Стихия воды и водное (эмоциональное, чувственное, страстное) покаяние. Встреча с эмоциональным миром - при умной молитве - происходит, когда ум, обученный первым азам молчания, спускается до уровня горла. Открывается горло - и становятся видны выплески эмоций. Эмоции же подобны волнам на поверхности обширнейшей и глубочайшей стихии душевных (страстных) сил человека. Рациональный ум (легкий, подвижный, сухой и холодный), словно поплавок, плавает на поверхности страстей...
Качества стихии воды - влажность и холод. Стихия же страстей, как правило, влажная и теплая. Ее можно охарактеризовать как душевную. Преображенные душевные силы должны нести качества влаги и холода. Что же понимать под качеством холода применительно к душевным силам человека? Неискаженным качеством холода обладает бесстрастность. И бесстрастность - по православному учению - удел совершенных.
Рациональному уму (сухому и холодному) свойственно навязывать чувствам свои качества. Такой ум ограничивает душевные силы и порывы, а при постоянном воздействии (напр., в аскезе, направленной на умерщвление страстей) делает их высушенными и холодными. Эта навязанная холодность чувств проявляется в бездушии и не имеет ничего общего (является подменой) с истинным качеством воды - холодом, выражаемым в бесстрастии.
Как я уже говорил, ум, умеющий сходить в область неочищенных страстей, заимствует от них творческие способности, связанные с качеством влажности. И действительно, ум человека, который ведет эмоциональный образ жизни, уже не столь сух, в нем сильнее выражено страстное начало. Но ум также заимствует у эмоций и страстей искаженное качество тепла: он находит смысл в бесконечной круговерти природных и душевных процессов и он находит оправдание своим страстям - их драмам и трагедиям. Именно таким является ум многих творческих личностей: актеров, поэтов, писателей и пр., которые находят смысл жизни в самом потоке жизни. "Жить, чтобы жить", - так называется известный фильм Клода Лелуша, а остальное - бессмыслица...
Итак, ум, спускающийся в сердце при умной молитве, оказывается между рациональной Сциллой и чувственной Харибдой, которые всячески пытаются пресечь его путь. Если ум остается сухим и холодным, то он навязывает свои качества страстным силам, ограничивает, иссушает и извращает их. Он должен, чтобы войти в изменение, воспринять качества влажности и теплоты, которыми обладают страстные силы человека. Но он не должен быть порабощен эмоциями и страстями, чтобы не стать их исполнителем и рабом. Это поистине неустойчивое состояние. И чтобы не упасть, ум должен находиться в постоянно движении, направляя себя к сердцу, чтобы найти и пробудить в нем сокровенный огонь.
Период водного (эмоционального) покаяния очень ярок и богат на переживания. В это время открываются эмоциональные пласты жизни. Душа, доселе скованная рациональным умом, размягчается и расширяется. Появляется ощущение внутренней теплоты, приходит умиление и текут покаянные слезы. Начинается плач о грехах. Иногда - в покаянном плаче - чувства разгораются так, что охватывают физическое тело, и оно начинает буквально пылать жаром. Это сердечный огонь, скрытый за мутными потоками эмоций и страстей, пробивает себе дорогу и разогревает чувства. И здесь возникает немалая опасность впасть в прелесть чувственного разгорячения.
Продолжение следует...