Исихазм

Автор Тема: Канон Андрея Критского  (Прочитано 21372 раз)

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Канон Андрея Критского
« : 11 Март 2011, 19:15:39 »
Хотел узнать ваше мнение относительно канона Андрея Критского.

По стечению обстоятельств за все время лишь один раз присутствовал на каноне, тогда ничего не понял и в памяти не отложилось ничего, помню было очень томительно..

Поделюсь письмом одного человека...

"В этом году мы впервые читали Канон Андрея Критского. Андрей нёс отпечаток состояния церкви того времени - в церкви было теплохладное лаодикийское состояние. Откр.3:16 – “Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих”.

Святой Андрей, мучился, взирая на своих пасомых. И эти его мучения выразились в каноне, которым он пытался пробудить души людей. Из жизни церкви практически исчезла радость спасённого грешника. Поэтому из каждого Библейского события Андрей Критский извлёк только вопль кающегося грешника, не примирённого со Христом.

Канон написан практически для оглашенных, для не знающих радости искупления. Во всём его каноне звучит одна горестная струна: я погиб, но есть надежда, что Бог может меня помиловать.
Он перечисляет в каноне такие грехи, о которых в церкви не должно было бы быть и речи. Весь канон его есть реквием начальной просительной молитвы. И только иногда прорывается благодарность, то есть попытка достичь второй ступени. Когда же он устремляется к третьей ступени славословия, то совершенно никак не связывает это по смыслу со всем каноном, с Библейскими событиями.

По замыслу же возрождённого свыше человека, христианина, согласно духа Нового Завета, его творение должно быть разбито, как минимум, на три части, и по продолжительности растянуто не менее, как на весь Великий пост.

Из каждого события, и очень часто надуманно, он буквально “выжимал” дух покаяния. Хотел ли он того, чтобы этот канон читался в первые четыре дня на первой неделе поста весь целиком, разбитый на четыре части? И тем более зараз на одном богослужении на пятой неделе поста в среду вечером (т.н. “Марьино стояние”) – этого мы уже никогда не узнаем.

Если это был его замысел, то он был не только неверен, но и порочен.

Святой Иоанн Златоуст, только изъясняя заглавие книги “Деяния Апостолов”, говорит шесть проповедей, каждая из которых продолжительностью два часа. Протестант Ярл Пейсти составил целую книгу из своих проповедей, посвящённых грозному пророку Илии.

Здесь же в быстром темпе мелькают двести четыре Библейских события от Бытия до Откровения, от Адама до антихриста. Даже зная Библию наизусть, невозможно настроить свой разум на несколько строк, в которых в сжатом виде говорится о Сауле, в других строчках о Давиде и т.д.

Если этот канон предназначался для чтения за один раз на одном богослужении, и потом этот канон не читался в течение года, считая, что слушатели-зрители-прохожане ознакомились с содержанием Библии, то этот канон выполняет роль “отмазки”, что будто бы дело сделано, все знают Библию. Учитывая то, что тогда Библий у народа вообще не было (стоимость одной Библии равнялась двадцатилетнему труду рабочего), и читая проповеди Златоуста, мы совершенно точно можем сказать, что все эти 204 события, вспоминающиеся в каноне, напирающие одно на другое, были народу неизвестны. Стоящие в храме прицеплялись к словам: “Помилуй меня, Боже, помилуй меня”, как и ныне. Таких ныне в храме 100%, считая священников, архиерея и патриарха.

Почему за 1300 лет после составления канона никто из верующих архиереев, богословов не подверг этот канон такому рассмотрению? Каждое Библейское событие несёт в себе информацию о том, как это было и как должно было быть.

Иначе сказать, из каждого события можно “выжать” просьбу (первая ступень); благодарение (вторая ступень) и славословие (третья ступень).

Неужели никогда в церкви за 1300 лет не было прослойки людей, примирившихся со Христом, уверовавших в Него всем сердцем, тех, о которых Писание говорит так: Фил.1:21 – “Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение”.

Мы можем попытаться проникнуть в полноту возможного замысла святого Андрея Критского. Второй канон его мог быть благодарственным, основанным на тех же Библейских событиях. И третий канон – песнь славословия, основанный точно так же, на тех же Библейских событиях.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #1 : 11 Март 2011, 19:21:16 »
Такой длинной службой при чтении канона Андрея Критского, утомительной и не приводящей к сокрушению, шаблонно делается попытка ввести людей в покаянное состояние, но это абсолютно не достигается. Эти пяти и более часовые стояния выражаются в словах: «отстоял службу», и этим всё кончается. Шаблонно-трафаретный перенос канона и такое монотонно-непонятное чтение совершенно не достигает цели."

Андрей Критский (жил около 660-740), архиепископ, преподобный. Византийский ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона, читаемого на 1-й и 5-й седмицах Великого поста, был в числе подписавших анафему VI Вселенскому Собору. Впоследствии Андрей Критский раскаивался в том, что подписал еретическое определение. Традиция связывает с этим событием составление его знаменитого Великого канона. (Подобно, как и самый покаянный 50 псалом Давида был вызван его страшным грехопадением).
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Кристина

  • Сообщений: 561
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #2 : 11 Март 2011, 19:33:55 »
Мне очень понравилась служба в первый день поста...было легко. Но я даже и не думала о том, что какая то служба, чтение канонов (тех кто реально раскаялся) вообще может привести к покаянию....??? Это нонсенс по-моему.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #3 : 11 Март 2011, 19:37:49 »
Бывает необыкновенное состояние тела и ума на длинных службах, когда неожиданно, после полного отчаяния от усталости, от своей тупости и нежелания далее продолжать, возникает "второе дыхание" и входит сильная энергия осознавания и яркости восприятия как самого текста [на церковнославянском], так и живого религиозного чувства.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #4 : 11 Март 2011, 19:44:19 »
Такой длинной службой при чтении канона Андрея Критского, утомительной и не приводящей к сокрушению, шаблонно делается попытка ввести людей в покаянное состояние, но это абсолютно не достигается. Эти пяти и более часовые стояния выражаются в словах: «отстоял службу», и этим всё кончается.

Позволю себе возразить на основе личного опыта: чтение канона для меня, пожалуй, одна из немногих служб годового круга, когда действительно оказываешься близок к покаянному состоянию.
Чтение канона Андрея Критского - это не попытка "вогнать" себя в покаяние, это скорее панорамный взгляд на собственную жизнь с ее раскаянными и нераскаянными грехами.
Но, безусловно, есть такая проблема: покаянные каноны перед Причастием, ежевечернее исповедание грехов по молитвослову и многое другое, как бы подразумевают, что ты всегда будешь грешником и святым тебе не стать.
Вот сегодня исповедался перед причащением на Литургии Преждеосвященных Даров и - вперед, отбивать дальше поклоны "Господи, Владыко живота моего..." А в голове мысль: "Я ж исповедовался только что". Но ведь не будешь же стоять на литургии, когда все на колени встают.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #5 : 12 Март 2011, 00:28:31 »
Великий покаянный канон Андрея Критского - плач человека о его грешной душе.
Большая его часть понятна почти всем верующим.
Да многого и не надо.
Прямые призывы канона к покаянию цепляют не меньше, чем упоминание иных библейских сюжетов ...
Без покаянного канона Андрея Критского не мыслю православной службы и православной веры.
Когда не бываю на чтении покаянного канона Андрея Критского в храме, то в тот день читаю его дома в уединении ...
Тогда канон звучит в сердце по другому, и плач о моей грешной душе становится реальным моим плачем ...
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #6 : 12 Март 2011, 01:05:36 »
Сергий не разделяю ваших взглядов.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #7 : 12 Март 2011, 13:37:12 »
Бывает необыкновенное состояние тела и ума на длинных службах, когда неожиданно, после полного отчаяния от усталости, от своей тупости и нежелания далее продолжать, возникает "второе дыхание" и входит сильная энергия осознавания и яркости восприятия как самого текста [на церковнославянском], так и живого религиозного чувства.

Бывает...и на Каноне Критского это особенно ощутимо...  :-)

Вот сегодня исповедался перед причащением на Литургии Преждеосвященных Даров и - вперед, отбивать дальше поклоны "Господи, Владыко живота моего..." А в голове мысль: "Я ж исповедовался только что". Но ведь не будешь же стоять на литургии, когда все на колени встают.
Даже если б поисповедовавшись мы вдруг и обожились, полагаю, что и тогда поклониться Владыке было бы не зазорно лишний раз...  :-)
А тут не успеешь получить разрешение грехов, как помыслы уже и атакуют...  :-( мда...прямо хоть снова ныряй под епитрахиль...и нет нам покоя от них...эээх...  :-( даже на Литургии Преждеосвященных Даров...  :-)
« Последнее редактирование: 12 Март 2011, 13:49:00 от Gabriel »

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #8 : 12 Март 2011, 13:51:41 »
Тогда канон звучит в сердце по другому, и плач о моей грешной душе становится реальным моим плачем ...
Не ну...живут же люди :-)...
Опишите КАК это--реальный плачь?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #9 : 12 Март 2011, 14:04:36 »
Сказать что либо определённое трудно мне :-)...
Поэтому :-)...как обычно...погоню пургу :-)...

Раньше...много услышав о каноне и его пользе...однажды попал на его чтение...вроде как хорошо...только ЧТО хорошо...не помню :-)...зато чётко помню тотальное НЕпонимание перечисляемых библейских событий...и...желание уловить смысл...и понимание, что всё равно НИКОГДА не смогу узнать Библию так как пр.Андрей...
Однако парочка событий всё же осозналась :-)...а остальное прошло как то мимо...
Думаю что непонимание того о чём говорится в каноне...убивает пользу от него...почти полностью...

Т.е. эффект примерно такой же как если читают так быстро и неразборчиво...что шестопсалмие которое полунаизусть :-) знаю, едва угадывается :-)...

И ваще :-)...всю службу на русский...стасидии во все храмы :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #10 : 12 Март 2011, 14:14:30 »
Даже если на русском и сидя внимать, то душе то понятней вряд ли станет...у души иной язык и она становится понятливей только когда смиренно приникает к подножию Престола Владыки...а тело при этом может и вниз головой висеть... :-)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #11 : 12 Март 2011, 14:16:23 »
письмо хорошие соображения несет, но заметна некоторая утопичность у автора, особенно насчет примирившихся со Христом... Питирим, а кто автор? Всмысле не имя фамилия, а его "портрет из добродетелей"?

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #12 : 12 Март 2011, 14:21:50 »
а тело при этом может и вниз головой находиться... :-)
Да...НО...хотелось бы всё же посидеть иногда :-)...Я в очередной раз работу сменил :-)...спина отваливается...и...старушек жалко :-)...

Псалтирь в русском переводе читал...открыл много нового :-)...и...что характерно...появилось желание в толкования заглянуть :-)...а раньше такого желания не возникало...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Сергий

  • "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".(с)
  • Сообщений: 7746
  • "αγαπατε друг друга" - основа ученья (с).
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #13 : 12 Март 2011, 19:49:54 »
Вот ссылка http://www.bogoslovy.ru/kanonvel1.htm
По ней можно найти  Великий канон Андрея Критского с синхронным переводом на русский и ссылками на примеры Ветхого и Нового Заветов.
Прочтите и скажите - что там непонятного?
Все просто и ясно и за душу цепляет до плача. Даже если отдельные сюжеты Ветхого завета не знаешь, но таких сюжетов меньшинство явное. В остальном смысл слов и выражений предельно ясен.
Дома я канон читаю когда на русском, когда на старославянском.
Ощущения при этом возникают схожие.
Это действительно Великий покаянный канон.
По-другому не скажешь.
Не нам, Господи, не нам, но имени твоему даждь славу о милости твоей и истине твоей:
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!  Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Аминь.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Канон Андрея Критского
« Ответ #14 : 12 Март 2011, 20:18:15 »
Прочтите и скажите - что там непонятного?
Начиная с 5 песни начинаются непонятности...и до 8 включительно...
Спасибо за ссылку...можно прочитать разобраться...поискать в сети толкования указанных моментов...
В целом...засесть за научный труд...составить для себя монографию :-)...
Однако...пожалуй не соберусь это сделать никогда...
Наверное...нам дОлжно знать Библию конечно...всенепременно...и Новый и Ветхий завет...НО...практика показывает, что 99% НЕ ЗНАЕТ её настолько что бы без научной проработки понимать смысл покаянного канона...

И для кого тогда он написан...
Все просто и ясно и за душу цепляет до плача. Даже если отдельные сюжеты Ветхого завета не знаешь, но таких сюжетов меньшинство явное. В остальном смысл слов и выражений предельно ясен.
Дома я канон читаю когда на русском, когда на старославянском.
Ощущения при этом возникают схожие.
Это действительно Великий покаянный канон.
По-другому не скажешь.
Да...великий...НО...непонятный для большинства :-)...
Держите ссылочку :-)...
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=169108
Несколько раз пытался слушать...красиво конечно...однако не пошло...ну на меня не угодишь :-)...как моя бабушка говорила :-)...
Не сердитесь на меня пожалуста :-)...ну я ваще нЕслух...и...осёл :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.