elm, а по мне так у Вас никакого опыта и все в одну кучу. Практически уверена, что Софроний сам без опыта преображения (сущностного), поэтому и мог писать что угодно. Его цитаты мне ровным счетом ничего не говорят.
Я не очень понимаю, как разговаривать с православной матрицей, когда путь закрыт уже на уровне богословия.
Например, в суфизме пророки - это духовные сущности, которые мистик встречает на пути к Трону, а не иконы для целования. Также и Божественная природа Христа, и путеводная Звезда, лестница в Небо - Богоматерь... ну совсем не еврейская девушка, родившая ребеночка. Средневековое христианство тоже так видело. Для средневековья священная история - не история в нашем понимании, а идеальная модель для творения здесь и сейчас.
Макарий Египетский сравнивал душу с истинной церковью, где живут ангелы и святые. Сейчас святые - это мощи и иконы, мне удается объяснить разницу? На уровне практики: если у меня внутри храм, я могу спроецировать вовне и построить храм из камня и красок. Но сейчас предлагается придти в готовый храм и ждать, что что-то произойдет - то есть совершить прямо противоположное действие.