Исихазм

Автор Тема: Воздействие тела на душу.(усложнённый опыт небытия)  (Прочитано 38994 раз)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

В ход идут теории о том, что, мол, от наркоза вид "исчезновения" другой нежели от смерти. Но кто это может подтвердить?
Ответ может быть только внутри своей собственной и напряжённой работы Умного Делания по обретению полной и окончательной убеждённости в личном безсмертии уже здесь и сейчас [да не души вовсе, а именно личности].
Мысли замечательные, но ведь мы имеем примеры вернувшихся к жизни подвижников, которые лили слезы гораздо более, чем познавшие ад в благодатном откровении, о чем я ранее написал. Недавно вспоминал повесть прп. Исихие:
Сегодня память Ирины
Считается вознесенной с телом.
год назад:
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1509.msg70756#msg70756
между прочим, Иоанн Лествичник пишет про Исихия Хоривита http://krotov.info/yakov/6_bios/18/horivit.htm , что его тело также исчезло. Видимо, уже воскресших святых не так уж и мало...
http://www.psylib.ukrweb.net/books/ioanles/txt06.htm
Цитата: Лествица. Слово 6, о памяти смерти
18. Не премину сообщить тебе повесть и об Исихии, иноке горы Хорива [3]. Он вел прежде самую нерадивую жизнь, и нисколько не заботился о душе своей; наконец, впавши в смертельную болезнь, с час времени казался совершенно умершим. Пришедши в себя он умолял всех нас, чтобы тотчас же от него удалились, и заключив дверь своей келлии, прожил в ней лет двенадцать, никому никогда не сказав ни малого, ни великого слова, и ничего не вкушая кроме хлеба и воды; но видя в затворе, как пред лицом Господним, ужасался и сетовал о том, что видел во время исступления, и никогда не изменял образа жизни своей, но постоянно был как бы вне себя, и не переставал тихо проливать теплые слезы. Когда же он приблизился к смерти, мы, отбив дверь, вошли в его келлию и, по многим прошении, услышали только сии слова: «Простите», - сказал он, - «кто стяжал память смерти, тот никогда не может согрешить». Мы изумились, видя, что в том, который был прежде столько нерадив, внезапно произошло такое блаженное изменение и преображение. Похоронивши его в усыпальнице близ ограды, мы по прошествии некоторого времени искали святых мощей его, но не могли найти. Господь и сим засвидетельствовал усердное и достохвальное покаяние Исихия и удостоверил нас, что Он приемлет и тех, которые и после многого нерадения хотят исправиться.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Подобные истории я слышал о других отцах. Но, что удивительно, в житии Ирины описатель и ее учитель Апеллиан пишет, что Господь послал ангела воскресить ее дабы посрамился хвалящийся ее погублением князь. Ангел там говорит к ней после воскресения, объясняя причину, хотя для святой мученицы разумнее было бы получить откровение до момента воскресения. Наверное, просто так описано, не совсем линейно. А иначе получается, что святая была усыплена до момента восставления.

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Цитата: житие Ирины
Он послал ангела Своего и восставил святую Ирину живой из гроба; при этом ангел Господень сказал ей:
- Хотя ты и совершила уже подвиг страдания своего, и подобало тебе уже почить, ибо ты достойна блаженства на небесах; но чтобы не возносились нечестивые и беззаконные, хвалящиеся, что они преодолели силу Бога нашего, иди в город...

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

И о сочетании тело-душа- Дух можно что-нибудь услышать?
Григорий Палама:
Цитата: Триады. Вопрос 3:43
...Макарий Великий говорит, что "душа, соединившаяся со светом небесного образа, уже и теперь
 в своей ипостаси [в своем существе] посвящается в знание тайн, в великий же день Воскресения и тело ее озарится тем же небесным образом славы" - "в ипостаси", добавляет он, чтобы никто не подумал, что озарение ограничивается знанием и рассуждением; особенно это касается духовного человека, состоящего по ипостаси из трех частей: благодати небесного духа, разумной души и земного тела...

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

потрясающе :-)
да … Дамаскин  и Брянчанинов, все же не бессмысленные вещи писали..

Как по Вашему можно сказать, что материальное тело это грубая форма души?
имхо нет нельзя – человек это единый целостный организм состоящий  из ума, души и тела, а не душа или дух реализовавшая/ий себя в материи..

И о сочетании тело-душа- Дух можно что-нибудь услышать?
это очень емкий вопрос - в православии   трехсоставное понимание устройства (дух/ум, душа и тело) называется – трихотомией, а двусоставное дихотомией... жестких ограничений  и запретов на  трихотомические взгляды нет, однако  репутация  трихотомического подхода серьезна подмочена ересями Оригена, с его учением о умах совечных Богу, т.е.  умах предсушествовавших душе и телу каждого человека, а Аполлинария,  учившего что Христос, воплотившись, принял не полное человеческое естество, но только душу и тело человеческие, ум же человеческий у него заменяло Божество, т.е. в каждой ереси значение ума  преувеличивалось, вплоть до придания ему статуса нетварности, а  вообще тут что бы разобраться надо  читать  литературу..

что подразумевают под словом ум?
ну  можно сказать что ум это некий орган, единого целостного человеческого организма  неизбежно задействуемый в процессе познания...
« Последнее редактирование: 06 Июнь 2011, 15:20:05 от 000 »

Анна-Мария

  • Гость
что подразумевают под словом ум?

Olga! Если Вы еще не читали эту работу, то, думаю, Вам будет небезынтересно.

http://www.hesychasm.ru/library/psychology/vlhs_3.htm

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

В ход идут теории о том, что, мол, от наркоза вид "исчезновения" другой нежели от смерти. Но кто это может подтвердить?

Полная аналогия. А разве нужно этому ещё какое-то другое подтверждение?!

Ответ может быть только внутри своей собственной и напряжённой работы Умного Делания по обретению полной и окончательной убеждённости в личном безсмертии уже здесь и сейчас [да не души вовсе, а именно личности].

Леонид, каким образом личность проявляет себя в "опыте небытия"? Когда Вы были под наркозом, Ваша личность себя как-то проявляла?



Брянчанинов в "Слове о смерти" говорит о том, что душа имеет весьма тонкое летучее тело, имеющее весь вид нашего грубого тела, все его члены, даже волосы, его характер лица — словом, полное сходство с ним.

<...>

Дамаскин в ТИПВ 2:12 определяет душу следующим образом - Душа есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая, по своей природе, телесными очами; бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры;

(выделено мной)

Не въезжаю. Как это - душа имеет "все его члены, даже волосы" и в то же время "не имеющая определённой фигуры"?


В качестве эпилога:

потрясающе :-)
да … Дамаскин  и Брянчанинов, все же не бессмысленные вещи писали..
« Последнее редактирование: 06 Июнь 2011, 16:06:18 от Надежда »

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Не въезжаю. Как это - душа имеет "все его члены, даже волосы" и в то же время "не имеющая определённой фигуры"?

 для того, чтобы "въехать" надо бы  Брянчанинова и Дамаскина прочитать, а потом еще и Ф.Затворника который с Брянчаниновым по этому вопросу спорил и не соглашался, и вот как раз после этого станет  понятно кто что говорил
и  почему именно так а не иначе..

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

для того, чтобы "въехать" надо бы  Брянчанинова и Дамаскина прочитать, а потом еще и Ф.Затворника который с Брянчаниновым по этому вопросу спорил и не соглашался, и вот как раз после этого станет  понятно кто что говорил и  почему именно так а не иначе..
(выделено мной)

То есть к этим двум противоречащим друг другу версиям надобно добавить третью трактовку, и тогда всё будет окей. Спасибо за совет.

Простите, а Вы сами чьим умом живёте - Брянчанинова, Дамаскина или Феофана Затворника?

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Простите, а Вы сами чьим умом живёте - Брянчанинова, Дамаскина или Феофана Затворника?

Надежда когда мне будет нужен совет  я  недвусмысленно попрошу его мне дать, а пока шли бы Вы лесом.. :-)

Надежда

  • Сообщений: 231
    • Просмотр профиля

Надежда когда мне будет нужен совет  я  недвусмысленно попрошу его мне дать, а пока шли бы Вы лесом.. :-)

Из леса я уже с Божьей помощью выбралась. Вам тоже желаю в трёх соснах (см выше - Б., Д., З.) не заблудиться.
Удачи, искатель! :)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Цитировать
Леонид, каким образом личность проявляет себя в "опыте небытия"? Когда Вы были под наркозом, Ваша личность себя как-то проявляла?
Зачем толочь воду в ступе?
В изначальном посте мной было сказано, что нет НИЧЕГО вообще [и личности, тем более].
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Думаю, что пока смерть не настанет фактически, душа так никак и не сможет отрешиться от тела.

В Лествице написано как св. Иоанн летал в Константинополь и причащался в храме св. Софии, не на самолёте же он летал, явно это было отделение души от тела и летала душа, а следовательно отделение души от тела практиковалось древними исихастами, значит они считали это важным.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля


поконкретней бы. :-).
Меня тут озарило, что тело это материальное проявление души.
Это логично.


Патриарх Константинопольский видел св. Иоанна когда тот был в храме,
значит душа была облечена в некое подобие тела.

Aндpeй

  • 3
  • Сообщений: 3015
    • Просмотр профиля

Григорий Палама:
Цитата: Триады. Вопрос 3:36
..Как теперь трудно увидеть, что у нас есть умная душа, способная существовать сама по себе, из-за этой плотной, смертной и неподатливой плоти, которая омрачает и тяготит душу, а главное заставляет воображать ее в виде тела или в других мечтательных образах, почему мы и не знаем духовного чувства, так в блаженной жизни будущего века у "сынов воскресения", по Евангелию Христову преображенных в ангельское достоинство, наоборот, тело как бы скрадется: оно истончится так, что вообще уже больше не будет казаться веществом и не будет противиться умным энергиям, потому что ум возьмет верх. Праведники поэтому и телесными чувствами будут вкушать там Божий свет.

Св. Григорий Палама в этой цитате, тоже вполне определённо говорит о важности отделения души от тела.