Исихазм

Автор Тема: Душевные чувства  (Прочитано 18885 раз)

Нестор

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

Душевные чувства
« : 04 Июнь 2011, 00:06:29 »
В 1-м слове у св.Исаака говорится: "сердце приходит в изумление при смежении  двояких чувств его, плотских и душевных". Под плотскими чувствами подразумеваются пять телесных чувств (поправьте меня если я ошибаюсь), а что подразумевается под чувствами душевными? Что это за душевные чувства и сколько их?

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Душевные чувства
« Ответ #1 : 04 Июнь 2011, 01:12:18 »
В 1-м слове у св.Исаака говорится: "сердце приходит в изумление при смежении  двояких чувств его, плотских и душевных". Под плотскими чувствами подразумеваются пять телесных чувств (поправьте меня если я ошибаюсь), а что подразумевается под чувствами душевными? Что это за душевные чувства и сколько их?
Цитировать
Мы предлагаем следующее распределение душевных чувств по группам с несистематизированным подбором обозначений внутри групп:

   1. Чувства состояния:
         1. приятные: радость, удовольствие, легкость,ощущение счастья, ликование, спокойствие, удовлетворенность, уверенность;
         2. неприятные: тоска, тревога, страх, боязнь, неудовольствие, зловещее чувство, уныние, ностальгия, отчаяние, ужас, испуг, злость, гнев, ярость, зависть, ревность, скука.
   2. Оценочные чувства:
   3. Чувства самооценки:
         1. положительные: сила, гордость, тщеславие, чувство собственного достоинства, превосходство, упорство.
         2. отрицательные: стыд, чувство вины, раскаяние.
   4. Чувства оценки других:
         1. положительные: любовь, расположение, доверие, сострадание, уважение, интерес, одобрение, благодарность, благоговение, восхищение.
         2. отрицательные: ненависть, антипатия, недоверие, презрение, враждебность, насмешка, недовольство, возмущение.

Конечно, есть и двойственные чувства состояния, не являющимися однозначно приятными или неприятными, как говорят еще — «смешанные чувства». К ним относится печаль, часто также растерянность и смирение. Многие оценочные чувства тоже могут быть двойственными.

Т.е. можно предположить, что это в христианстве страсти и добродетели.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Re: Душевные чувства
« Ответ #2 : 04 Июнь 2011, 09:54:38 »
Цитировать
Конечно, есть и двойственные чувства состояния, не являющимися однозначно приятными или неприятными, как говорят еще — «смешанные чувства». К ним относится печаль, часто также растерянность и смирение. Многие оценочные чувства тоже могут быть двойственными.

Вспомнилась старая шутка:

Смешанные чувства – это когда ваша тёща летит в пропасть в вашем новом автомобиле.
(Неизвестный автор)

:-D
« Последнее редактирование: 04 Июнь 2011, 10:10:23 от Надежда »

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Душевные чувства
« Ответ #3 : 04 Июнь 2011, 12:27:26 »
В 1-м слове у св.Исаака говорится: "сердце приходит в изумление при смежении  двояких чувств его, плотских и душевных". Под плотскими чувствами подразумеваются пять телесных чувств (поправьте меня если я ошибаюсь), а что подразумевается под чувствами душевными? Что это за душевные чувства и сколько их?

Душевными чувствами считались в то время (вслед за Аристотелем) подчиняющиеся разуму части неразумной души: чувственно-пожелательная  и аффективно-эмоциональная, то есть вожделение и гнев. Условная локализация (то есть местонахождение логосов), как я полагаю, неразумной части души -- в середине живота, разумной (разума) -- в левой половине груди, в сердце (в то время как ума -- в голове).

Сами по себе природные логосы нейтральны по отношению к добру и злу. Не нейтральными их делает их направление (тропос) в ту или иную сторону, создаваемое свободной человеческой волей (при содействии других разумных сил, ангельских и демонических, а также -- в первом случае -- благодати). У падшего человека логосы вожделения и гнева направлены ко злу, и в соответствии с этим в сердечной области развиваются следующие страсти: чревоугодие и блуд, а также вспыльчивость, злоба и ненависть, числом тоже пять (деление страстей у разных отцов может несколько отличаться). Развитие страстей приводит к тому, что разум (ранее свободно управляющий логосами вожделения и гнева) перестает их не только видеть, но и ими управлять, при том что страсти им самим свободно управляют.

Первое, что делает подвижник, это усилиями тела ограничивает плотские чувства, а усилиями разума -- душевные, приводя таким образом (при содействии благодати) логосы вожделения и гнева в свое нейтральное (первозданное) состояние, а свое сердце, раздробленное действием страстей -- в первозданное единство, что и приводит его в изумление, как это пишет св. Исаак. То есть в такое состояние, когда оно не только свободно управляет своими логосами вожделения и гнева, но и -- при помощи ума -- созерцает их. И не только их, но и логосы всей твари, так как первоначальный замысел о человеке состоял в том, чтобы он не только неразумные логосы своей души, но и все неразумное (то есть не способное к самостоятельному движению) творение приводил к Богу. А он не сможет этого сделать, если прежде не научится управлять логосами своей неразумной части души

Таким образом, второе, что необходимо сделать подвижнику, уже управляющему логосами твари, это направить их к Богу. А для этого он, прежде всего, должен направить к Богу (пока еще нейтральные в смысле добра и зла) логосы своей неразумной части души, то есть превратить свое просто вожделение в стремление к Богу, а свой гнев, как простую аффективную реакцию на все окружающее, -- в любовь ко всему творению. Но это уже выходит за рамки того, что было сказано в этом отрывке у св. Исаака

viktor-sher

  • Сообщений: 218
    • Просмотр профиля

Re: Душевные чувства
« Ответ #4 : 04 Июнь 2011, 21:23:21 »
Мы предлагаем следующее распределение душевных чувств по группам с несистематизированным подбором обозначений внутри групп:
Всё спутано и не систематизировано. Кроме того, смешали и духовные чувства.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Душевные чувства
« Ответ #5 : 04 Июнь 2011, 21:52:17 »
Мы предлагаем следующее распределение душевных чувств по группам с несистематизированным подбором обозначений внутри групп:
Всё спутано и не систематизировано. Кроме того, смешали и духовные чувства.
Это для примера. Взято из мирских источников.
Но с другой стороны кто сможет отличить духовные движения (чувства) от душевных?
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

iunija

  • iunija1@inbox.lv
  • Сообщений: 4621
  • Смерти нет.
    • Просмотр профиля

Re: Душевные чувства
« Ответ #6 : 04 Июнь 2011, 23:52:39 »
Владимир Б.
Цитировать
Но с другой стороны кто сможет отличить духовные движения (чувства) от душевных?

Сам человек и сможет. А кто еще кроме него?
Судьба ведёт умного, тащит дурака и на плечах своих несёт блаженного, который показывает ей дорогу.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Re: Душевные чувства
« Ответ #7 : 05 Июнь 2011, 01:12:15 »
Сам человек и сможет. А кто еще кроме него?
Духовные движения очень тонки (не моё) и постигаются очень высокой жизнью (после очищения сердца), и в лучшем случае мы отличаем чистые душевные от телесно-душевных, в худшем - принимаем тонкие движения страстей за таковые (духовные).
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Нестор

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

Re: Душевные чувства
« Ответ #8 : 05 Июнь 2011, 08:17:50 »
Мы предлагаем следующее распределение душевных чувств /.../ радость, удовольствие, легкость,ощущение счастья, ликование, спокойствие, удовлетворенность, уверенность; тоска, тревога, страх, боязнь, неудовольствие, зловещее чувство, уныние, ностальгия, отчаяние, ужас, испуг, злость, гнев, ярость, зависть, ревность, скука...
По аналогии с телесными чувствами все вышеперечисленное является скорее предметами чувствования, как если бы на вопрос о том, что такое телесные чувства прозвучал бы ответ, что это свет, формы, звуки, сладость и т.п., т.е. то, что воспринимают органы чувств - зрение, слух, вкус... То же, что св.Исаак называет "чувствами", это, насколько я понимаю, не то, что воспринимается, а сами органы чувств, при "смежении" (затворении, закрытии) которых "сердце приходит в изумление".

Натолкнулся на еще оно место там же в 4-м Слове: "ум есть одно из душевных чувств". Но это не очень-то вписывается в то, что
Душевными чувствами считались в то время (вслед за Аристотелем) подчиняющиеся разуму части неразумной души
Хотя в ответе в целом что-то есть, только не пойму пока что, потом еще раз на свежую голову перечитаю.

Есть еще варианты?

viktor-sher

  • Сообщений: 218
    • Просмотр профиля

Re: Душевные чувства
« Ответ #9 : 05 Июнь 2011, 08:37:30 »
Но с другой стороны кто сможет отличить духовные движения (чувства) от душевных?
Зависть, гордыня, злость, высокоумие, тчеславие, раздражение, похоть, сребролюбие, осуждение, это духовные чувства, есть и добродетили, они противоположны порокам.
Душевные чувства, это восхищение предметом, радость, веселие, любование, любовь.
Душевные чувства отличаются от духовных, что происходят из вне и во вне и направлены на предмет.
Духовные чувства происходят внутри и исходят из сердца.
Например есть любовь душевная и любовь духовная.
Душевное есть земля, духовное - небо.
Закон призывает нас родится от плотского, через душевное, к духовному.

Кристина

  • Сообщений: 561
    • Просмотр профиля

Re: Душевные чувства
« Ответ #10 : 05 Июнь 2011, 09:39:07 »
То есть сначала нужно научиться испытывать душевные чувства ?

viktor-sher

  • Сообщений: 218
    • Просмотр профиля

Re: Душевные чувства
« Ответ #11 : 05 Июнь 2011, 11:04:56 »
То есть сначала нужно научиться испытывать душевные чувства ?
Плотские чувства, присущи животному миру и мы тоже рождаемся с ними, это есть инкстинт.
Душевные чувства, развиваются в нас по мере постижения прекрасного в этом чувственном, физическом мире. Интелект. Эстетика. Нравственность.
Духовные чувства, это рождение свыше, видение Логосов, постижение тайн. Одухотворённость.
Для Бога нужно именно это рождение.
Первые два, это земля, третье - небо.
Сказано, человек взят из земли, что бы родиться. Кто не родился, тот мёртв для Бога.
Мало кто остаётся только плотским, одни дибилы и алкоголики, в основном мы все душевные, любим фильмы, картины, смотреть на закат, умиляться при виде ребёнка, плакать от любви и сострадания...
Но мало кто достиг ведения.
По тому состоянию, которое имеет человек и определяется его вера.
Плотские, это язычники, буддисты, Иудеи...
Душевные, это христиане, секты, разные комбинации других религий...
Духовные, это православные, особенно первых веков.
Если кто будет говорить что он православный, но ходит в Храм только для получения душевных даров, то он не есть таков, но только по названию.
Духовный получает плоды внутрь себя прибывая.
Поэтому душевные качества надо не развивать, а преображать.
В видении прекрасного в физическом мире, видеть красоту Слова, Логоса. За буквой, видеть Дух.

Кристина

  • Сообщений: 561
    • Просмотр профиля

Re: Душевные чувства
« Ответ #12 : 05 Июнь 2011, 11:25:06 »
Спасибо!

Нестор

  • Сообщений: 28
    • Просмотр профиля

Re: Душевные чувства
« Ответ #13 : 05 Июнь 2011, 14:36:48 »
Натолкнулся на еще оно место там же в 4-м Слове: "ум есть одно из душевных чувств".

Есть еще варианты?

Да, и, если это конечно возможно, чтобы ответ выглядел как можно проще, типа:

1. Ум
2. ...
3. ...
и т.д.

viktor-sher

  • Сообщений: 218
    • Просмотр профиля

Re: Душевные чувства
« Ответ #14 : 05 Июнь 2011, 15:30:00 »
Натолкнулся на еще оно место там же в 4-м Слове: "ум есть одно из душевных чувств".

Есть еще варианты?
Ум бывает плотский, душевный и духовный.
Каждый человек, имея свой ум, не понимает другого. Бог из за нашиш грехов, некогда смешал языки и люди перестали понимать друг друга. В будущем веке, мы будем говорить на одном языке, т.к. все тварное упразднится, хотя каждый и будет занимать свою нишу.
Сей час же мы мыслим, а соответственно и выражаем свою мысль в соответствии со складом своего мышления. Например Иудей, который отверг Дух, говорит на плотском языке и не модет понять того, кто говорит на духовном. Католики говорят на чувственном, душевном языке и этот язык очень близко стоит к букве, поэтому мы и видим их религиозное прилюбодействие с Иудеями.
Ум хорошо познаётся Законом. Кто как понимает Закон, таков он и есть.
« Последнее редактирование: 05 Июнь 2011, 16:22:20 от viktor-sher »