Еще из типичных откликов по Валааму - недоумение паломников по поводу того, что монахи разъезжают на джипах и мощных импортных катерах - дарах от спонсоров.
Фото катеров я видел, джипов - нет.
А вот - ответ прот. Чаплина на такой вопрос:
В:Недавно побывал на Валааме. Меня смутило очень многое. Монахи разъезжают на джипах. Стесняюсь спросить, откуда у священников деньги на это? Кстати, на чем ездите вы?
ЧАПЛИН - Народ жертвует. И жертвует немало. Между прочим, такие святые, как Святой Иоанн Кронштадтский, вообще имели даже личные пароходы. Люди жертвуют. Что ж, им отказывать в этом возможности пожертвовать что-то ради монастыря, ради устроения там монашеской жизни? Это ведь не личное имущество монахов.
Я, кстати говоря, тоже езжу на казенной машине. У меня своей нет, она мне не нужна. В выходные дни я езжу на метро. В церквях должна, конечно, быть какая-то инфраструктура, какое-то хозяйство. Если люди, в том числе представители крупного предпринимательства, жертвуют что-то монастырю, какие-то машины в том числе, наверное, отвергать этот дар не нужно. Тем более что Валаам – это действительно большая территория. И там монахи на чем-то должны ездить. Как же без этого?
Заметьте, спрашивающий - стесняется, вот ведь какой скользкий вопрос. Стыдно и спросить.Зато твёрд ответ
В принципе, если "коммерческий проект Валаам" будет брать пример с нынешнего "коммерческого проекта Иерусалим", то нет предела совершенству.
Кстати, после Валаама люди (по их отзывам) посетили
Свято-Троицкий Александра Свирского, и вот там обрели и вкусили светлого. На контрасте, пожалуй.
http://www.svirskoe.ruПотом наступает пора трезвения, начинаешь видеть не то, что хочешь видеть, а то что видишь. И понимаешь, что монастырь, куда устремляются потоки паломников, ничуть не святее ничем не примечательного храма по соседству с домом.
Знаете, Антиквар, я все равно к своим баранам вернусь. Благодать места зажигает молитву стократ. В пещерах, где молились святые и в заброшенной часовне на вершине горы, на месте древних скитов мы, бывает, имеем такую мощную поддержку, что иной раз просто не уйти оттуда, такое молитвенное рвение.
Но жить приходится не на вершине, а внизу, и не в одиночестве, а в плотном окружении.
Хотя, конечно же, я нетрезв.