоскопа ослепляют рассудок. Все путается. 
Зато стало очевидным следующее: то, что хотел сказать автор, написано не на бумаге, а между строк. Тем более это стало очевидным после прочтения стихов…

Тогда я стал более острожен и изменил подход к тексту. Я стал читать по нескольку притч в день, перечитывая их по нескольку раз. Но самым эффективным оказалось читать перед молитвой или в промежутках между интервалами времени, посвящаемыми Иисусовой молитве. Один человек, не имеющий возможности много времени посвятить молитве, догадался положить в Оутлуке на каждый день по одной притче, синхронизировать с КПК и получать эти напоминания по почте каждый день.
Сразу как бы некий фон добра входит в жизнь, оживляя ее. Это вещь тонкая, но очень глубокая. Появляется постоянные вопрос, - значит все нормально. Потому что немедленного ответа не будет и не может быть. Ответ приходит со временем, когда ты «проживаешь» чем-то похожий опыт. К сожалению, это так. И тогда эти книги оказываются единственной путеводной нитью, выводящей из паутины, а для монахов – мясорубки,  помыслов и противоречивых переживаний.
   Или можно сказать иначе: чтобы автор стал говорит с тобою, ты должен сначала сам перестать с собою разговаривать…

 Итак, метод: эти книги требуется не читать, а перечитывать небольшими кусочками по многу раз. Причем, если ты буксуешь на каком-то месте, лучше не упираться, а переходить к следующему смысловому блоку.


Ключ к пониманию:
Постепенно проявляется нечто. Существует некий лейтмотив книг или лучше сказать некоторое «понимание», к которому все сводится. Ключ к пониманию заключается в парадоксе: То Благовестие, которое принес Христос, рассчитано на человека преображенного, иное существо, которое мы даже представить себе не можем. Чтобы понять Его мы должны стать этим новым существом, то есть ожить…
Получается, все наши представления о духовной жизни – это своего рода искусная подмена падшим человеком того, чего он боится… Этот страх блокирует душу, убивает духовно. Для того, чтобы ожить требуется отказаться от своих фантазий на тему духовной жизни, то есть оживить свой механизм восприятия мира, принять эту Новую Жизнь. Это трудно потому что Она будет открываться совсем не так, как мы ожидаем и совсем не там, где мы отделили для Нее место… Итак, все сводится к понятию – «ожить»… О том, что это возможно сделать, но невозможно понять, - об этом все книги. Как это происходит – об этом стихи…


Общая концепция книг:

Кроме того, существует общая концепция книг:
«Таинственные беседы»  - это первоначальная книга, которая является основой, и была задумана как своего рода энциклопедия жизни. Это взгляд на иную Жизнь с точки зрения наших земных реалий. Этот взгляд полностью отрицает любой формализм и дает нам шанс оживить душу и тем самым открыть и приблизить ее к по-настоящему Живой Жизни. «Дорога» и «Ключи» – конспект энциклопедии, изложенный более «аскетическим» языком.

Можно пойти путем такой терминологии:
Эти книги – о созерцании. О созерцании уже перестали писать. Посмотрите современных отцов. Пишут - о чем? Пишут о благочестивой деятельности. А раньше отцы писали об ином бытии, раскрывали эту реальность, наоборот, старались оторвать человека от земного – к Богу.

Итак:

1.   Первая книга «Таинственные беседы» – это взгляд из нашего мира в тот Преображенный Мир, который показывает, что земной мир не истинен, ОТРЫВАЕТ ОТ ЗЕМНОГО. Это чем-то похоже на взгляд ребенка в свое будущее…
2.   «Дорога» и «Ключи» – взгляд из Иного Мира на этот. Когда человек начинает немножко-немножко открывать глаза, и – что он видит… Во всяком случае, «Дорога» и «Ключи» - это своего рода конспект «Таинственных бесед», но передающий уже иной взгляд. Или можно сказать, что это взгляд на земные реалии из Инобытия, с точки зрения преображенного существа, которым мы должны стать. Это примерно так, как если бы ребенку дали посмотреть на свою жизнь глазами взрослого…
3.   Что такое стихи? - Это зашифрованный ДУХОВНЫЙ ДНЕВНИК. Этот дневник открывает такую полноту жизни, что только от сознания возможности такой глубины ощущаешь счастье. А со временем, когда глубже проникаешь в смысл, счастье сменяется ответственностью, потому что понимаешь, насколько Спасение не таково, каким ты себе это представлял, и тем более не таково, каким его пытаются представить тебе окружающие доброжелатели... Другими словами, Спасение оказывается слишком тонкой вещью, требующей  осторожности или лучше сказать - чуткости…

Можно объяснить то, что я хочу сказать, другим языком, описав один реальный случай из афонской жизни:
Один монах, много лет проведший в русских монастырях, долго исповедывался уважаемому среди тех, кто понимает, духовнику: «Да я, Батюшка, никакой монах… Какой я монах?! Нет, как монах – я просто ничто, ничего у меня не получилось! Сколько времени ни проходит, – не могу стать монахом: молиться по-монашески, разговаривать по-монашески, сдерживаться по-монашески! Жить по-монашески!» На это Батюшка ответил: «А зачем тебе становиться кем-то, тем более «монахом»? – Стань самим собой!»


Если очень откровенно, то простите.

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #1 : 24 Декабрь 2009, 01:16:54 »
Книги весьма серьёзные.
Я просто бякну пару слов из области психологии.
Помню, как меня охватил восторг, после прочтения Карнеги. Казалось что формулы жизни постигнуты, а будущее представлялось лёгким щёлканием орехов...

К огромному сожалению, от любых умственных озарений толку мало.  Ты отвлекаешся от дивного описания жизни святого человека...  и встречаешся с отвратительным рылом своего alter ego.
А оно, это рыло, ну никак меняться не хочет.

Через некоторое время бесплодных попыток, понимаешь:   если ты спасёшся, - то и твоё житие стоит того, чтобы его записали в поучительную книжку.

Василий Гирин

  • Сообщений: 7
  • Vasiliy Girin
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #2 : 24 Декабрь 2009, 01:48:15 »
от любых умственных озарений толку мало.

Это Вы верно подметили. Это тоже одна из ключевых тем книг. Нужно выключить ум из диалога с автором. Мне это помогли сделать стихи монаха Симеона. Похоже, что понять книги без стихов вообще очень трудно...

Еще одно замечание: похоже автор специально избегает привычных церковных терминов.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #3 : 24 Декабрь 2009, 09:03:19 »
Через некоторое время бесплодных попыток, понимаешь:   если ты спасёшся, - то и твоё житие стоит того, чтобы его записали в поучительную книжку.
Это точно. +1

Готов записывать.  :-D
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #4 : 24 Декабрь 2009, 09:06:50 »
Цитировать
Нужно выключить ум из диалога с автором.
Это как понимать, простите. Бездумно принимать все, что читаешь? Бездумно принимать всё на веру... Опасный путь, непригодный даже для чтения Священного Писания.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #5 : 24 Декабрь 2009, 09:09:57 »
Цитировать
Нужно выключить ум из диалога с автором.
Это как понимать, простите. Бездумно принимать все, что читаешь? Бездумно принимать всё на веру... Опасный путь, непригодный даже для чтения Священного Писания.
Читая сообщения - выключайте ум. печатая сообщения - его тоже не включайте.
А когда же его включать? ан никада  :-D
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #6 : 24 Декабрь 2009, 09:21:19 »
Цитировать
Читая сообщения - выключайте ум. печатая сообщения - его тоже не включайте.
А когда же его включать? ан никада
Ну да, однако иногда его не мешает включать, чтобы понимать, что печатаешь и что читаешь.

Новичок

  • Сообщений: 273
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #7 : 24 Декабрь 2009, 13:34:52 »
У меня, наоборот, беглый просмотр этих книг вызвал ощущение поверхностности текстов. Может это мне урок, что не надо спешить и первое впечатление обманчиво ?

юнга

  • Сообщений: 1213
  • Максим, православный
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #8 : 24 Декабрь 2009, 13:51:00 »
В такого рода притчи можно вложить какое угодно содержание. Во всяком случае это никак не поможет человеку с размытыми религиозными ориентирами.

Новичок

  • Сообщений: 273
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #9 : 24 Декабрь 2009, 13:59:49 »
Согласен, примерно такое впечатление у меня и сложилось, т. е. каждый увидит там свое, что несколько настораживает меня, так как я склонен к конкретике и разночтения мне не по душе. Но повторюсь, все-таки полностью ни одной из этих книг не читал, надо будет еще раз обратить на них внимание.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #10 : 24 Декабрь 2009, 21:54:22 »
Прочел сайт, пуст он как и я  :-D
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Andreas

  • Сообщений: 1408
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #11 : 25 Декабрь 2009, 05:22:20 »
Почему пуст?
Там достаточно много текстов.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #12 : 25 Декабрь 2009, 09:10:54 »
Прочел сайт, пуст он как и я  :-D

Он конечно не пуст, дьявол в деталях и тонкостях,
именно из за отсутствия этих самых "тонкостей"
и книги Карнеги мало применимы и книги святых отцов,

я не говорю об ошибках переводчиков и переписчиков,
которые делают подвижническую монашескую литературу,
для людей не профессиональных,"плавающих" в теме,
прямо губительной, приводя к трагическим ошибкам
при прямом следовании советам якобы святых,
а на самом деле искажённых переводом,
и без необходимых пояснений.

Кифа

  • Сообщений: 9
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #13 : 25 Декабрь 2009, 13:40:07 »
Книгу бегло просмотрел на сайте. Очень оригинально написано, только вот что меня смутило:

"8. Что невозможно вернуть?
— Целомудрие."

Если я не ошибаюсь преп. Иоанн Лествичник пишет, что целомудрие вернуть можно в "Добротолюбие" т.2.  Щас под руками нет книжки, чтоб скинуть цитатку.

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Re: Монах Симеон Афонский (Как читать эти книги)
« Ответ #14 : 25 Декабрь 2009, 14:01:17 »
 26. Представь Господу немощь своего естества, сознавая во всем свое бессилие, и неощутительным образом получишь дарование целомудрия.