Соглашусь со многим, что здесь уже сказали. И аритмия, и боли во лбу происходят зачастую от упорства в одном виде делания, правильного самого по себе, но неправильного, если им злоупотребляют. Ведь мы же не надеемся одним каким-то, чисто механическим путем приобрести умную молитву, войти в сердце и проч.
Через некоторое время (раньше или позже, это зависит от множества причин) любой внешний способ, сначала приносящий плоды, если в нем упорствовать, становится бесплодным, а затем и вовсе ухудшает психофизическое состояние (а сначала духовное). Кажется, куда все делось. Вроде делаешь то же самое, что и день (неделю, месяц, год) назад, а никакого результата, становится только хуже.
Некоторые виды делания раньше становятся такими, а другие позже. Внешняя ИМ, имхо, самая опасная в этом смысле из них. От нее (при неправильном подходе) очень быстро можно приобрести какое-нибудь заболевание, вроде аритмии или постоянных болей в голове, носящее сначала психофизический характер, а потом уже (при значительном упорстве) и медицинский.
Каков же выход? Как ни странно, предложить его не так-то просто. Понятно, что надо чередовать различные виды делания. например, молитву с безмолвием. Но это помогает не вполне, пока не ясны причины этого явления (а когда ясны, тоже не слишком помогает, но все как-то легче). Предложить выход не просто потому еще, что его трудно объяснить. Ведь для этого надо разговаривать на одинаковом с собеседником языке, а кроме того еще и сам этот язык должен содержать терминологию, подходящую для этого объяснения.
Ведь речь идет о психофизике (соматике), а традиция, в рамках которой обычно говорят об ИМ, не уделяет психофизике достаточного внимания, чтобы можно было свободно говорить о происходящих в этой области явлениях, сопутствующих умной молитве. Это не значит, что этого нельзя попытаться сделать в рамках этой терминологии, просто разговор будет долгий и сложный
Если, тем не менее, что называется, не особенно упираться насчет терминологии и говорить на простом и понятном для современного человека (но не очень точном) языке, то ответ, на мой взгляд, звучит банально: недостаток (или переизбыток) энергии. В человеке существуют центры (составы) духовной жизни (дух-душа-тело, ум-сердце-живот и т. п.). Сосредоточение (упорное) в одном месте вызывает застой (избыток или недостаток) энергии в этом месте или в другом. Надо сделать так, чтобы эти центры работали гармонично (сначала сделать так, чтобы они вообще работали, а потом -- чтобы работали гармонично), тогда и недостатка или переизбытка энергии в одном месте можно избежать, и аритмия с головными болями уйдут.
На возникающий в таком случае резонный вопрос, а чем это тогда вообще отличается (и отличается ли) от йоги и проч. восточной мистики, ответить достаточно просто. Отличается и очень сильно. Здесь вся это психофизика носит исключительно второстепенный и вспомогательный характер (хотя может оказаться в какой-то момент и важной для практического делателя), и не имеет к основному деланию подвижника --умной молитве -- никакого отношения, как, собственно, и любой психофизический прием. Поэтому и можно о ней рассуждать не строго, в рамках далекой от догматики, но зато житейски понятной терминологии.
Поэтому если говорить о том, что конкретно можно посоветовать при головных болях и аритмии, то я бы посоветовал следующее. Сказать себе, что я сейчас буду заниматься не умной молитвой, а некоторым видом телесной гимнастики, и с помощью самовнушения попробовать уравнять уравнять энергии там, где ее недостает и там, где ее переизбыток (опыт и небольшой навык подскажет где, что и как). Скорее всего, поможет моментально (но не решит проблему насовсем, хотя и это уже немало). Например, так (способов может быть много, это самый простой). Еще раз повторю для непонятливых. Собственно к умному деланию и Иисусовой молитве этот телесный, психофизический прием не имеет никакого отношения
Однако, чтобы это работало в полной мере, необходимо все же, чтобы центры духовной жизни (телесные составы) человека работали, сосуществовали более или менее гармонично друг с другом. Но эта сложная задача и является одной из целей (хотя и опять же не главной) умного делания вообще
Простите за многословие и за неизбежные и наверняка многочисленные ошибки. Знающий это делание лучше поправит и дополнит неизбежные в таком деле упущения