Институту (иерархам прежде всего) нужно покаяться. Покаяться в “сергианстве”, политичности, отмывании табачных и иных денег, покаяться в направленности на стяжание “золотых куполов”, сотрудничестве с фашистами в 40-е, советами и “новыми хозяевами” жизни, в конфессиональной гордыне и монополизации духовной жизни. Сделать это нужно прелюдно, по телевиденью например, в форме всецерковной покаянной молитвы и лиургии. Но такое возможно только, если во главе организации встанет чистый и святой человек. А пока…
В Писании есть случай с покаявшимися ниневитянами. Но почему-то больше вспоминается притча о богаче и Лазаре. Святого не послушают - скорее всего.
Покаяние, о котором вы пишете, можно себе представить лишь в случае какого-то глобального страшного потрясения. Чтобы на первый план вышла именно Церковь, придавленная пресловутым институтом. Чтобы поклонялись не на горе сей, и не в Иерусалиме, а в Духе и Истине.
Но вот когда я сам себя спрашиваю: а как это вообще "в Духе и Истине", как должна в идеале выглядеть земная церковь, то не могу ответить себе на этот вопрос. Потому что я никогда не видел другой церкви кроме той, которую видел, будь то православные, католики, старообрядцы, зарубежники и несть им числа.
То есть ощущаешь себя карасем, который живет в мутном пруду, и который сдохнет, если его пересадят в чистую проточную воду.
Но, может, и надлежит карасю сдохнуть.