Думается мне, что все разные страсти, болезни психические и ментальные, отрицательные навыки наши суть составляющие единой отрицательной страсти, у которого нет имени, типа Теории Единого Поля из физики.
Достаточно нам начинать бороться с одной страстью, как она поворачивается другим боком, и представляется нам в виде другой страсти или болезни (душевной или физической) или отрицательного навыка. И она почти всегда одерживает над нами победу, т. к. все наши силы были направлены в другую сторону, на борьбу с чем-то другим, и такой удар с другого места совершенно выводит нас из себя, обезоруживает и мы падаем...
Эта единая страсть-болезнь имеет двоякое происхождение. Первое составляющее мы получаем в придачу от предков, а вторую формируем мы сами, но не без огромного влияния первого.
Например, некоторые с рождения не переносят храп, некоторые не переносят, если вилкой ударят по посуде, некоторые - если кто-то ногтями пройдёт по бумажке, некоторые более импульсивны, некоторые больше любят есть, у некоторых и вовсе есть какая-то врождённая физическая болезнь и т. д.
И вот в детстве, например, мы получаем какой-то отрицательный импульс, например, меня в 4-5-летнем возрасте соседка, помню ложно обвинила в каком-то поступке перед моими родителями. Во мне накопилось огромное чувство несправедливости к себе. Я до этого, помню, никогда не отвечал взрослым. Но комок в горле был так велик, что я не сдержался, и ответил соседке, вырвало, и я почувствовал огромное облегчение, но вместе с тем почувствовал, что потерял нечто гораздо большее, и гораздо приятное, чем это чувство высвобождения. И чем больше я с тех пор отвечал другим, тем меньше чувствовал потерю той невинности, которую почувствовал в первый раз.
И это так сформировался постепенно в навык, в автоматизм на внешнее раздражение, что я по другому и не мог представлять уже. И так во всех сферах душевной и физической жизни. Мы навыкаем к отрицательным страстям и переживанием целую жизнь, и «тренируемся» в ней по 100 раз в день.
Но если бы нас с детства приучали бы к другим ответам на раздражители, и мы целую жизнь тренировали бы себя в противоположном направлении, и 100 раз ежедневно, думается к новым отрицательным страстям и болезням мы не привыкли бы, а привыкли бы вместо них к христианским добродетелям, к таким, как воздаяние добром за зло, смирение, послушание, страх и любовь перед Всевышним и т. д., и вместе с тем постепенно освобождали бы свою личность от врождённых отрицательных качеств и эмоций. Но есть такие врождённые качества, от которых таким образом невозможно освобождаться, но нужно помощь Бога в этом. И если бы нас заодно с детства обучали бы и внутреннему деланию и стяжанию Благодати, то Она очистила бы нас от врождённого отрицательного составляющего.
Но что же делать теперь, когда нас Так не воспитали? Опустить руки и сказать, что мы не в силе с этим бороться? Ни в коем случае.
Что же делать? Молиться Богу, чтоб он отвёл от нас эти грехи, слабости и страсти? – Но как раз после такого моления они ещё более усиливаются с помощью тёмных сил, которые видят правильное наше направление. Молиться Иисусовой молитвы? – страсти усиливаются ещё больше, чем при обычной молитве.
Допустим, нас борет блудная страсть, и мы воздерживаемся 1 день, 1 неделю, 2 месяца, и вот мы думаем, что всё, она поборота, и что эта не наша заслуга, но Бог помог (пока всё правильно, тёмным силам не за что зацепиться, т. к. нет гордости ); но вот мы впадаем в физическое недомогание, температура… давление падает, почему-то начинается рвота, головокружение; и в это время или в семье, или вне семьи, кто-то с кем то ссорится, кричит, нас обвиняют несправедливо в чём-то… А наша чувствительность в это время и порог терпеливости на пороге, и даже маленького раздражения достаточно, чтоб вывести нас из себя, чтоб разгневаться. После этого появляются Гордые мысли, что все вокруг ничего не понимают в то время, когда Я так подвизаюсь. После этого уже недалеко и тдо греха блуда и до греха отчаяния… Всё это «цветочки» одного букетика.
Где же выход? Выход – в ежедневном кропотливом труде сформирования новых навыков на раздражители, и в поиске Духовника, молитвы которого защитят нас от напасти тёмных сил во время внутреннего делания…; Духовника, послушание которому и молитвы которого помогут нам поскорее стяжать Благодать, в огне которого и в наших слёзах будут сгорать наши грехи, страсти, болезни, слабости…
Есть прекрасная книга св. Никодима Святогорца «О хранении чувств». Там сообщается, как хранить ум и 5 чувств. Кроме этого, как отметили, нужно изменять навыки (приобретать христианские добродетели), жить по христиански, и по молитвам и через послушание Духовника, заниматься внутренним деланием. Без духовника это делание только обостряет страсти…