О свободной воле человека святые отцы говорили осторожно. Например, Иоанн Дамаскин ТИПВ Глава XIV (58)
- "Должно знать, что о свободе говорят в различных смыслах иначе — в отношении к Богу, иначе — в отношении к ангелам, и (еще) иначе в отношении к людям".
"И еще: если в существах бессловесных природа управляет, то в человеке, движущимся свободно, соответственно своему хотению, — она (сама) служит началом управляемым. Следовательно, человек способен к хотению по природе. И еще: если человек сотворен по образу блаженного и пресущественного Божества, а Божие естество по природе имеет способность свободного выбора и хотения, — то, следовательно, и человек, как образ Его, по природе имеет способность свободного выбора и хотения. Ибо отцы определили способность свободного выбора как хотение".
Дамаскин находит различное состояние свободы у Бога, ангелов и людей. А отличителная от Божей любая свобода, неизбежно имеет в себе где то не свободу, ибо абсолютно свободен только Бог принципом бесконечности Его природы.
Дамаскин видит свободу человека в ВЫБОРЕ. Так ли это на самом деле, свободна ли воля человека выбором? Разберём досканально процесс выбора. Для любого выбора необходима свобода. Кто даёт свободу к выбору человеку и другим тварям? Бог даёт. Следовательно возможность свободы к выбору человека определяет воля Божья. Используя свободу к выбору, человек собственной волей реализует эту возможность, выбирая одно, отказывается и не свободен выбрать другое. Следовательно, где человек применяет собственную волю, заканчивается свобода.
До выбора, - ПРАВО на свободу. - Божья воля.
Выбором человека, - наступает ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за реализацию собственной воли человека.
Не потому ли змей научал Еву с Адамом вкусить запретный плод, что бы они применили собственную волю, и познав выбор своеволием, потеряли волю Божью?
А как же Бог, имеет возможность выбирать и выбирает ли? У кого всё есть, в выборе нужды не имеет, но имеет возможность к выбору, не теряяч свободу, не отвергая выбором другие варианты. И здесь мы подходим первой заповеди Христа, - ВОЗЛЮБИ. Любовь не выбирает, нельзя полюбить человека, а букашку или цветок не полюбить. На сколько мы любим цветок или букашку, настолько и любим брата своего. Нет, разумом мы говорим, что брата своего любим больше, а Бога, так вообще готовы зацеловать.....Но, это всего лишь наше желание, а не СОСТОЯНИЕ любви. На самом деле, состояние любви в нас на столько, на сколько любим букашку и цветок, - на сколько в нас Бога, а не лживой игры желаний собственной воли.
Такими рассуждениями, видится, что Бог производя выбор, не отвергает другие варианты, давая святость Собой Иоанну, не отвергает святость Павла, Петра и всех людей. Поэтому даже выбор Господа не лишает Его абсолютности свободы. А выбор человека между своеволием и волей Божей неизбежно лишает нас свободы. Посему в обобщающем значении бытия, у человека ВЫБОРА НЕТ. Или жить свободно волей Божей, или ограничить своё бытие собственной волей.