Исихазм

Автор Тема: Поверение помыслов памятью Божьей  (Прочитано 1637 раз)

Экстрасенс

  • Сообщений: 168
  • Я люблю помогать делать живое еще более живым...
    • Просмотр профиля

Прилог, помысел, сочетание с помыслом, греховное действие ...  На данном этапе для меня актуально поверение помыслов, прилоги чувствую как-бы с запозданием ... Прилог, честно говоря, трудно идентифицировать ...

Возникает помысел и в этот момент, если удается его выловить как-бы поверяешь его сердцем с Иисусовою молитвою и либо он уходит, либо на теле обнаруживается точка концентрация с молитвой на которой помогает освободиться от него.

К примеру недавно при блудном раззжении, при улавливании помысла, возникла точка концентрации - примерно крестец, после молитвы с вниманием в этой точке брань замедлилась и остановилась, причем достаточно бысторо.

Прочел у СВ. ИОАННА КАССИАН РИМЛЯНИНА о началах помыслов

Цитировать
Ведать подобает, что есть три начала наших помыслов: от Бога, от дьявола и от нас. От Бога, – когда Он удостаивает нас посетить просвещением Св. Духа, возбуждая в нас или рвение к высшему преуспеянию, или сокрушение о малоуспешности и поблажках лености и беспечности; или когда открывает нам небесные тайны, и намерения наши обращает к лучшим делам. Так Господь внушил Артаксерксу спросить памятные книги; и он, узнав по ним о благодеяниях Мардохея, тотчас отменил прежнее свое жестокое определение об избиении народа Иудейского (Есф. 6 гл.). Так и Апостолам обетовано: не вы будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас (Мф. 10, 20). – От дьявола происходят помыслы, когда он покушается преткнуть нас, возбуждая чрез них страстное услаждение, или с лукавейшею хитростью представляет зло под видом добра, преобразуясь пред нами в ангела светла (2 Кор. 11, 14). Так он вложил в сердце Иуде Искариотскому предать Господа (Иоан. 13, 2), – и Анании, – солгать Духу Святому (Деян. 5, 3). – От нас самих рождаются помыслы, когда естественно воспоминаем, что видели, слышали, или делали ( – Соб. 1.19).

Эту троякую причину помыслов надлежит нам всегда иметь во внимании, чтоб по ним не обсуждать возникающие в сердце нашем помыслы и соответственно тому относиться к ним.

а затем о поверении помыслов памятью Божьей

Цитировать

Почему все внимание наше должно быть всегда устремлено на то одно, – чтоб живо возвращать к памятованию о Боге помыслы от их блуждания и круговращения. Как тот, кто хочет верно возвести и вверху свести свод купола, шнуром из центра постоянно обводит кругом постройку, и таким образом дает одинаковое всюду направление округлению ее; кто же без этого посредства покусится совершить такое дело, тот, хотя бы обладал большим искусством, не может соблюсти непогрешительно правильность округлости, и одним взглядом не может определить, на сколько отступил от нее, не прибегая к сказанному указателю правильности: так и дух наш, если, утвердив в себе любительную память Божию, как некий неподвижный центр, не будет потом, из нее исходя, и с нею обходя в каждый момент все свои делания и труды, ею как пробою, определять качество помыслов и начинаний, чтоб одни принимать, а другие отвергать, и ею же, как верным циркулем, давать направление всему делаемому; то никак не построит, как следует, того духовного здания, коего архитектор есть Павел (1 Кор. 3, 10), и не сообщит ему красоты того дома, какой, желая устроить Господу в сердце своем, блаженный Давид взывал: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея (Пс. 25) но не смысленно возведет в сердце своем дом некрасивый, Духа Святого недостойный и всегда готовый разрушиться, долженствуя не славу за то получить от чаемого, но не удостаившего зайти в такое жилище посетителя (т.е. Духа Святого), а плачевно быть подавленным под развалинами своего построения ( – Собес. 24, 6).

СВЯТОЙ ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН. БОРЬБА С ПОМЫСЛАМИ, И ЧРЕЗ НИХ СО ЗЛЫМИ ДУХАМИ, СОПРОВОЖДАЮЩАЯ ВСЯКИЕ ДРУГИЕ БОРЬБЫ,
И ПЕРЕЖИВАЮЩАЯ ИХ ВСЕ  ДОБРОТОЛЮБИЕ
В РУССКОМ ПЕРЕВОДЕ
ДОПОЛНЕННОЕ
ТОМ ВТОРОЙ

 http://www.psylib.ukrweb.net/books/dobrl02/txt14.htm

Какие есть вообще опытные приемы поверения помыслов? И конечно же как научиться чувствовать прилоги и с ними бороться? (Как вариант думаю возможна молитва с концентрацией в точке вхождения прилога)
« Последнее редактирование: 21 Ноябрь 2010, 05:03:47 от Экстрасенс »

Экстрасенс

  • Сообщений: 168
  • Я люблю помогать делать живое еще более живым...
    • Просмотр профиля

Re: Поверение помыслов памятью Божьей
« Ответ #1 : 21 Ноябрь 2010, 05:21:05 »
Трудно привыкнуть к тому, что поверять помыслы необходимо всегда ... Даже какое-то уныние подкатывает к горлу ...  Работа на данном этапе кажется просто "не детской" ... Такое впечатление, что как в ядерной физике - частицами, происходит постоянная бомбардировка прилогами, причем чередуя или одновременно, гордость, осуждение, блуд, еда, униние, духовная пустота, превозношение и т.д.

Однако удивительно то, что это раньше воспринималось как данность, а оказалось с этим можно бороться ...

А не только твердить о том, что нужно терпеть искушение ...

И еще, есть, видимо, особенность в том, к чему в данный момент наиболее удопреклонен ум, тело и т.д., какому виду прилогов, а затем и помыслов соответствует в данный момент состояние тела, ума, психики ...

Не поверенный помысел как бы заполняет мысли и становится на какое-то время предметом мысленного пережевывания, если же и здесь не остановить, занимает все внимание, всю концентрацию мысли, а затем порождает действие ...

Видимо бесы "секут" внешние проявления, взгляды, мимику, позу ... видимые точки приложения внимания и затем оказывают соответствующее действие ... Отслеживают результаты и бьют дальше ...  Думаю в борьбе с этим могут помочь маленькие стратегические и тактические хитрости, приемы ... Некоторые из них есть к примеру в теме "Усиление брани при Иисусовой молитве"

Насколько понимаю главным в борьбе с помыслами является борьба с точками "зацепления" или с силами, которые позволяют им начинать действовать путем концентрации на них с молитвой, и таким образом их очищения и восстановления ...

Внимательная И.м. в памяти Божией является в моем случае хорошим индикатором и средством поверения помыслов ... Однако пока не представляю как все более утончать внимание и делать эту работу непрестанно ... Очень уж большое напряжение ... Наверное только помощь Того, Кто помог узнать и о том что такое вообще поверение помыслов, о чем раньше слушал, но не слышал ...
 
« Последнее редактирование: 21 Ноябрь 2010, 05:33:57 от Экстрасенс »

Экстрасенс

  • Сообщений: 168
  • Я люблю помогать делать живое еще более живым...
    • Просмотр профиля

Re: Поверение помыслов памятью Божьей
« Ответ #2 : 22 Ноябрь 2010, 23:14:26 »
Цитировать
Alexander
Administrator

Сообщений: 5508


            Искушения во сне - что делать?
« Ответ #7 : 30 Сентября 2004, 15:15:43 »   

Можно говорить о нескольких уровнях (способах) непринятия помыслов в бодрствующем состоянии. Чаще это достаточно внешний контроль, когда отмечаются и отметаются не сами помыслы и не приходящие извне (или возбуждаемые помыслами) страсти (именно внедрение страстей, проходящее незаметно, имеет частым следствием т.н. искушения во сне), а уже выращенные и укоренившие в уме мысли и страстные поползновения, задевающие плоть. Кроме того, при внешнем контроле часто создается только иллюзия трезвенного отношения к себе, когда игнорируется суета помыслов и буйство страстей.

При должном трезвении, когда приходящие помыслы не принимаются, остается большая вероятность, что они (помыслы) далеко не уходят и остаются как бы на периферии сознания. В момент засыпания их деятельность активизируются, и именно они ведут человека по искусительным снам. Посему надо учиться засыпать в утишенном и молитвенном состоянии, вверяя себя в руки Божии.

Плохие сны можно научиться пресекать и выходить из них сознательно и молитвенно.

Если не получается пресечь сон, когда неконтролируемая часть нас ублажается и не может (не хочет) расстаться с искусительными переживаниями, первое, что следует сделать по пробуждении, - это не унывать. Уныние вторгается властно и повергает, если не в депрессию, то в меланхолию, провоцируя упаднические настроения. Требуется смирение, т.е. понимание и мирное принятие ситуации такой, какая она есть. Ситуация принимается, а грех отвергается, поэтому вместе со смирением должно быть дерзновенное желание измениться, несмотря на все свои немощи. И огромное доверие Богу - такое доверие дарит тихую радость преодоления: "В Нем я смогу измениться!" Так можно быстро излечить негативные последствия дурного сна, не забывая его и не переживая заново в своих испугах и унынии.

Если не забывать сон, то при трезвении в бодрствующем состоянии можно поймать "за хвост" приходившиеся ночью в ярких соблазнительных образах нечистые силы. Посмотреть на них и сказать: "Ага! Оказывается в этот "невинный" разговор по телефону вплетены нити осуждения, зависти или похоти..." Или увидеть свою реакцию на взгляды лиц противоположного пола, или поймать себя за желание обаять... скажем, священника на исповеди. И т.п. Борьба с нечистыми силами, которые оказались "засвеченными", - уже другая тема.

Экстрасенс

  • Сообщений: 168
  • Я люблю помогать делать живое еще более живым...
    • Просмотр профиля

Re: Поверение помыслов памятью Божьей
« Ответ #3 : 27 Ноябрь 2010, 12:38:44 »
Цитировать
Alexander
Administrator

Сообщений: 5510


            Борьба с помыслами
« Ответ #1 : 27 Декабря 2004, 22:47:03 »   

Здравствуйте!

Вы правы, отслеживание помыслов в дневное время, когда приходится вести активной образ жизни, является очень важным элементом исихастской практики. Требуется сочетание уединенной молитвы в специально выделенные для этого часы и молитвенного трезвения днем: при общении с другими людьми, в транспорте, на работе. Нужен большой навык для умелого перехода от уединения, когда зарождается огонек сердечной молитвы, к активной деятельности с неизбежной суетой и ослаблением внимания. Приходится вырабатывать состояние "незаинтересованного" наблюдателя - внутреннего человека, который не вовлекается в активный процесс внешней деятельности и не поглощается им.

Здесь я назвал два приема, способствующие отражению греховных помыслов. Это сочетание молитвы в уединении с трезвением при внешней активности и  отстраненность внутренннего наблюдателя, который отслеживает внешнего человека и, по мере приобретения опыта, может контролировать и направлять его. Другой прием - нахождение свободных минут (даже секунд) днем, когда можно углубиться в себя и постараться найти тонкую нить связи с сердцем.  Также вечером перед сном впечатления, накопленные днем, должны быть сняты, ум очищен и чувства  освобождены от дневных волнений.

Вот уж воистину перед тем как сохдавать тему надо покопаться в том что уже обсуждалось, при чем на высоком уровне...

Вот в этой самой внешней активности повернуться ко внутреннему не самое простое, при чем в силу того, что кажется что и так всегда успеешь это сделать потом, а сейчас есть и более важные нгасущные внешние дела ...

Экстрасенс

  • Сообщений: 168
  • Я люблю помогать делать живое еще более живым...
    • Просмотр профиля

Re: Поверение помыслов памятью Божьей
« Ответ #4 : 28 Ноябрь 2010, 12:45:02 »
И еще почувствовал насколько важно волевое устремление к Богу, которое Он Сам только и может подарить. Которое несмотря на все разгорячения, падения скорби, теплясь в сознании, даст возможность не терять из вида главное Самого Бога. Чтобы не потерять Его ни за теплотой молитвы, ни за бедами и напастями, ни за мирскими удовольствиями ...

Показалось, что воля как-то связана с гортанью ...

Устремление к Богу, видимо с ее очищением ...