Изучал историю пару дней,хочу продолжить разговор.
Фактически первым церковным конфликтом и расколом в церкви,было не осуждения Ария,а раскол церкви в Карфагене и последующее осуждение Донатистов.
Раскол, начавшийся с элементарной борьбы за власть перерос в идейное противостояние,камнем преткновения на которой было право рукоположения,и отношение к отступникам,отрекавшимся от веры во время гонений... Можно,думаю,увидеть так.что церковь разделилась на часть лояльную и идущую на слияние с государственной властью и часть продолжающую стоять в оппозиции и независимости от государства.
Трех локальных соборов признавших правоту кафоликов,судя по всему и было достаточно чтоб император Константин начал воспринимать донатистов как врагов и начал гонения.
Также ключевым моментом убеждений донатистов было то что благодать не приходит и таинства не имеют силы,без святости иереев,на что их идейный противник Августин высказал тезис о независимости действия благодати от апостольской церкви и от святости её членов.Вот этот тезис хотелось бы обсудить. :-)раскол продолжался более сотни лет с перманентным гонением и оправданием донатистов..и через 100 лет был созван собор где принимало участие ПОЧТИ РАВНОЕ число кафоликов и донатистов..
Знаете какой вывод напрашивается?Что это была борьба за линию апостольской передачи рукоположений с её профанацией.Я конечно не берусь утверждать такое.но очень похоже.