Исихазм

Автор Тема: Книга Валентина Свенцицкого об и.м. для мирян  (Прочитано 6677 раз)

Ученик

  • Сообщений: 126
    • Просмотр профиля

В библиотеке Александра есть книга прот. Валентина Свенцицкого "ТАЙНОЕ ПОУЧЕНИЕ О НАШЕМ СПАСЕНИИ"
(о молитве Иисусовой). Хотелось бы, чтобы опытные делатели дали свою оценку этой книге или, если нет времени, то хотя бы приведенным ниже цитатам из книги.
Валентин Свенцицкий дает практические рекомендации с чего начать мирянину в деле поучения и.м.
В отличии от других книг, предназначенных для монахов или имеющих руководителя, эта книга подробно описывает самые первые шаги подготовки к  и.м., поэтапное ее наращивание, предостерегает о типичных ошибках мирян.
Вот некоторые цитаты из книги:
Цитировать
Не все могут оставить мир. Но все могут и в миру подвизаться молитвой Иисусовой. И в миру можно жить, как в пустыне. Как говорит св. Иоанн Златоуст:
"Мы должны душу свою ввести в самую необитаемую пустыню. И в этой пустыне молитва Иисусова создаст для молящегося как бы тайный духовный монастырь".
- Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.
Это камень, из которого созидаются стены сего тайного монастыря.
Один камень за другим кладет человек, произнося слова этой молитвы, и день за днем, год за годом вокруг души вырастают невидимые стены, отделяющие его от мирской жизни.
Он теряет вкус и интерес к мирским развлечениям, к шумным забавам, его тяготит общество пустых людей, их постоянный смех, шутки, злословие. Ему не нужны светские книги. Ему не нужно искать, чем бы внешним заполнить жизнь, спасаясь от тоски и скуки. Жизнь его полна внутреннего значения и неисчерпаемого духовного содержания. Он тайный монах тайного монастыря, еще не принявший пострига, живущий для всех окружающих в миру, но для себя ушедший в монастырь умной молитвы.

Цитировать
Желанию встать на путь духовной жизни и молитвы  обычно предшествует чтение житий святых и творений святых отцов  ("Добротолюбие"). Это чтение воспламеняет ревность, дает назидания и указует на то, к чему должны стремиться мы, грешные. Но великая польза от этого чтения может быть обращена врагом и во вред нам.
Как это не похоже на то, что он читал, на то, что в чтении переживал так ясно, как будто бы сам участвовал в подвигах.
Мысли:
"Я не созрел еще для духовной жизни. Буду пока продолжать чтение. А там, когда немного вырасту духовно, начну.
Успокоенный такою отсрочкою, начинает чтение уже без всяких попыток самому, на деле, идти тем же путем.
При такой оторванности от жизни чтение подвижнических книг скоро создает самообман, что "духовное возрастание" началось.
Все читаемое так захватывает душу, кажется таким близким, точно сам читающий участвует в нем. Душою он вместе. Это он, читающий, простаивает часами на ночной молитве. Это он, читающий, отказался от своей суетной жизни и ушел в непроходимый лес. Это он питается одними кореньями и сухой травой. Это он освободился от мучительных страстей, отдал себя на служение Богу и достиг высоты духовных созерцаний. Духовная жизнь незаметно подменяется воображением.

Цитировать
Молитвенная дисциплина должна войти в плоть и в кровь, весь душевный строй должен перевоспитаться по ней, только тогда возможно творить умную молитву всегда: за работой, на улице, общаясь с людьми, принимая гостей и тд. Иначе от видимого усердия подвизающийся на самом деле потерпит только ущерб. Все опасности, от которых столь трудно уберечься и о которых всегда надо помнить молящемуся, при попытке молиться в повседневной жизни усиливаются до чрезвычайности.
Особенно же усиливается влияние на молитву страстей. Соблазны мира при неосторожных попытках страстного и неопытного молиться днем умной молитвой получают особую власть над душой.
Такая молитва подобна тому, как если бы кто распахнул окно, чтобы подышать свежим воздухом, и не защитил бы тела своего теплой одеждой. Вместо пользы получил бы вред.

Цитировать
Без движения духовной жизни не бывает. Состояние покоя, "неподвижности" - лишь кажущееся состояние.  Человек, не идущий вперед, двигается назад. На месте в духовной жизни не стоят.

Цитировать
Послушание необходимо должно сопрягаться с молитвы деланием.  И решение отречься от своей воли должно предшествовать умной молитве. Еcли человек живет в миру, а не в монастыре, он должен все же иметь старца или духовника, которому надлежит оказывать безусловное послушание, дабы отречься от своей воли.

Цитировать
Чем может помочь руководитель?
Самому, изнутри, определить темп (скорость) молитвенного пути невозможно.
 Невозможно определить самому, сколько раз надлежит повторить молитву Иисусову - надо ли увеличить время молитвы или остаться при прежнем.
Самому невозможно определить и качество молитвенных состояний.
Вот почему Григорий Синаит предостерегает "самочинников" от созерцательной молитвы. Ибо если он захочет "приобрести ее, то одно из двух должен претерпеть: если понуждается, то прельщается и пребывает не исцелен, если же не старается - то остается без успеха на всю свою жизнь".
Надо отдать себя руководителю. Даже неопытный руководитель лучше, чем без руководителя вовсе.
Если не умудрит Господь руководителя-духовника и он не сможет верно указать самое полезное для молящегося, он сделает великое благо уже тем, что "личную волю" молящегося, через которую действует дьявол, обезопасит, взяв в свои руки.

Цитировать
С самого начала надо приучить себя считать молитвы,  для этого всего лучше иметь четки. Враг будет оказывать противодействие и склонять к молитве без счета. Мысли: "Счет вносит в молитву что-то механическое, он только "мешает. Без него свободней". Не надо слушать врага. В молитве всегда должна сохраняться трезвость ума. …. Трезвость ума - это как бы вожжи, которыми сдерживается и управляется душа. А тут вожжи выпадают из рук, и внутри все несется по своему произволу.
Счет вносит внешнее ограничение, помогает трезвости в молитве, приучает к дисциплине. Это хорошо, что является чувство стесненности от счета. Он умеряет "пыл", является "балластом", когда душе кажется, что она готова улететь в небо. Чувство полета в небо, особенно на первых порах, почти всегда бесовское

Цитировать
Надо относиться к мирской жизни как к послушанию.
Только это слово - послушание - может примирить житейские дела с молитвой.
В монастыре послушника после церковной службы посылают на скотный двор. И это не соблазн для него. Не гибель для души его. Потому что скотный двор и другие хозяйственные дела - не "маммона", не другой господин, которому он хочет служить единовременно со служением Господу. Скотный двор - послушание, и только.

Цитировать
Бесстрастие как постоянное состояние души - это окончание молитвенного пути. Бесстрастие как общая настроенность должно быть его началом. В мирской жизни труднее борьба со страстями,
потому что вся мирская жизнь зиждется на страстях  и все окружающее человека в ней - питает страсти.

Цитировать
Начинать надо не более чем со ста раз Почему так мало? Вот почему.
Когда юный пустынник поселяется в уединении, первое искушение, которое его посещает, заключается в том, что место, выбранное им, ему начинает казаться неудобным для подвига. Если он поддастся искушению и выберет другое место - погиб. Враг его замотает. Так и начнет водить с одного места на другое, пока не вымотает душу.
То же происходит и на молитве.
Враг втягивает молящегося в переживание новых ощущений на молитве; это то же, что новые места для подвигов. И достаточно втянуться в эту "новизну", как пропала молитва.
Долго удерживать себя на одном молитвенном чувстве трудно. Тем более что враг стережет и готов подтолкнуть на эту новизну. Поэтому для начала совершенно достаточно того времени, которое занимает произнесение молитвы сто раз, лишь бы помог Господь и в течение этого времени неослабно и неизменно сохранять в душе одно чувство и не рассеивать молитвенного внимания к словам молитвы.
Мысли:
"Я иду верным путем - ибо никогда раньше не испытывал ничего подобного".
"Надо еще увеличить правило, тогда скорее достигну настоящей молитвы".

На деле получается иначе

Цитировать
Не надо постоянно ждать результатов
Мысли:
"Я уже на молитве чувствую себя совершенно иначе, чем вначале, через два, три месяца будет еще лучше.
Является нетерпение - скорей бы. Горячо берется за начатое. А дьявол, как бы смеясь, держит ожидаемое перед самыми глазами. Молящийся ждет его наступления каждый день, не замечая, что давно уже сбился с пути и отошел от истинной цели совершенно в другую сторону.
В молящемся создается два человека: один, обольщенный, переживает подобие высоких молитвенных состояний, которые суть наваждения бесовские, другой наблюдает эти состояния и подгоняет первого. Занятый этой суетной внутренней работой, молящийся не видит, куда зашел. И вот, когда эта раздвоенность дойдет до своего предела, все мнимо достигнутые результаты разом исчезнут и останется в душе невыразимая усталость, точно после тяжелой болезни. Вернуться на истинный путь будет стоить великих трудов, ибо работа была не только безрезультатна - она оставила опустошительный след в душе, усилив ту двойственность нашу, которая стоит одним из главнейших препятствий на молитвенном пути каждого.

Цитировать
[b]Не надо молиться поздно [на первом этапе].[/b] До 12 часов ночи молитва должна быть кончена,
и молящийся должен отойти ко сну. Мы не знаем всех тайн невидимого мира. Не все нам открыто и не все ведомо. Неведомо нам и то, почему именно в эти поздние часы, после двенадцати, темные силы особенно чувствуют свое могущество и нападают на душу с особенной яростью. Но люди духовной жизни заметили это. В миру, где такой разгул бесовщины, ночные часы - излюбленные часы предающихся страстям. Люди становятся одержимыми в эти часы. Они теряют образ и подобие свое. Исчезает грань между действительностью и фантазией. Дьявол в эти часы собирает свою жатву. Ночная молитва поэтому особенно ценится и является особенно трудным подвигом. Ибо и на молитву в эти часы сильнее нападает враг, и труднее единоборство с ним. Но неопытному пагубно вступать в это единоборство.

Цитировать
Не надо пренебрегать установленной общецерковной молитвой
Мысли:
"Не все ли равно, какими словами молиться? Если я через молитву Иисусову достигаю исключительного подъема - зачем мне постоянно ходить в церковь или дома вычитывать другие положенные молитвы, которые такого действия на душу мою не оказывают?
Молитва Иисусова ни в коем случае не должна заменять собою установленных Церковью правил и служб.
Вставший на путь "замены" постепенно отходит от главного источника всех истинно молитвенных состояний - от Церкви. Соблазняемый дьяволом, который внушает, что замена молитвой Иисусовой всего остального есть замена "высшим" "низшего", молящийся, как слепой, идет в духовную пропасть. Обособленный в своей молитве от молитвы общецерковной, молящийся замыкается в кругу своих личных молитвенных переживаний, услаждаясь некоторое время ими как необычайно возвышенными, доходя во время молитвы чуть ли не до новых "откровений", или впадает в прелесть: горделиво начинает мудрствовать о себе как о человеке богоизбранном, имеющем непосредственную связь с Богом, помимо Церкви, или теряет все сразу и впадает в уныние.



Цитировать
Надо прибавлять скупо. Надо проверить себя, чтобы не прибавить слишком поспешно. Может быть, пройдут дни, может быть - месяцы, может быть - годы, пока молитвенное правило окажется слишком коротким.

Цитировать
С каждым днем все трудней уходить с молитвы, отрываться от нее. Тогда можно с Божией помощью идти дальше. Можно правило свое увеличить до трехсот. Но по-прежнему произносить молитву вслух, по-прежнему считать ее; при каждой десятой молитве - поясной поклон.

Цитировать
Какие же новые плоды дает переход к большому числу молитв?
Даст он первые начатки собственно умной молитвы. Хотя будешь творить не только умом, но и устами, переход от внешнего к внутреннему будет чувствоваться явным:
- и в силе искушений,
- и в содержании самой молитвы.

Цитировать
Когда окрепнешь и освоишься с новым, более долгим молитвенным правилом, можешь в течение дня понемногу творить молитву не только для одного воспоминания об утреннем и вечернем правиле, а как самостоятельное молитвы делание.

Цитировать
Господу только ведомо, сколько времени длится тот или другой период.
Но можно полагать, что на этом втором молитвенном правиле останется молящийся много дольше, чем на первом. Не месяцы, а годы придется ему потрудиться, прежде чем идти дальше.

Цитировать
Нужна не только усиленная молитва, но и усиленный пост. Плоды духовные от этих трудов очень обильны. Ты при дверях. Внимание, воспитанное на внешнем и постепенно обращенное внутрь сердца, начинает теперь поднимать дух до истинного созерцания. Счета не прекращай, держи по-прежнему в твердых руках свою молитву. Но произнесение молитвы вслух можешь заменить произнесением мысленным, когда такова будет потребность души, и если начнут как бы пропадать отдельные слова молитвы - этому не препятствуй.
 
Цитировать
В это время [когда молитва переходит к умной внутренней] пора приступить к ночной молитве

Цитировать
Особое место занимает молитва Иисусова во время Богослужения
Произнесение молитвы Иисусовой не только не отвлекает от Богослужения, а таинственным образом освобождает путь, прегражденный телесною нашею оболочкой для усвоения церковной молитвы сердцем и разумом. Поют песнопения. Внимай словам их. Участвуй в каждом движении совершающегося Богослужения. Но мысленно за всем этим говори: -Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. И слова эти не только не отвлекут тебя, не только не заградят путь для усвоения слов и действий Богослужения, а напротив, как бы возьмут их и подымут и силою своею вложат в самую твою душу. То, что проходило без внимания, поразит тебя своим величием. То, что слушал с любовию, вызовет священный трепет. То, что умиляло, исторгнет слезы. Молитва церковная раскроется для сердца во всем своем величии и значении, и сердце примет ее и одухотворится ею.

Цитировать
Приближается для молящегося время,  когда он может ввести постоянное произнесение молитвы Иисусовой  в свою повседневную жизнь

Цитировать
Пусть молитва твоя будет твоею сердечною тайной,  ведомой лишь тебе и Господу Богу.

Ученик

  • Сообщений: 126
    • Просмотр профиля

Re: Книга Валентина Свенцицкого об и.м. для мирян
« Ответ #1 : 25 Сентябрь 2010, 18:21:03 »
Цитировать
В библиотеке Александра есть книга прот. Валентина Свенцицкого "ТАЙНОЕ ПОУЧЕНИЕ О НАШЕМ СПАСЕНИИ"
(о молитве Иисусовой).
Вот ссылка на книгу Свенцицкого:
http://www.hesychasm.ru/library/praksis/sven.htm

Хочу уточнить, что выхваченные из книги цитаты могут ввести в заблуждение опытных делателей и.м., т.к. эта книга не для опытных, а для мирян, желающих начать творить и.м.
Книга отвечает на вопросы:
Почему надо творить и.м. всем, а не только монахам?
В чем опасности и.м. и как их избегнуть, особенно на первом этапе?
Как подготовиться и начать первые молитвы?
С какого правила начать и как постепенно переходить к следующим этапам?

Для опытных, которые творят и.м. везде и в любое время это пройденный этап, а для начинающих, возможно будет полезно ознакомиться с книгой.

Хочется полагать, что книга Свенцицкого может заменить отсутствие искусного и опытного наставника на начальном этапе.
И надеюсь, что кто-нибудь из опытных делателей прочитает эту книгу и даст свое заключение.

ezdaha

  • Сообщений: 48
    • Просмотр профиля

На мой взгляд прекраснейшая книга о молитве Иисусовой.Оно из достоинств то что написана пастырем-праведником.
Я удивлён как кто то считает себя опытным в творении молитвы. А мол эта книга пройденный этап.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Я удивлён как кто то считает себя опытным в творении молитвы. А мол эта книга пройденный этап.
Я молюсь 11 лет...я опытный? :-)...или нет?...мне себя УЖЕ можно считать опытным?...и...11 лет молитвы это опыт?...11 лет назад моя молитва была, такая же как сейчас?...конечно же была другая...иначе чем я занимался все эти годы...и опыт в молитве, у меня конечно ЕСТЬ...да небольшой...а лучше сказать маленький...НО...он есть...и я не собираюсь заниматься смиренненьким самогипнозом--я полный профан в молитве, я ничего не знаю и ничего не понимаю...да немного...но всё же...ленностно трудился, по тому и опыт не богатый...и закрывать на него глаза, я не собираюсь :-)...

ЗЫ:на этом форуме ЕСТЬ люди с опытом :-)...гораздо БОЛЬШИМ чем мой...
А кто кого и кем считает, вопрос личного восприятия :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

ezdaha

  • Сообщений: 48
    • Просмотр профиля

Я удивлён как кто то считает себя опытным в творении молитвы. А мол эта книга пройденный этап.
Я молюсь 11 лет...я опытный? :-)...или нет?...мне себя УЖЕ можно считать опытным?...и...11 лет молитвы это опыт?...11 лет назад моя молитва была, такая же как сейчас?...конечно же была другая...иначе чем я занимался все эти годы...и опыт в молитве, у меня конечно ЕСТЬ...да небольшой...а лучше сказать маленький...НО...он есть...и я не собираюсь заниматься смиренненьким самогипнозом--я полный профан в молитве, я ничего не знаю и ничего не понимаю...да немного...но всё же...ленностно трудился, по тому и опыт не богатый...и закрывать на него глаза, я не собираюсь :-)...

ЗЫ:на этом форуме ЕСТЬ люди с опытом :-)...гораздо БОЛЬШИМ чем мой...
А кто кого и кем считает, вопрос личного восприятия :-)...
Как хотите так и считайте себя. например Старец Никодим Карульский считал себя всегда новоначальным. Да и опытные в молитв монахи говорятм про себя: "в руках чётки, а в голове чичётки". И я вас уверяю это не смиренненький самогипноз. А истинное самоуглубление.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

  И я вас уверяю это не смиренненький самогипноз. А истинное самоуглубление.
А откуда вам известно что это истинное самоуглубление...у вас что есть ТАКОЙ  опыт?...
И я писал об опыте...и самооценке, НАЛИЧИЯ опыта...а не о смирении вообще...
У меня есть опыт...ему 11 лет :-)...и...его не пропьёшь :-)...
И на нём я строю свою духовную жизнь...а как иначе...наука из наук, постигается СВОИМ ЛИЧНЫМ ОПЫТОМ...а не чужим...
Так сурово обстоят дела в МОЕЙ личной жизни...
И...жаль что вы не заметили КАК я его оцениваю...--как мизерный...НО...он для меня чрезвычайно важен...и говорить что ЕГО НЕТ...я не хочу...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

ezdaha

  • Сообщений: 48
    • Просмотр профиля

  И я вас уверяю это не смиренненький самогипноз. А истинное самоуглубление.
А откуда вам известно что это истинное самоуглубление...у вас что есть ТАКОЙ  опыт?...
Это доказывает святость людей пример которых я приводил. Если у меня и был опыт то я его пропил)))))))

ezdaha

  • Сообщений: 48
    • Просмотр профиля

Вообще что такое опыт . Можно и 30 лет заниматься не правильным молитвенным деланием - это тоже назовём опытом?( я вообще говорю и вас не имею в виду). И вот как раз что что , а опыт пропивается очень быстро.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Это доказывает святость людей пример которых я приводил.
Вы перевели стрелки :-)...я говорил НЕ об опыте святых...а о ВАШЕМ восприятии...ну, типа--если святой думает ТАК, то и я должен ТАК думать...я думаю нельзя взять и надеть на себя вериги святого...что ИСТИННО для святого, для МЕНЯ может оказаться тупиком из которого я не увижу Дверь...истина должна быть выстрадана МОИМ ЛИЧНЫМ ОПЫТОМ...и прийти к ней, мню, можно только НЕнапрямую, не примеряя её на себя...а издалека окольными путями...методом проб и ошибок...как сталкеры двигались в "зоне"...

Мне вот ТАК кажется :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

ezdaha

  • Сообщений: 48
    • Просмотр профиля

“Ничего нельзя выставлять напоказ,и та глубокая внутренняя работа, которая происходит втайне, должна быть сокрыта от любопытных людских глаз.”  так учил исповедник нашего времени Почаевский старец Апеллий.
Простите мне пора уходить.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Книга Валентина Свенцицкого об и.м. для мирян
« Ответ #10 : 09 Февраль 2011, 23:58:13 »
Вообще что такое опыт . Можно и 30 лет заниматься не правильным молитвенным деланием - это тоже назовём опытом?( я вообще говорю и вас не имею в виду).
Да хоть бы и меня :-)...чё такова то :-)...
Да конечно назовём и ЭТО опытом...
Цитировать
Молись, и делай, что хочешь, и дела твои будут богоугодны, и для тебя полезны и спасительны. Частая молитва, о чем бы ни была, не останется без плода (Марк Подвижник)
И вот как раз что что , а опыт пропивается очень быстро.
Забывается многое конечно...НО...что было когда то...возвратить легче чем приобрести впервые...и потом...Ангел Хранитель когда нужно, достаёт из памяти нужное воспоминание состояния или чувств...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Книга Валентина Свенцицкого об и.м. для мирян
« Ответ #11 : 10 Февраль 2011, 00:01:38 »
“Ничего нельзя выставлять напоказ,и та глубокая внутренняя работа, которая происходит втайне, должна быть сокрыта от любопытных людских глаз.”  так учил исповедник нашего времени Почаевский старец Апеллий.
Простите мне пора уходить.
Говорить самому себе что имею опыт и выставлять напоказ...разные вещи...и ещё...никто с форума не контактирует со мной лично в жизни...и...я в любой момент могу уйти...что и делаю время от времени...так что форум--вещь уникальная :-)...у святых ничего о них нет :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Книга Валентина Свенцицкого об и.м. для мирян
« Ответ #12 : 10 Февраль 2011, 18:45:18 »
А кто нибудь знает, где можно скачать книгу этого автора "Монастырь в миру"? Насколько понял, "Тайное поучение..." это только часть той книги, или это две разные книги?
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Ленчик

  • Сообщений: 6
    • Просмотр профиля

Re: Книга Валентина Свенцицкого об и.м. для мирян
« Ответ #13 : 14 Февраль 2011, 22:11:39 »
А вот мне, как новоначальной, очень понравились книги Николая Новикова из серии "Путь умного делания". Правильнее сказать, я благодаря именно им и пришла к пониманию значения и важности Иисусовой молитвы. Я конечно не знаю, как другим, но на мой взгляд там очень доходчиво и подробно все расписано - что и как. Книги расчитаны именно на новоначальных делателей. Причем, описывается не только практика, но дается и исторический обзор делания Иисусовой молитвы святыми отцами в разные века христианства. Даже просто читать очень интересно! 

Серафима

  • Сообщений: 1439
    • Просмотр профиля

Re: Книга Валентина Свенцицкого об и.м. для мирян
« Ответ #14 : 26 Февраль 2011, 20:39:17 »
А кто нибудь знает, где можно скачать книгу этого автора "Монастырь в миру"? Насколько понял, "Тайное поучение..." это только часть той книги, или это две разные книги?
Вы правы, "Тайное поучение" - 2-й раздел книги "Монастырь в миру". Я не нашла ее в инете, взяла в библиотеке. Считаю, очень полезная книга.
Христос воскресе, радость моя!