Таким образом, роль свободной воли в принятии нами решений мизерна.
Свободная воля не ориентирована на принятие каждодневных решений. Во всех рутинных жизненных процессах направляемся "рабочей разумной станцией" - гномической волей. Высчитывая всякие ходы-варианты практических надобностей.
Свободная воля - это не просто одна из "рабочих стадий" реализации гномической воли, а некое устойчивое внутреннее духовное устремление, которое ведет человека по жизни. В современных богословских трудах встречала формулу "
глубинная" (или глубокая) воля. Мысль такая, что за каждодневным выбором стоит глубокая воля, “истинная воля”, которая полностью формирует направление, в котором движется человек.
Человек
совершает свой главный выбор не на уровне совершения конкретных поступков, а на уровне предварительной мотивации и осмысления последствий совершенного. И здесь у каждого есть скрытая умственная направляющая.
Вот цитаты о том произволении, что имею в виду:
не следует вдаваться в богословские вопросы: это не спасительно, а даже вредно, и тонкое разбирательство их может привести к заблуждению, а правильное - к кичению. Но если нужно мое мнение, чтоб испытать его правильность, то я скажу, что произволение спасения есть единственная деятельность духа человеческого, необходимая в деле спасения. Не оно спасает человека, но оно необходимое условие в спасении. И предваряет его призвание Божие и утверждает его сила Божия, но все-таки оно от человека, хоть самое немощное, как и все человеческое.
Может быть.
Жизнь человека есть переживание во плоти неразумного устойчивого движения его духа.
Жизнь показывает человеку его неразумие в его поведении и в поведении других.
Неразумное духовное движение еще называют страстью. Жизнь, как образ страсти, предлагает человеку совершить страстные движения.
Человек может последовать предложению жизни, или попросить у Бога помощи в избавлении его от страсти.
В последнем предложении здесь очерчен
главный выбор человека: последовать предложению жизни в раскручивании имеющихся страстей, или занять противоположную позицию избавления от них, прося помощи у Господа. Все остальное (включая гномические волевые акты) - это уже конкретные частности развертывающегося процесса осуществления выбора.
Христианское таинство покаяния, через которое входят в Церковь - это смена основной жизненной ориентации, в прямом смысле слова "разворот". Оно напрямую увязано с реализацией главной, "глубинной" воли. Крещение выводит на источник сверх-природной силы - той, с которой соединены событием Боговоплощения.
То, что игуменья Арсения именует "произволением спасения" - это присутствует у спасающегося в каждом отдельном гномическом акте, это подмешано и является закваской и главной силой. Сила не от природной воли, а от сверх-природной, к которой христианин получает выход в таинстве крещения, приобщаясь Телу Христа, а тем самым - и к Божественной природной воле.