Исихазм

Автор Тема: Борьба с гордостью  (Прочитано 24774 раз)

vual

  • Сообщений: 1058
    • Просмотр профиля

Re: Борьба с гордостью
« Ответ #15 : 27 Май 2011, 15:48:22 »
Вот образец гордости:
претерпите всех возражающих Вам на этом форуме с любовью и гордость как рукой снимет, да еще и не огрызаясь им, как это делаю я.
- следовательно, делайте всё наоборот!

Если серьёзно: Гордость, это неправильная оценка своей значимости. А поскольку "значимость" определяется в сравнении, то одновременно тянется и неправильная оценка "чужой" значимости, а точнее "не значимости". А за этим тянется большая проблема: как возлюбить ближнего своего как самого себя.

ОЙ! пардон-пардон! я не правильно построила фразу я имела ввиду, что я всем огрызаюсь, а Вы мол не огрызайтесь так как я.

beibut

  • Гость
Re: Борьба с гордостью
« Ответ #16 : 27 Май 2011, 16:05:14 »
Нужна помощь! я очень болею эти недугом
Кто нибудь может рассказать об эфективных методах борьбы с гордостью
Заранее благодарен
Опишите тогда на что жалуетесь :-)...гордость мать всех грехов...что бы понять ЧТО вы имеете в виду...напишите подробней...и конкретней...
я ее в себе чувствую.Проявляеться она допустим сделают мне замечание, а я негодую.я просто знаю что она во мне есть(в серезных размерах).а не раз впадал в прелесть по причине гордости
я впадал в очень тяжелые грехи и несмотря на это гордости не чуть не убавилость.чо делать с этой страстью незнаю,
поэтому и создал эту тему


 

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Борьба с гордостью
« Ответ #17 : 27 Май 2011, 16:09:46 »
поэтому и создал эту тему.
Может просто не торопитесь.
Христос сказал: "Я Путь".
И эта жизнь дана нам для этого пути.
А мы хотим все и сразу.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

лулий

  • Сообщений: 163
    • Просмотр профиля

Re: Борьба с гордостью
« Ответ #18 : 27 Май 2011, 16:18:45 »
.чо делать с этой страстью незнаю,
поэтому и создал эту тему

Любая страсть имеет свою систему жизнеобеспечения. Если страсть "не убиваема", то надо заняться поиском: 1) что она ест. 2) что она пьёт. 3) чем она дышит.
Когда найдёте ответы, сможете уморить гадину голодом.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Борьба с гордостью
« Ответ #19 : 27 Май 2011, 16:25:23 »
чо делать с этой страстью незнаю,
поэтому и создал эту тему
По слову отцов...в духовной жизни важен поэтапный подход...сначала надлежит побороть страсти телесные...и только за тем, переходить к борьбе со страстями душевными...гордость кроме того что страсть душевная, да ещё и самая глубока...и самая сильная...её наверное следует оставить на потом...

Я стараюсь бороться с одной двумя страстями(телесными) активно...а другие, которые наиболее заметны, как бы в фоновом режиме...как бы боковым зрением...стараюсь противоборствовать им...но...это не доминирует...т.е. между делом :-)...
Мне ТАК кажется...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Борьба с гордостью
« Ответ #20 : 27 Май 2011, 16:26:34 »

Когда найдёте ответы, сможете уморить гадину голодом.
Ага :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Борьба с гордостью
« Ответ #21 : 27 Май 2011, 16:44:53 »
beibut, "наша гордость самая гордостная гордость в мире" :-), и так думать это тоже гордыня. :-) Вы просите эффективные методы борьбы с гордостью у таких же больных как и Вы, может даже намного хуже, и это не есть правильно. Здесь говорить от себя - тоже признак гордыни. :-)
А вообще тема очень замечательная, и действительно самая главная и важная в борьбе со страстями.
Для меня это тоже сейчас самая больная тема, так как в нашей семье она очень сильно развита: от неё и страшный гнев и почти полное отсутствие любви к людям. :-(

Гордость - противоположные ей добродетели смирение и кротость. Попробуйте искать "как приобрести смирение", в инете очень много есть чего почитать. Например:
http://veruj.ru/Gordynya
http://minds.by/article/35.html
http://forum.optina.ru/topic/26/
http://krotov.info/acts/05/marsel/kass175.html
И очень советую послушать эти лекции, особенно последние про борьбу со страстями (Нравственное богословие): http://www.predanie.ru/mp3/ierei_Vadim_Korzhevskiy_lektsii/ 

Самое страшное, что с Божией помощью, возвысившись над мирской гордостью, мы впадаем в "православную" гордыню. Это намного страшнее мирской: возносимся и тщеславимся (или даже тщеславимся что не тщеславимся) молитвой, постом, отличным образом жизни от других, знанием Святых Отцов, Священного Писания, Богослужений и прочее, прочее, прочее - т.е. становимся настоящими фарисеями. И главное, что если мы думаем что это не так, то это есть ещё большая гордость чем предыдущие.

"Общее начало пути борьбы с гордостью - начать жить по Евангелию, стараться исполнять Заповеди Божии и жить в послушании у Бога, Церкви, наставника, брата. Тогда мы начинаем видеть себя какие мы есть на самом деле, и от этого смиряться. Увидев и почувствовав  себя настоящими грешниками, начинаем часто молиться, и тогда молитва "Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!", начинает течь из ума и от сердца, и становится непрерывной мольбой о помиловании. Получается непрестанная молитва - непрестанное покаяние. И душа кающегося человека, просящего о помиловании, не может естественным образом не смиряться ..."
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Борьба с гордостью
« Ответ #22 : 27 Май 2011, 16:55:22 »
По слову отцов...в духовной жизни важен поэтапный подход...сначала надлежит побороть страсти телесные...и только за тем, переходить к борьбе со страстями душевными..
Угу.
Типа это что-то различное в духовном мире.
Не так. Уж простите.

Не буду спорить далее Игорь, но телесное неотрывно от душевного и от духовного.
И что тут первично и определяющее нас задумайтесь сами.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Борьба с гордостью
« Ответ #23 : 27 Май 2011, 16:55:34 »
Так как гордость это продолжение тщеславия, и найти границу нелегко, то выложу разные выборки и по тщеславию и по гордости.
Цитировать
6.   Тщеславие.
Тщеславие есть такое состояние индивида, при котором ведущим мотивом в его деятельности является поиск социального одобрения. Замечательное определение тщеславия дает прп. Иоанн Лествичник: "Тщеславие - изменение естества, развращение нравов, наблюдение укоризн" [47]. "Изменением естества" Лествичник называет тщеславие потому, что человек постоянно делает насилие над собой, чтобы показаться в угоду окружающим не таким, каков он есть на самом деле. "Развращение нравов" связано с тем, что объективной морали такой человек не признает: он ситуационно ориентируется на те нормы, которые приняты группой, в которой он находится в настоящий момент. "Наблюдение (т.е. повышенное внимание) укоризн" происходит у такого человека потому, что ему оказывается сверхважным то, что о нем думают другие.
Чтоб немощному не впасть в это, и в славолюбие, ему должно всячески избегать многословия и прекращать разговор, извиняясь чем-нибудь и удаляясь от разговаривающих. – Когда разговор приносит пользу и не служит препятствием более нужному делу, то стой, пока разговаривают; если же разговор этот не полезен, скажи: простите, я немощен, – и удались.
Тщеславие
Тщеславие есть первая дочь превозношения. Поэтому оно часто называется, вместо своей матери, первым из семи смертных грехов. Тщеславие рождает многие другие ошибки и недостатки. О тщеславии мы скажем немного, потому что мы достаточно сказали о его матери. Знай точно, чтобы понять его природу, что возношений человеческих, относящихся к почести, существует пять: похвала, честь, молва, слава и благоговение или почтение. Похвала - если ты восхваляешь кого-то благими словами, зная его доблести. Честь - когда ты внимателен и почтителен к знаку его избранничества. Молва - это объявление и свидетельство народа о каком-то почтенном деле. Слава - чистое признание достоинства других, соединенное с похвалой. Благоговение - это деяние, которым ты подобающим образом почитаешь благость ближнего.
Тщеславие есть безпричинное желание показать и объявить свое достоинство, благородство и некую видимость добра, чтобы принять либо славу, либо иметь хорошую молву, или что другое из названного выше.
Если ты делаешь все во славу Божию и для вразумления ближнего, то ты не грешишь, потому что Господь желает, чтобы стали явными добрые дела, да будет прославлена Его милость. Но очень грешит тщеславием тот, кто желает получить какое-то из пяти вышеназванных благ, не разбирая средств и считая их самоцелью.
Грешит, кто хвалится, что совершил грех (то есть, что убил, развратничал и тому подобное). Грешит, кто ради почестей среди людей преступает закон (как, к примеру, судьи, которые, чтобы не потерять дружелюбие царя или другого начальника, или свою должность, судят неправедно).
Бывает, что ради мирской славы человек наглеет, но, того не подозревая, такой безсовестный сослужит службу другим, ибо ближний, претерпев зло, будет с ним судиться, что послужит наукой и детям. А в итоге наглец может усовеститься.
Дочерей у тщеславия семь. Первая - хвастовство, когда некто превозносит себя больше, чем он есть, или в своем благородстве, или знании, или богатстве, или в ином чем. Вторая - поиск новых вещей и удовольствий, то есть новых блюд и способов угождения чреву, новых одежд и прочего, чтобы другие люди тобой удивлялись и восхищались. Третья - притворство, когда ты притворяешься и изображаешь себя доблестнее других; но даже если ты это делаешь с целью дать пример ближнему, такое поведение является грехом. Четвертая - непреклонность, то есть упрямство. Пятая - несогласие. Шестая - сварливость. Седьмая - непослушание. Эти семь - суть грехи непозволительные, но не смертные, если только ты не делаешь что-то с презрением к Божиему Закону или с большим соблазном для ближнего.
Знай точно, что порочный во всем демон имеет обычай делать три рва на пути всякого благого делания, чтобы сбросить тебя в один из них, если ему удастся. Первое - он создает трудности и показывает тебе дело невозможным, чтобы ты убоялся его делать и не начинал ничего доброго. Второе - он измышляет нечто и противоборствует, чтобы убедить тебя не делать полезного дела для Бога, но указывает другую цель и с другой мыслью. А если он увидит, что не победил тебя ни тем, ни другим, то страстно и одержимо силится сбросить тебя в третий ров, то есть восхваляет и славит тебя, чтобы ты тщеславился и тем рассеял плод хорошего дела. Для этого достаточно тщеславия, ибо оно мыслится одним со своей матерью - превозношением. И те толкования, которые мы написали о превозношении, ты можешь относить и к тщеславию. Но помимо того, нужно сказать кое-что и отдельно о тщеславии.
Совершенно истинным является, что в мире были люди славные, гораздо более известные, чем ты, но они умерли и вечно мучаются в аду, а мы их восхваляем и говорим о них только хорошее, повествуя об их славе. И какую пользу им приносит великая слава их имени, слышная по всей земле? Какую помощь получает их душа от похвал человеческих? Никакую!
Итак, полезнее бы тебе было обратить свои очи, человек, от земной и временной славы - к небесной и вечной, от людей - к Богу. На это нужно расходовать все свои деяния, ибо Бог сотворил тебя не ради пустой и суетной славы, но ради истинной и небесной.
Он тебе дал жизнь, чтобы ты с помощью нее постигал свою цель.А великую пользу здесь приносят добродетели и хорошие дела.Оставь суетность славы заблуждающегося мира, если желаешь удостоиться славы на Небесах, которую тебе приготовил Бог. Исполняй вот три каких вещи, чтобы совершенно избежать тщеславия:
1. Совершай тайно твои благие дела и подвиги, чтобы о них никто не узнал.
2. Когда люди тебя хвалят, думай о своих грехах. Болезнуй и скорби сердцем при похвалах, которые тебе дают за малую добродетель, которую видят, ибо грехов твоих не знают.
3. Относи все свои почести к благодетельному Богу и отдавай Ему всю воздаваемую тебе похвалу. Бог - причина всякого блага. Ему подобает всякая слава и благодарение. Какое бы добро ты ни сделал, ты не должен тщеславно похваляться, ибо сам бы ты без Божией помощи и благодати ничего не осуществил. Если Господь не созиждет дома добродетелей, то напрасно мы трудимся. Лучше быть грешником со смирением, чем праведником в превозношении: даже если тебе будут по плечу все добродетельные подвиги, но станешь смотреть свысока, тебя предадут мучению. Ты можешь увериться в истине из двух примеров (их нужно было бы написать в предыдущей главе “О превозношении”, но чтобы та глава не была слишком большой, а эта - слишком маленькой, мы написали их здесь).
Страсть тщеславия
Определение страсти
Тщеславие – пристрастие к тщетной (напрасной, бесполезной) славе, любовь к почестям. Существует два основных вида тщеславия. Один вид побуждает превозноситься плотскими преимуществами и видимыми вещами, а также своими достоинствами или талантами: богатством, силой, красотой, хорошей семьей, образованием, голосом, одеждой. Другой вид побуждает превозноситься духовными преимуществами: постом, милостыней, милосердием, смирением и т.п.
Преподобный Амвросий Оптинский по поводу страсти тщеславия приводил такую поговорку: «Не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь – сам лопнешь» [ 60 ]. Прп. Иоанн Лествичник говорит об этой страсти следующее: «Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но на самом деле угождает не Богу, а людям» (Леств.22:5).
Вразумление инока старцем за грех тщеславия: Некогда во время праздника братия вкушали трапезу в церкви. Там был брат, не евший вареной пищи. Прислужнику передали, что один из братии говорит, будто не ест вареного и просит соли. Прислужник подозвал другого брата и сказал перед всем собранием: такой-то брат не ест вареного, принеси ему соли. Тогда встал один из старцев и сказал ему: “Лучше бы ты ел в своей кельи мясо, нежели услышать такое перед всем собранием” [ 61 ].
Чаще всего особым образом поражены страстью тщеславия политики, киноактеры, спортсмены, художники, писатели. На тщеславного человека очень сильное влияние имеет мода.
Средства борьбы со страстью
Главное средство борьбы с тщеславием – смирение.
1) Никогда ничего не делать по тщеславию: ни милостыни, ни молитвы, ни поста, (см. Евангелие от Матфея 6 гл.).
2) Совершать действия, противоположные тщеславию.
3) Недоверие своим добродетелям.
Старец не прельстился явлением «архангела»: Некоему брату явился диавол, преобразившись в Ангела света, и сказал ему: “Я, Архангел Гавриил, послан к тебе”. Старец на это отвечал: “Смотри! Не к кому ли другому ты послан? Потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы”. Диавол тотчас исчез. Старцы говорили: “Если и поистине явится к тебе Ангел, не прими его легковерно, но смирись, говоря: “Я, живя в грехах, недостоин видеть Ангелов” [ 63 ].
4) Старайся при других никогда не делать того, чего не делают другие.
5) Грех тщеславия побеждается так же смиренномудрием, т.е. поступай так, как должны поступать смиренные. Св. Григорий Синаит пишет по этому поводу следующее: «Есть семь разных деланий и расположений, вводящих и руководящих к этому богоданному смирению, кои взаимно входят в состав друг друга и друг от друга происходят: 1) молчание, 2) смиренное о себе думание, 3) смиренное говорение, 4) смиренное одеяние, 5) самоуничижение, 6) сокрушение, 7) последность – иметь себя во всем последним» [ 64 ].
Седьмая страсть – тщеславие – многообразна и разновидна, встречается везде и во всем. Она старается уязвить христианина  через наружный вид (одежду),   походку,   голос, пост, молитву, отшельничество, чтение, знания, молчание, послушание, смирение, долготерпение. Тщеславие не ослабляется ни возрастом, ни уединением, ни пустыней. Тщеславие искушает и приятным звуком голоса и истощенной постом  плотью, и красотой тела, и благородством родителей… «Иногда, - говорит  преподобный Иоанн Кассиан, - тщеславие внушает монаху, что достоинства и богатства, которых может быть, никогда не мог бы и достигнуть, он очень легко получил бы, если бы оставался в миру. Тщеславие может внушать желание искать степеней клира с целью учить других и давать пример святости прочим священнослужителям. Свойства этой страсти старцы хорошо определяют под образом  лука и чеснока, которые, по снятии одного покрова, оказываются покрытыми другим, столько оказывается покровов, сколько их будет снято». Особенно опасным становится тщеславие, когда оно соединяется с добродетелями. «Прочие страсти, - размышляет преподобный Иоанн Кассиан, - при противоборстве противоположных им добродетелей, открыто, как бы ясным днем воюющие, удобнее можно победить, а эта, прильнувши к добродетелям, вмешавшись в строй войска, сражается как в темную ночь, потому коварнее обманывает не ожидавших и не остерегавшихся её,  под видом добродетелей пронзает и режет победителя». Тщеславные люди, ради достижения влияния и власти над другими людьми, очень легко способны на предательство.
В зараженных страстью тщеславия явно просматривается недостаток истинного смирения, поэтому и лечиться от неё надо путем избегания всего того, что может нас выделить из других, вызвать у людей похвалы. Во всех наших поступках должны проявляться заботливая рачительность и рассудительность. Сделанное хорошо, подобает «охранять с должным вниманием». «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от единого Бога, не ищете», – говорит Господь (Ин. 5.44).
« Последнее редактирование: 27 Май 2011, 17:21:50 от Владимир Б. »
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Борьба с гордостью
« Ответ #24 : 27 Май 2011, 16:56:50 »
Цитировать
7.   Гордость.
Гордость представляет собой патологически преувеличенное представление о собственной самостоятельности, самодостаточности и независимости не только от социума, но и от Бога [48]. Таким образом, предметом страсти является сам человек и именно его качества и высокое достоинство. В отличие от страсти тщеславия, высокая самооценка такого человека не основывается на социальном одобрении, а переживается индивидом как объективный факт, независящий от социума.
Гордость и гордыня
Слова гордость и гордыня не только однокоренные, но и синонимичны. По свойству русского форма слова гордыня может означать непомерную гордость (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведова). Встречающаяся в литературе попытка провести оценочное различие этих слов, по-видимому, возникло из-за изменений в русском языке. В современном светском словоупотреблении гордость часто рассматривается как положительное качество. Например: чувствовать гордость за свою страну. На языке духовном гордость  всегда является самой опасной страстью. «Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостнее всех гордость сердца» (преп. Антоний Великий).Иеромонах Иов (Гумеров)
 Гордыня - (общеслав.: глупость, дурь), один из смертных грехов, превознесение над другими, спесь, чванство. Первая ступень гордости — тщеславие, когда гордец еще нуждается в похвале и одобрении других. Развитая гордость презирает чье-либо мнение. Гордость — грех сатаны. «Гордость,- писал Н. О. Лосский, — есть себялюбие, не допускающее никакого превосходства других существ над собою, никакого подчинения чужой воле». В понятиях Святой Руси гордец воспринимался как глупый, недалекий человек, его не любили и даже презирали: «Гордым быть — глупым слыть», «Спесь не ум», «Спесь в добро не вводит», «Спесь не к добру ведет», «Во всякой гордости черту много радости», «Чванство не ум, а недоумье», «Гордый покичился да во прах скатился». Святая Русь противопоставляет гордости понятия чести (достоинства) и смирения. «Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать», «Честь превыше всего», «Бесчестье хуже смерти».
О. Платонов
 Страсть гордости - самолюбие, самодовольство, самонадеянность, самоуверенность, самопревозношение, самоволие, презрение и ненависть к смирению и покаянию, стыд исповедовать свои грехи,
хамство, насмешничество ,ирония, дерзость, желание настоять на своем, в соединении со страстью гнева- конфликтность.
 Гордость - презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость; омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души.
Гордости Противостоит любовь. К добродетели любви относятся изменение во время молитвы страха Божия в любовь Божию. Верность Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения, Несказанное, сладостное влечение всего человека любовию к Господу Иисусу Христу и к поклоняемой Святой Троице. Зрение, в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних, благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним, братская, чистая, ко всем равная, радостная, беспристрастная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Восхищение в молитву и любовь ума, сердца и всего тела. Несказанное наслаждение тела радостию духовною. Бездействие телесных чувств при молитве. Разрешение от немоты сердечного языка. Прекращение молитвы от духовной сладости. Молчание ума. Просвещение ума и сердца. Молитвенная сила, побеждающая грех. Мир Христов. Отступление всех страстей. Поглощение всех разумений превосходящим разумом Христовым. Богословие. Познание существ бестелесных. Немощь греховных помыслов, не могущих изобразиться в уме. Сладость и обильное утешение при скорбях. Зрение устроений человеческих. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения... Конец бесконечен!
Гордости два вида: первый – презрение ближних; второй – приписывание себе добрых дел [ 30 ].
Страсть гордости
Определение страсти
Гордость – чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим; заносчивость, высокомерие, зазнайство. Существует два основных вида гордости. Один вид побуждает превозноситься над братьями, другой же вид приписывает все добрые дела себе.
Авва Дорофей пишет по этому поводу следующее: «Первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его, как ничего незначащего, а себя считает выше его; таковой, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то, мало-помалу, приходит и во вторую гордость, так что возгордится и против самого Бога; и подвиги, и добродетели свои приписывает себе, а не Богу, как будто сам собою совершил их, своим разумом и тщанием, а не помощью Божьей. Поистине, братия мои, знаю я одного, пришедшего некогда в сие жалкое состояние. Сначала, если кто из братии говорил ему что-либо, он уничижал каждого и возражал: “Что значит такой-то? Нет никого (достойного), кроме Зосимы и подобного ему”. Потом начал и сих осуждать и говорить: “Нет никого (достойного), кроме Макария”. Спустя немного, начал говорить: “Что такое Макарий? Нет никого (достойного), кроме Василия и Григория”. Но скоро начал осуждать и сих, говоря; “Что такое Василий? И что такое Григорий? Нет никого (достойного), кроме Петра и Павла”. Я говорил ему: “Поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать.” И поверьте мне, чрез несколько времени он начал говорить: “Что такое Петр? И что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы”. Наконец возгордился он и против самого Бога, и таким образом лишился ума. Посему-то должны мы, братья мои, подвизаться всеми силами нашими против первой гордости, дабы, мало-помалу, не впасть и во вторую, т.е. в совершенную гордыню» [ 65 ].
Прп. Иоанн Лествичник говорит об этой страсти следующее: «Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божьей, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы. Начало гордости – корень тщеславия; средина – уничижение ближнего, бесстыдное проповедание своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец – отвержение Божьей помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав» (Леств.23:1-2).
Владимир Даль приводит в своем словаре интересные русские народные пословицы, связанные с гордостью: «Гордым быть – глупым слыть. Сатана гордился – с неба свалился, фараон гордился – в море утопился, а мы гордимся – куда годимся?» [ 66 ].
Как распознать в себе гордость?
Гордый человек обидчив, самолюбив, ему тяжело просить прощения, он никогда не уступает в споре, не любит слушаться, не любит приказных интонаций, а лишь смиренные просьбы, подвержен вспышкам гнева, помнит зло, осуждает других людей [ 67 ], не терпит нарушения своей воли, тяжело переносит неудачи в делах, замечания воспринимает как оскорбления, похвалами упивается [ 68 ]. Прп. Иоанн Лествичник приводит такой пример: «Один премудрый старец духовно увещевал гордящегося брата, но он, ослепленный, сказал ему: “Прости меня, отче, я не горд”. Мудрый же старец возразил: “Чем же ты, сын мой, яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь: я не горд”» (Леств. 23:14).
Печаль-есть составная часть гордости, а гордость - есть "семя сатаны".На вопрос: "Как распознать в себе гордость?" Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее:

"Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле. Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, так что и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко. Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко.
Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко".
Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости.
Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так: "Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься".
И еще он же пишет: "Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет".
Происхождение гордости
Прп. Иоанн Лествичник пишет: «Некогда я уловил сию безумную прелестницу в сердце моем, внесенную в него на плечах ее матери, тщеславия. Связав обеих узами послушания и бив их бичем смирения, я понуждал их сказать мне, как они вошли в мою душу? Наконец, под ударами, они говорили: мы не имеем ни начала, ни рождения, ибо мы сами начальницы и родительницы всех страстей. Не мало воюет против нас сокрушение сердца, рождаемое от повиновения. Быть кому-нибудь подчиненными мы не терпим; посему-то мы, и на небе пожелав начальствовать, отступили оттуда. Кратко сказать: мы родительницы всего противного смиренномудрию; а что ему споспешествует, то нам сопротивляется. Впрочем, если мы и на небесах явились в такой силе, то куда ты убежишь от лица нашего? Мы весьма часто следуем за терпением поруганий, за исполнением послушания и безгневия, непамятозлобия и служения ближним. Наши исчадия суть падения мужей духовных: гнев, клевета, досада, раздражительность, вопль, хула, лицемерие, ненависть, зависть, прекословие, своенравие, непокорство. Есть только одно, чему мы не имеем силы противиться; будучи сильно тобою биемы, мы и на сие тебе скажем: если будешь искренно укорять себя пред Господом, то презришь нас, как паутину. Ты видишь, говорила гордость, что конь, на котором я еду, есть тщеславие; преподобное же смирение и самоукорение посмеются коню и всаднику его, и со сладостию воспоют победную оную песнь: поим Господеви, славно бо прославился: коня и всадника вверже в море (Исх. 15, 1), и в бездну смирения» (Леств.23:38).
Средства борьбы со страстью
Главное средство борьбы с гордостью – смирение и любовь.
1) Прп. авва Дорофей пишет: «Один брат спросил старца: что есть смирение? – Старец отвечал: «Смирение есть дело великое и божественное; путем же к смирению служат телесные труды, совершаемые разумно; также чтобы считать себя ниже всех, и постоянно молиться Богу – это путь к смирению; самое же смирение божественно и непостижимо» [ 69 ].
2) Преп. Филофей Синайский пишет: «Потребно нам великое смирение, если искреннее имеем попечение о хранении ума в Господе: во-первых, в отношении к Богу и, во-вторых, в отношении к людям. Всячески должны мы сокрушать свое сердце, изыскивая и в дело вводя все, могущее смирять его. Сокрушает же и смиряет сердце, как известно, о прежней нашей в мире жизни память, если она припоминается нами как следует, также память о всех грехах от юности; когда кто пересматривает их умом по частям, обыкновенно и смиряет, и слезы рождает, и ко всесердечному благодарению Бога подвигает нас, как всегдашняя действенная (до чувства доводимая) память о смерти, которая притом рождает и плач радостный со сладостию, и трезвение ума. Преимущественно же смиряет мудрование наше и располагает потуплять очи в землю воспоминание о страстях Господа нашего Иисуса Христа, когда кто проходит их в памяти и все подробно воспоминает. Это подает также и слезы. Сверх того, истинно смиряют душу великие Божии благодеяния именно к нам, когда кто подробно перечисляет их и пересматривает: ибо мы имеем брань с гордыми, неблагодарными демонами» [ 70 ].
3) Очень способствует борьбе с гордостью послушание и покорность.
4) Важно для победы над страстью укорять себя самого.
5) Просить прощения у других людей.
6) Просить у других людей помощи.
7) Молиться о всех своих нуждах, даже самых простых.
8) Приписывать все добрые дела Богу.
9) Для излечения крайних степеней гордости может помочь тяжелый физический труд.

Восьмая страсть – гордость – самая лютая и свирепая, уничтожающая не одну только противоположную ей добродетель - смирение, а все добродетели.      «Эта страсть, - размышляет преподобный Иоанн Кассиан, -  хотя последняя по времени борьбы с пороками, и по порядку исчисления ставится последней, а по важности и по времени она первая». Это такая губительная болезнь, которая повреждает смертоносным расстройством не один член или его часть, а все тело. Ею заболевают и новоначальные, могут заболеть ею и стоящие почти наверху  добродетелей. Сила ее жестокости хорошо видна в том, что тот  «ангел, который за превосходство блеска и красоты своей назван Люцифером, низвержен с неба ни за какой другой порок, а за этот». Признаки гордости очевидны: надменность, несоблюдение каких-либо правил послушания или подчинения, упрямство, превозношение, самомнение, самонадеянность, пренебрежение интересами других, холодность к благочестию, крикливость в разговоре, в веселии - громкий разливающийся смех,  в печальном случае - неразумная скорбь, в ответе - строптивость, в речи - легкомысленность… Она не имеет терпения, чужда любви, дерзка для нанесения оскорблений, а к перенесению их малодушна… Победить страсть гордости – этого злейшего духа - возможно лишь с помощью благодати Божией, милосердия Божия, полагая в основании страх Божий и стяжав смирение, которое происходит от кротости и простоты сердца.  Стоит заметить, что ошибаются те, кто пытается смирять других людей насильственным образом. В таком случае страсть гордости усугубляется озлоблением на смиряющегося, скрыванием сердечного гнева. Смирение, по примеру Господа, Который волею взошёл на крест, должно быть свободным. Лучше усердно помолиться за гордеца или показать пример своего смирения.  Надо всегда помнить, что без усилий и трудов невозможно достигнуть  евангельского совершенства, но и своими трудами, без благодати Божией, никто не может достигнуть совершенства. На этом победоносном пути огромное значение имеют размышления о страданиях нашего  Спасителя и всех святых, также о том, что мы через некоторое время переселимся из этого мира и по скором окончании этой жизни тотчас будем соучастниками их. Последние размышления весьма полезны не только для истребления гордости, но и всех пороков.
Совершенной чистоты достигают тогда, когда помнят, что Бог видит и знает не только все дела, но и самые тайные мысли, и когда видят, что за все сказанное и сделанное должно будет дать отчет на последнем и Страшной Суде.
Как бороться с гордыней?
Надо знать, что тело нам дал Господь. Душа, способности, таланты - тоже от Него. Все, что мы делаем, делаем с помощью Божией. Своего у нас ничего нет - чем же гордиться? Помню, было мне 47 лет. Я тогда сказал: "Я прожил уже 47 лет, и ни разу у меня зубы не болели". В эту ночь я не заснул из-за зубной боли. Еле дождался утра. Так что на себя надеяться нельзя. Спросят: "У тебя зубы больные?" Надо ответить: "Господь пока хранит, милует".
Один священник мне рассказывал: "Я 20 лет прослужил. У других на Причастии бывали случаи - опрокидывали Чашу, Тело Христово роняли. У меня всегда все хорошо. Только я так подумал, в тот же день на антиминс пролил Кровь Христову"... Нас хранит только благодать Божия! Себя нигде нельзя ставить вперед. Если Господь тебе дает энергию совершать какое-то доброе дело, ничего себе не приписывай! "Не я, а Господь", - так апостол Павел говорил. - "Я больше всех из апостолов потрудился; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною" (1 Кор. 15.10). Господь же говорит нам: "Без Меня не можете делать ничего" (Ин.15,5).
Один благочестивый старец, для того, чтобы находиться в смиренном духе, на стене написал слова - подсказки. Когда бес лести его донимал, нашептывал: "Ты уже совершенный", он смотрел на стену и читал: "А имеешь ли ты совершенную любовь к Богу и к ближнему? " "Любишь ли ты врагов? " И начинал себя обличать: "Все это - ложь. Ты не любишь всем сердцем, всей душой ни Бога, ни ближнего, ни врагов. У тебя нет совершенной любви". Приходит ему мысль и он читает: "Имеешь ли ты сердечную молитву? Можешь ли ты непрестанно молиться, как апостол Павел учит? " И говорит себе: "Лжец. Ты не имеешь молитвы постоянной. Не имеешь молитвы сердечной". Так у него много было написано ответов на смещающие душу мысли от врага, и он сам себя обличал, смирял. Люди, подобные ему, так достигали смирения.
А в Киево-Печерской Лавре жил монах; послушание нес на кухне. Он, себя смиряя, говорил: "Господи, все спасутся, один я погибну". Смотрел на огонь печи: "Одна моя окаянная душа будет в огне гореть". И плакал. Его святые мощи покоятся в пещерах...
Гордыня - это самый центральный грех, центральный узел, который увязывает все пороки и страсти. Если человек раздражился, обиделся, сказал кому-то грубое слово, подумал о ком-то плохое, это значит, что этот человек находится в гордыне. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: "Человек впал в блуд? Прежде всего он впал в гордость, а блуд - это уже следствие греха. И любой грех так в нас проявляется, через гордыню - начало всех греховных начал".
Только тогда в нас нет гордыни, когда мы не любим тщеславиться, не любим говорить о своих добрых делах, не видим в другом человеке его грехов, а видим только свои. Человек, смиренный душой, постоянно стремится к молитве. Ему всегда хочется слушать слово Божие, идти в церковь, читать священные книги, упражняться в богомыслии. Этот человек терпит все скорби, поношения и оскорбления, всякого рода неприятности. И поверьте, он за все благодарит Бога.
« Последнее редактирование: 27 Май 2011, 17:22:03 от Владимир Б. »
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Афанасий

  • Сообщений: 939
    • Просмотр профиля

Re: Борьба с гордостью
« Ответ #25 : 27 Май 2011, 16:59:20 »
Так как гордость это продолжение тщеславия, ...........

Тщеславие есть продолжение гордости.
Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Борьба с гордостью
« Ответ #26 : 27 Май 2011, 17:03:58 »
Тщеславие есть продолжение гордости.
Нет, не верно. Именно растущее тщеславие порождает гордость. Гордость - это как бы заключительная страсть. Далее человек становится сатаной.
"Прп. Иоанн Лествичник говорит об этой страсти следующее: начало гордости – корень тщеславия;"

Почитайте по ссылкам и выписки. Это, в основе, Святые Отцы.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

beibut

  • Гость
Re: Борьба с гордостью
« Ответ #27 : 27 Май 2011, 17:04:38 »
спасибо всем за ответы (особенно Владимир Б.)

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Борьба с гордостью
« Ответ #28 : 27 Май 2011, 17:04:56 »
7.   Гордость.
Владимир...это всё ваши личные мысли?...или вы привели цитату?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Борьба с гордостью
« Ответ #29 : 27 Май 2011, 17:06:14 »
Тщеславие есть продолжение гордости.
Да...во всяком случае с.о. так пишут :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.