Единое Тело Церкви имеет и единую Главу - Иисуса Христа (Ефес. 5:23; Колосс. 1:18). Православное учение не знает иного Главу Церкви; это не значит, однако, что земная Вселенская Церковь не имеет власти, осуществляемой человеческой инстанцией. Носителем такой власти является вселенский епископат - преемник апостольского священства.
Православная Церковь видит во Вселенском соборе высшую инстанцию земной Церкви, которая находится под
прямым водительством Святого Духа! Первым примером собора является Апостольский Собор в Иерусалиме 51 г., описанный в «Деяниях Святых Апостолов.» Св. Кирилл Александрийский так писал об Отцах Первого Вселенского Собора:
«Не они говорили, но сам Дух Бога и Отца.» Поскольку Вселенский собор водится Духом Святым, нет точного канонического определения Вселенского собора. Главный плод Св. Духа, передаваемый через собор, есть
орос – точное определение истины. О оросах сказано в ответе Восточных Патриархов: «В Божественных догматах никогда нет места икономии или снисхождению, так как они непоколебимы и хранятся со всяким благочестием всеми православными как нерушимые; и тот, кто преступит малейший из этих догматов, осуждается и анафематствуется как раскольник и еретик, и все считают его отлученным.» В связи с этим Соборам принадлежит право окончательного, не подлежащего отмене суждения о всяком учении, возникающем в Церкви, на тот предмет, соответствует ли оно Преданию или противоречит ему, а также право анафематствовать лжеучителей и их приверженцев.
Не нужно быть младенцами и думать, что Отцы зомбировались Св. Духом, аки пифии! Сам собор, есть собрание людей, и поэтому на них бывало всякое. Но то, что в итоге торжествовало православие, есть промысел Божий. То, что некоторые соборы объявлялись Вселенскими, есть плод синергии епископов и Духа Пятидесятницы, мистически пронизывающего Церковь со времён сионской горницы. Христос Духом Святым, посланным от Отца, управляет своей Церковью и доныне!
По интересующей Вас теме можно почитать это:
http://www.golubinski.ru/ecclesia/kartashev/sobory.htm