Выскажу свое мнение по главному вопросу.
Я для себя разделяю Церковь Единую (в т.ч. и ее земную часть), и церковные организации в этом мире. Последние могут быть в чем-то частью Церкви, в чем-то не очень. Одни могут быть относительно лучше других, более или менее благодатны, но это все относительно. Единая же Церковь, как Тело Христово, состоит не из организаций, и тем более не из одной организации, но это внутреннее Единство всех существ (для земной церкви - людей) в той или иной мере причастных Богу. И, таким образом, логично, что есть в церковных организациях индивидуумы, которые являются членами истинной Церкви - Тела Христова, и есть такие, которые условно таковыми могут и не быть, каковых Господь назвал “волками в овечьих шкурах”. И такая ситуация может быть в разных религиозных институтах и духовных организациях, а также и далеко за их пределами.
Настоящая церковная жизнь может внешне иметь разные формы, но самое главное для Церкви на земле - это процесс изменения ума ее членов. Этот процесс состоит не только из смены убеждений, постоянного переосмысления своего мировозрения (не обязательно ведущего к его разрушению, но к более глубокому пониманию), “борьбы” со своими грехами и т.д., но и ведет к очищению восприятия, когда ответы на свои вопросы мы начинаем получать из-за пределов нашего интеллекта, и когда мы перестаем делить людей на христиан, иудеев, эллинов и т.д., но видим и чувствуем Христа везде и во всем - за пределами внешних проявлений (при этом видение внешних проявлений не пропадает, конечно же). Традиции при этом могут быть, а могут и не быть. Кто-то двигается через традицию, кто-то иначе. О побочных эффектах и издержках традиций можно поговорить в отдельной теме. Можно говорить также о концепции внутренней универсальной традиции, в которой передача совершается неведомым внешнему уму образом. И это тоже будет иметь непосредственное отношение к истории земной Церкви.
* * *
По поводу слов Кураева, что “церковь больна, значит жива”, мое мнение, что Кураева заботит жизнь отдельного института (часто, как противопоставленного иным институтам) и его пиар. Церковь же, как тело Христово, жива и будет жива вечно, и врата адовы не одолеют ее, как неодолеют ее и никакие болезни.