Исихазм

Автор Тема: сквозь ловушки времени и пространства  (Прочитано 7861 раз)

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: сквозь ловушки времени и пространства
« Ответ #30 : 14 Октябрь 2010, 00:11:57 »
Ведь обрядовая жизнь считай мистерия (пер. с лат. служба). Когда вокруг неё (обряда) сослужат Святые Ангелы -  Таинство. «Простота» тут и вправду в кавычках скорее.
 Как знаем, Бог всегда осознавался Простым, коя простота совершенство. Для нашего осмысления её Господь сказал нам (как один из примеров) «будьте как дети» (Мф.18:3). Все верные пути ведут к ней; хотя условно, видимо, и можем связать путь пастуха с простотой более, нежели чем путь волхва.

Христианские обряды за две тысячи лет невероятно усложнились, обросли многозначной символикой. То есть сами превратились в лабиринт. И разговоры о "пути пастухов" чреваты тем, что их участников живо запишут в протестанты :)
Простота нынче понимается как исполнение обрядов, не вникая в их суть. И вообще, рекомендуется и в окружающую действительность не слишком вникать. Но ведь это не та, евангельская простота, это лишь подделка под простоту.
В свое время в королевском Версале ставились пасторали про пастухов и пастушек. А у Марии-Антуанетты была даже милая молочная ферма. У нас, конечно, не Версаль, но пасторали мы тоже любим :)
Но как версальские пасторали были сметены кровавым ветром революции, так жизнь сметает раз за разом и наши пасторальные декорации.
Поиск простого оказывается самым сложным. Но начало поиска - оно в коротком вздохе "Господи, помилуй!" И в трезвении. Лучше уж самому разобрать пасторальные декорации, чем ждать, когда жизнь их в очередной раз на тебя обрушит.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: сквозь ловушки времени и пространства
« Ответ #31 : 14 Октябрь 2010, 00:42:01 »
Мне кажется, чтобы удержаться "на грани полезного внешнего" надо сдержанно (трезво) относиться к внешнему: будь то соблюдение обрядов, приходская жизнь, путешествия по святым и прочим местам, погружение в историю христианства и тд.
... с тебя однажды спросят вовсе не за судьбы Византии и не за проблемы горы Афон.
   Иногда приходит мысль :roll:, что это индивидуально и "не все йогурты одинаково полезны"... Должна быть грань, но как ее чувствовать? с медвежьим то подходом... Возможно как вы и говорите, выход - ставить во главу угла внутреннее, оно и определит полезную меру внешнего и всему научит...

   Уверен, молчание большему научит, нежели тонны книг... Покой даст узнать сокровенное...
"познай господа"..."законы моя вмыслех их, и на сердца их напишу их и буду им Бгъ и тии мне будут людие..."

   Афон, Оптина, Валаам, Лавра... всюду хорошо. всюду польза. но не всем. нужно обрести свое...
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: сквозь ловушки времени и пространства
« Ответ #32 : 14 Октябрь 2010, 00:50:26 »
  Уверен, молчание большему научит, нежели тонны книг... Покой даст узнать сокровенное...
"познай господа"..."законы моя вмыслех их, и на сердца их напишу их и буду им Бгъ и тии мне будут людие..."

Мгновения внутреннего молчания, когда их доводится переживать - они как драгоценные капли. Они действительно значат больше, чем тонны книг, годы паломничества и прочее.
Причем такие мгновения приходили и в личную "довоцерковленную эпоху". Другое дело, что тонны книг, паломничества и прочее помогли узнать истинную цену таким редким каплям-мгновениям.
Хочется чаще замирать, хочется, чтобы эти редкие капли превратились в полноводную прозрачную реку и составили бы саму жизнь.
Но довольствуемся каплями. Пока.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: сквозь ловушки времени и пространства
« Ответ #33 : 14 Октябрь 2010, 00:52:58 »
...Простота нынче понимается как исполнение обрядов, не вникая в их суть. И вообще, рекомендуется и в окружающую действительность не слишком вникать. Но ведь это не та, евангельская простота, это лишь подделка под простоту.
К сожалению есть такое дело...

Лучше уж самому разобрать пасторальные декорации, чем ждать, когда жизнь их в очередной раз на тебя обрушит.
Не уловил мысль.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: сквозь ловушки времени и пространства
« Ответ #34 : 14 Октябрь 2010, 06:55:56 »
Христианские обряды за две тысячи лет невероятно усложнились, обросли многозначной символикой. То есть сами превратились в лабиринт.
Ловушка обрядоверия, видимо, одна во все времена; фарисейством ли, хоть как назови в любом религиозном пространстве. Но как зачастую приходим к её обнаружению (или иных ловушек), посмотрите: либо спонтанное откровение сердца (пастух), либо экскурс ума в историю и сравнение с сегодняшней ситуацией (волхв). Второй случай – пример того самого "продирания" сквозь время с целью освобождения от, а не приобретения ловушки; вероятно верный шаг волхва.
Простота нынче понимается как исполнение обрядов, не вникая в их суть. И вообще, рекомендуется и в окружающую действительность не слишком вникать. Но ведь это не та, евангельская простота, это лишь подделка под простоту.
Так точно! Такая реалия представляется искажением смысла простоты в принципе. Трудно связать простоту с обрядами… "Просто исполняй обряды и спасёшься", - простая вера или наивное маловерие? Обряд по вере – Таинство/Литургия, сам для себя – пустая мистерия, а то и вредная (?).
...
  Если вникание в суть обряда (в его символизм, сакральные смыслы) больше прерогатива волхва, то пастух, наверно, как раз просто по вере…будет следовать?... но ведь вот же Младенец! Совсем рядом, пройди ко хлеву (сердцу) от пастбища (ума)! Чему следовать, за какой звездой, куда?.. Простота веры открывается Истиной Христовой, как просто открывается от Ангела евангельскому пастуху рождение Младенца …
p.s. просьба не принимать как бесполезность обрядов для пастуха.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: сквозь ловушки времени и пространства
« Ответ #35 : 14 Октябрь 2010, 10:32:27 »
 :-o
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: сквозь ловушки времени и пространства
« Ответ #36 : 14 Октябрь 2010, 15:40:41 »
Лучше уж самому разобрать пасторальные декорации, чем ждать, когда жизнь их в очередной раз на тебя обрушит.
Не уловил мысль.

Мысль в том, что ни в коем случае нельзя играть: ни в набожность, ни в монашество, ни в простеца, ни в мудреца. За такие игры жизнь потом бьет жестоко.

Так точно! Такая реалия представляется искажением смысла простоты в принципе. Трудно связать простоту с обрядами…

Обряд можно сравнить с одеждой. Одежда необходима, и здорово, когда одежда красива. Но плохо, когда одежда начинает властвовать над человеком. То же самое можно сказать и об обряде.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: сквозь ловушки времени и пространства
« Ответ #37 : 14 Октябрь 2010, 16:05:57 »
Мысль в том, что ни в коем случае нельзя играть: ни в набожность, ни в монашество, ни в простеца, ни в мудреца. За такие игры жизнь потом бьет жестоко.
Акцент в этом предложении на слове ИГРАТЬ? правильно понял?
Не вижу ничего зазорного ни в монашестве, ни в браке, ни в набожности, ни в простеце... Важно научиться быть самим собой. Иначе рано или поздно ждет встреча с реальным миром...

Пастушечьи декорации... полагаю правильно понял слово "pastorale"... Всегда задавал себе вопрос  :?, почему люди не говорят по русски, это пасторальные декорации?  :-D
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: сквозь ловушки времени и пространства
« Ответ #38 : 14 Октябрь 2010, 16:42:38 »
Да, Питирим, все верно.

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: сквозь ловушки времени и пространства
« Ответ #39 : 15 Октябрь 2010, 01:07:05 »
Обряд можно сравнить с одеждой. Одежда необходима, и здорово, когда одежда красива. Но плохо, когда одежда начинает властвовать над человеком. То же самое можно сказать и об обряде.
Хорошее сравнение. Можно развивать, что раз одежде лучше быть красивой: очищаем/омываем её покаянием, украшаем добродетелями и т.д.
 Все наши добродетели (любовь, мир, радость, долготерпение…) в неискажённом виде являются несозданными свойствами Творца. Мы даже ими называем Его: Щедр, Милостив, Долготерпелив, есть Любовь. Значит, примеряя эту одежду, остаётся не быть манекеном, но со-менять внутреннюю природу, тогда и восприятие этих одежд будет приближаться к верному, как к несозданным (нетварным) свойствам нашего подобия Творца. (а истинный Образ Отца лишь Христос, мы созданы по образу, наверно так вернее уточнить…)
 Помимо одежды, хочется сравнить (те же обряды) со снаряжением, на поверхности внешних вод одеваем его для безопасного погружения во внутренние. Наверняка были уже подобные аллегории. Волхв хорошо готовится, заряжает баллоны акваланга, протирает стёкла маски; а пастух просто ныряет с задержкой дыхания, как это делают ловцы жемчуга…С аквалангом или без, путь во внутренние воды за Жемчужиной.
Мысль в том, что ни в коем случае нельзя играть: ни в набожность, ни в монашество, ни в простеца, ни в мудреца. За такие игры жизнь потом бьет жестоко.
Акцент в этом предложении на слове ИГРАТЬ? правильно понял?
Не вижу ничего зазорного ни в монашестве, ни в браке, ни в набожности, ни в простеце... Важно научиться быть самим собой.
Детям хорошо, даже играют искренне, не заморачиваются выглядеть глупо... Именно гордость, страх "выглядеть не так" часто препятствуют искренности. Ловушка, при том что одежды добродетелей одевать совсем и "не зазорно"...
 В одеждах добродетелей идём на брачный пир (Мф.22:2-14), или на маскарад.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: сквозь ловушки времени и пространства
« Ответ #40 : 15 Октябрь 2010, 13:32:58 »
Помимо одежды, хочется сравнить (те же обряды) со снаряжением, на поверхности внешних вод одеваем его для безопасного погружения во внутренние. Наверняка были уже подобные аллегории. Волхв хорошо готовится, заряжает баллоны акваланга, протирает стёкла маски; а пастух просто ныряет с задержкой дыхания, как это делают ловцы жемчуга…С аквалангом или без, путь во внутренние воды за Жемчужиной.

Иногда чувствуешь себя петухом из басни Крылова, который нашел жемчужное зерно и размышляет, а к чему оно?
Мгновения внутреннего безмолвия прерываются кукареканьем ума-петуха, которому не нужен жемчуг, а нужны обычные зерна.
Жемчужина как будто то и дело оказывается в твоих руках, но она - не из твоего мира. Не знаешь, что с ней делать дальше. А дальше - крик петуха. Раз, другой... Не в этом ли, кстати, один из смыслов евангельского эпизода об отречении Петра?

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: сквозь ловушки времени и пространства
« Ответ #41 : 15 Октябрь 2010, 23:23:44 »
 Не знаю, Антиквар…
 Есть старая память о родном Эдеме, истинно нашем мире…Заботливый и любящий зов Творца к Адаму (Быт.3:9) звучит... Отголоски безмятежной и тихой вечности в сердце человека; «Адам, где ты?» заложен в наших генах Вопрос, на который нет ответа, но он звучит в вечности… Находящимся в яме потомкам Адама трудно смириться перед постоянством любви Божией, так что на вопрос «Где ты?» криво отвечаем «Как же так!». Логичней ответить «В яме!», и освещать этот мрак Светом Жемчужины, и в её лучах отделять зерна от плевел. В этом настоящем питаемся зерном, не жемчугом.
 Насчёт эпизода с отречением Петра...всякая трактовка позволительна, но не всякая полезна :-)...особенно ленивому.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: сквозь ловушки времени и пространства
« Ответ #42 : 16 Октябрь 2010, 00:35:02 »
Не знаю, Антиквар…
 Есть старая память о родном Эдеме, истинно нашем мире…Заботливый и любящий зов Творца к Адаму (Быт.3:9) звучит... Отголоски безмятежной и тихой вечности в сердце человека; «Адам, где ты?» заложен в наших генах

Тихий вечер. Прошлое искрится
где-то рядом, за глухой стеной.
Мчится золотая колесница
над Землей - не этой, а иной,
над Землей, где жили мы когда-то,
а быть может, и не жили мы,
где пылали алые закаты
и звучали песни тишины.
Что это, игра воображенья?
Или просто память нас томит?

В темном небе  - мелких звезд круженье,
и пунктиры замкнутых орбит.

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: сквозь ловушки времени и пространства
« Ответ #43 : 16 Октябрь 2010, 04:01:16 »
Цитировать
И тает в уголках минойских глаз
Видение потерянного рая.
Но если древность красоты полна,
То носят нас по кругу времена!
То Византия, то Святая Русь, то "как в апостольской экклезии".
От сей ловушки временной лишь откажусь ради Эдема, как кричит в брате Поэзия:
Что это, игра воображенья?
Или просто память нас томит?
Нет утешенья в Музе: нет в её словах смиренья. :cry:
На самом-то деле, она сама помнит всеобщее Отпадение от Творца...
Перед Возвращением, попробуем сублимировать её в русло сердечного Богу моления: Господи Иисусе Христе, помилуй меня!

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: сквозь ловушки времени и пространства
« Ответ #44 : 16 Октябрь 2010, 14:12:33 »
Нет утешенья в Музе: нет в её словах смиренья. :cry:
На самом-то деле, она сама помнит всеобщее Отпадение от Творца...
Перед Возвращением, попробуем сублимировать её в русло сердечного Богу моления: Господи Иисусе Христе, помилуй меня!

Собственно путешествия по разным странам и континентам и стихоплетство помогли (по крайней мере мне) прийти к двум вещам: 1) ощущение "потерянного рая", утраченного "золотого века", 2) многообразный мир без Православия был бы неполон.
Потом уже было время возвращения (а по сути вхождения) в Православие, поиск утраченного рая внутри себя.
Со временем менялось понимание Православия (от одной из религий, вплетенной в этот мир, до надмирного, надвременного). Утраченный рай пока не возвращен :) Надо бы развесить объявления на столбах и по вокзалам походить - может, где-нибудь в углу рядом с мусором валяется :)