Сейчас нашел эту тему, спустя 2.5 года. Думал, может что-то я тогда не так понял, что мне в ответах написали, сейчас прочитаю и пойму. Но пришел к выводу, что просто не так поняли, что я имел в виду в вопросе, и стали отвечать не совсем на тот вопрос. А я не понял, что меня не поняли.
Недавно я прочитал у игумена Никона (Воробьева) в письме такие слова, что Бог хочет дать всем все дары, но не может, т.к. от них будет вред, это как раз имеет отношение к заданному вопросу. Меня заинтересовало тогда, в 2011 году, в чем конкретно будет вред от различения помыслов. Мог ли Бог устроить так, чтобы дети рождались уже с различением. Т.е. мы видим, что так не происходит, значит есть какая-то причина, а какая именно? Даже не "почему" (- т.к. нет трех степеней отречения и т.п.), а "зачем" - Бог же мог устроить, чтобы для различения не требовалось бесстрастие, а просто давалось бы различение так же, как способность говорить, видеть и слышать.
И тут даже в самом факте задания такого вопроса опять попадаем на тему вреда от даров - Бог мог бы и знания по любому вопросу дать, т.е. почему что-то в мире устроено так, а не иначе, только лишь бы это шло на пользу. Но простые знания, без исполнения на деле, или вообще отвлеченные, которые человек в данный момент использовать не может, только увеличивают гордость и/или отвлекают от других, нужных для спасения знаний. И сам такой вопрос у меня возник тогда от гордости. Тем более, что блаженны невидящие - т.е. не имеющие детальных доказательств по всем без исключения вопросам, а просто верящие в промысел Божий. Т.е. на данный момент мне кажется, что верить, в то, что различение вредно, это выше, чем знать, почему именно оно вредно, если его получить преждевременно. Поэтому лучше мне и не знать ответа.