Исихазм

Автор Тема: Нетварный блеск слова  (Прочитано 3838 раз)

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Нетварный блеск слова
« : 10 Август 2011, 20:57:55 »
Два разных человека, говоря одни и те же слова, по разному воздействуют на слушающего. Слова пустого человека - пустота, слова грешника - мерзость, слова Божьего человека - сила и слава Господня. Можно познать все тонкости философии и богословия, но вне Духа, это будет напрасное изложение, кучи напрасных знаний.

Когда сам Господин говорил с людьми, все отмечали силу слова, которое он произносит. Это божественное слово Христа слушали и подчинялись люди и ангелы, стихии и смерть. Господь говорит про силу слова, данной апостолам для свидетельства пред царями и владыками. Когда они одним словом обращали тысячи, исцеляли, воскрешали, и возвещали Царство с силой.

Такое слово в человеке не отделимо от наполнения Духом Святым. Оно ответственность за дар, и реальная милость Божия к имеющему эту силу. Вне русла веры Христовой присутствуют так же низшие, не относящиеся к дарам Духа, методы, такие как гипноз, НЛП, вливание оккультных сил в разговор, которые вне освящения той же силой, ни к чему хорошему привести не могут. В чем же заключается тайна силы слова? Стяжание закваски нетварных сил?

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Нетварный блеск слова
« Ответ #1 : 10 Август 2011, 21:53:33 »
Разгадать тайну силы слова невозможно, поскольку тайна эта восходит к Слову.

Но есть два момента.

1) Подобно тому, как белый цвет раскладывается на цвета радуги, так изначальное священнобезмолвие раскладывается на слова - поэзию в самом возвышенном смысле этого понятия. Дальше может происходить процесс распада: слова дробятся, теряют силу, обесцениваются, используются для обмана, лжи, похоти, пустого трепа, наконец площадной брани...
Молитва - это очищение слов, их возврат к сверкающей радуге. Эта радуга однажды должна вновь сложиться в священнобезмолвие, превратиться в тот ослепительный белый свет, который узрели многие подвижники.

2) Мощь, скрытая в слове, неимоверна. Возможно, поэтому религиозные обряды, священные тексты представляют собой символы, аллегории, метафоры, шифры. Встречу с обнаженным словом, лишенным символических и прочих одежд, ослабленный грехами человек не сможет пережить. Чистое слово испепелит его своим светом. И не только в духовном, но и в физическом смысле.
 Некоторые утверждают, что информация в чистом виде, информационный сгусток, обладает колоссальной энергией - сравнимой с атомной.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Нетварный блеск слова
« Ответ #2 : 10 Август 2011, 22:24:43 »
Разгадать тайну силы слова невозможно, поскольку тайна эта восходит к Слову.

Но возможно вкусить отчасти эту силу, вкусив Духа Христова, Святого!
1) Подобно тому, как белый цвет раскладывается на цвета радуги, так изначальное священнобезмолвие раскладывается на слова - поэзию в самом возвышенном смысле этого понятия. Дальше может происходить процесс распада: слова дробятся, теряют силу, обесцениваются, используются для обмана, лжи, похоти, пустого трепа, наконец площадной брани...
Молитва - это очищение слов, их возврат к сверкающей радуге. Эта радуга однажды должна вновь сложиться в священнобезмолвие, превратиться в тот ослепительный белый свет, который узрели многие подвижники.

Очищение слов, это ведь конкретная, техническая, (со) работа в Духе. И она включает и этапы и техники, первый из которых очищение (правильное энергийное построение, открытие) и освящение (соедиение с благодатью) ума, а за ним разговора. Опускание молитвы, и призвание благодати на горло и голос. Так я думаю. Ваше сравнение со светом очень интересно.


2) Мощь, скрытая в слове, неимоверна. Возможно, поэтому религиозные обряды, священные тексты представляют собой символы, аллегории, метафоры, шифры. Встречу с обнаженным словом, лишенным символических и прочих одежд, ослабленный грехами человек не сможет пережить. Чистое слово испепелит его своим светом. И не только в духовном, но и в физическом смысле.
 Некоторые утверждают, что информация в чистом виде, информационный сгусток, обладает колоссальной энергией - сравнимой с атомной.


Конечно. Бог творит мир Словом-Христом, оглашая ("называя") вещи, выводит мир из небытия. Словом же мир судится, словом же творятся пророчества о мире. Слово в высшем смысле, имеет прямую связь с нетварными силами. Поэтому потенциально слово обладает абсолютной энергией. Человек Адам - земля (земля еси, и в землю отидеши), и удалённостью от Бога, его Слова, подвержен смерти, так как тоже в некотором смысле он это слово. Огрубевшее, и потерявшее нетварный смысл. Человек это слово - слов павшее, произносимое в суете и бессмысленности этого отпавшего мира, забывшее того, кто его произнёс.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Нетварный блеск слова
« Ответ #3 : 10 Август 2011, 23:06:45 »
В чем же заключается тайна силы слова? Стяжание закваски нетварных сил?

Сила слова проявляется в том, что оно входит в самое сердце, то есть отзывается в нем горением, веселием и пр. потому как сказано в Писании "не горело ли сердце ваше...". А слово святого, делателя умной молитвы входит в сердце потому, что он сам в него входит, за внутренние завесы, как иерей по чину Мелхиседекову вслед за Первосвященником по чину Мелхиседекову -- Христом. А внутренние завесы -- это составы души и тела, потому и говорится, что слово Божие и слово святого "живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр. 4, 12). Но проникает и отзывается, конечно, не во всех, а в тех, кому это предназначено промыслом, потому и Спаситель говорит "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец", и на Его Слово иудеи отзывались и реагировали по-разному

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Нетварный блеск слова
« Ответ #4 : 10 Август 2011, 23:33:14 »
Сила слова проявляется в том, что оно входит в самое сердце, то есть отзывается в нем горением, веселием и пр. потому как сказано в Писании "не горело ли сердце ваше...". А слово святого, делателя умной молитвы входит в сердце потому, что он сам в него входит, за внутренние завесы, как иерей по чину Мелхиседекову вслед за Первосвященником по чину Мелхиседекову -- Христом. А внутренние завесы -- это составы души и тела, потому и говорится, что слово Божие и слово святого "живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (Евр. 4, 12).

По моему тут действует принцип узнавания слова. Если человек находится в поиске, то он уже приуготовил себя для Бога. И слово легко войдёт в его сердце. Так же слова страсти легко войдут в сердце страстного человека. Ибо таковой уготовлен на узнавание слова страстью. Получается резонанс сил?


Но проникает и отзывается, конечно, не во всех, а в тех, кому это предназначено промыслом, потому и Спаситель говорит "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец", и на Его Слово иудеи отзывались и реагировали по-разному


Да. В любом случае божественное слово силы не принимается равнодушно. Или с горением или с иным горением отторжения. А у меня бывает, что мои слова о Боге не принимаются. В одно ухо входят, в другое выходят. Так с близкими, друзьями и семьёй почему то.

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: Нетварный блеск слова
« Ответ #5 : 11 Август 2011, 00:52:17 »
 Это, конечно, великая тайна - "слово" - то, что человек выделен от всей твари такой способностью ("речь" животных природно иная, так как и духа подобного Святому не имеют). Как получается - из невидимого, умозрительного мира способны "вытащить" информацию в мир сотворённый, словом. Как и Всевышний сотворил мир [образно] речениями: "И сказал Бог "да будет" - и "стал". И как Он предоставил своей любимой твари (человеку) назвать "вещи" своими именами; когда Адам "называл" как видел (чистым умом) животных и окружающий сотворённый мир. В этом главное подобие и потенциал уподобления.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: Нетварный блеск слова
« Ответ #6 : 11 Август 2011, 13:48:30 »
... А у меня бывает, что мои слова о Боге не принимаются. В одно ухо входят, в другое выходят. Так с близкими, друзьями и семьёй почему то.
Не стоит огорчаться...всему свое время... в любом случае Благое слово, даже входя в одно ухо и выходя из другого, все равно капля за каплей промывает душу от накопившихся вредных наслоений...слово должно нести любовь, которая покрывает и отчищает все... :-)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Нетварный блеск слова
« Ответ #7 : 11 Август 2011, 14:52:26 »
И не одни слова
слово должно нести любовь, которая покрывает и отчищает все... :-)


не одни наши слова, но и пример нашей жизни. Когда любовь является в нас,
деянием или даже недеянием, с обычными словами, а часто – в молчании,
тогда родня все ловит на раз.

Ближним не говорить про Бога надо, а являть им Бога как Любовь, по мере наших силенок))

Тогда все и вся вокруг гармонизируется. Отношения с родней,
самые запутанные, высветляются и очищаются, иногда как-то так вдруг, что даже
можно удивиться – ведь ум знает за родней совсем иную реакцию  :-)

Порфирий Кавсокаливит писал на эту тему о воспитании детей.
То же и к родным, и к семье относится – какая разница...

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Нетварный блеск слова
« Ответ #8 : 11 Август 2011, 14:55:43 »
...А у меня бывает, что мои слова о Боге не принимаются. В одно ухо входят, в другое выходят. Так с близкими, друзьями и семьёй почему то.

Я как-то убеждал одну женщину, пережившую изнасилование, не отворачиваться, не отрекаться от Бога и все такое. И все мои слова, разумеется, были как об стенку горох. А потом сказал ей что-то такое, что в православной среде принято презрительно именовать словом "душевное", и она вдруг ответила: "А знаете, вот сейчас я вас поняла".
Возможно, чем меньше мы говорим о Боге, тем больше Бога в наших словах.

Евгений

  • Сообщений: 930
    • Просмотр профиля

Re: Нетварный блеск слова
« Ответ #9 : 11 Август 2011, 16:08:57 »
По моему тут действует принцип узнавания слова. Если человек находится в поиске, то он уже приуготовил себя для Бога. И слово легко войдёт в его сердце. Так же слова страсти легко войдут в сердце страстного человека. Ибо таковой уготовлен на узнавание слова страстью. Получается резонанс сил?

Как я думаю, слово Божие проникает в любое сердце, но вопрос в том, находится ли в нем сам человек. То есть имеет ли он участь в Боге, уготовано ли ему там место в будущем веке, от этого зависит, откликается ли его сердце на слово Божие. То есть его "внутренний человек", если он существует, то радуется тогда, возрастает в Духе и приносит со временем плод, как сказано в Писании: "ово убо тридесять, ово же шестьдесят, ово же сто".

Слова же тридцать, шестьдесят и сто означают, как я думаю, духовный возраст внутреннего человека. Тридцать, "мера возраста исполнения Христова", время выхода его на внутреннее служение. Шестьдесят -- это мера возраста, приличествующая не просто служению у престола Божия, который в сердце каждого христианина, а тому, чтобы, как пишет Лествичник, "быть епископом сердца посредством ума, как начальнику и как архиерею, приносящему Христу словесные жертвы". Сто -- это духовный возраст патриарха, выходящего на служение народу Божию

Да. В любом случае божественное слово силы не принимается равнодушно. Или с горением или с иным горением отторжения. А у меня бывает, что мои слова о Боге не принимаются. В одно ухо входят, в другое выходят. Так с близкими, друзьями и семьёй почему то.

"Пророков нет в отечестве своем". В отношениях с близкими, имхо, с теми, с которыми связан телесными узами, более приличествует телесное и внешнее служение, а не духовное, потому как и в Писании говорится "враги (внутреннему) человеку -- домашние его".

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Нетварный блеск слова
« Ответ #10 : 11 Август 2011, 16:28:35 »
"Пророков нет в отечестве своем". В отношениях с близкими, имхо, с теми, с которыми связан телесными узами, более приличествует телесное и внешнее служение, а не духовное, потому как и в Писании говорится "враги (внутреннему) человеку -- домашние его".
в одном месте – сказано, в другом месте – дополнено:
"...любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас", "благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас."
Это – не внешнее служение.

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: Нетварный блеск слова
« Ответ #11 : 11 Август 2011, 22:44:10 »
А у меня бывает, что мои слова о Боге не принимаются. В одно ухо входят, в другое выходят. Так с близкими, друзьями и семьёй почему то.
"Пророков нет в отечестве своем". В отношениях с близкими, имхо, с теми, с которыми связан телесными узами, более приличествует телесное и внешнее служение, а не духовное, потому как и в Писании говорится "враги (внутреннему) человеку -- домашние его".
Да, близкому окружению свидетельствовать о вере с вложением сил (активно) не следует, как жизнь показывает, в подтверждение евангельских слов, что не оценят. Т.к. это одной природы соблазн: "Не плотников ли Он Сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его, Иаков и Иосий, и Симон и Иуда (Фаддей)? И сестры Его не все ли между нами? Откуда же у Него все это?" (Мф.13 54,56); или: "не мы ли воспитывали тебя? и братья твои - разве не с ними ты в детстве дрался и гонял в мяч, или не с сестрами ли ходил в дет.сад?" Так что твоё, Алексей, слово о Боге будет ложиться между этими сердечными помыслами близких. Потому (имхо) Евгений верно заметил: в своем отечестве больше приличествует телесное и внешнее служение, а духовное оставить более в виде пассивного свидетельства. И Господь "не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил [их.]" (Мк.6:6). Это духовный закон, и моим скромным опытом также подтверждается. И этим познаётся не эта благая заповедь: "любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас", а другая благая заповедь: " враги [внутреннему] человеку домашние его", или: "если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником".
« Последнее редактирование: 11 Август 2011, 23:21:27 от stille »

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Re: Нетварный блеск слова
« Ответ #12 : 12 Август 2011, 03:06:42 »
Не знаю-не знаю, stille. Моему внутреннему человеку домашние не враги – они эффективно обнаруживают и  вскрывают все то, что я в себе так старательно прячу.
Какие же враги? Таких помощников – поискать. Даже когда не сразу врубаешься, как они помогают вскрыть гордыню, непокорность, самоволие и пр. и пр.

За одно это надо их благословлять...в виде пассивного благословения :-) но это – в идеале, который сразу, увы, не всегда достижим  :-)

Насчет ненависти к отцу, и матери, и жене, и детям – так это  о привязанности к роду и к крови, (и к жизни своей) ставимой превыше привязанности к Господу. По крайней мере, такая трактовка имеет право быть.
А "враги человеку домашние его" – взято отсюда: "сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка - против свекрови своей; враги человеку - домашние его" (Мих. 7,6).
Если не выдергивать евангельские слова из контекста, тогда:
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,  ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его».
Новое со старым уже разделено. И старое ополчается на новое, пытаясь с ним враждовать. Чтобы обезоружить то зло, которое старое влагает в эту вражду, новое должно ответить благословением и молитвой за это старое. Если сможет...

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Re: Нетварный блеск слова
« Ответ #13 : 07 Сентябрь 2013, 01:21:33 »
Очищение слов, это ведь конкретная, техническая, (со) работа в Духе. И она включает и этапы и техники, первый из которых очищение (правильное энергийное построение, открытие) и освящение (соедиение с благодатью) ума, а за ним разговора. Опускание молитвы, и призвание благодати на горло и голос. Так я думаю. Ваше сравнение со светом очень интересно.
Конечно. Бог творит мир Словом-Христом, оглашая ("называя") вещи, выводит мир из небытия. Словом же мир судится, словом же творятся пророчества о мире. Слово в высшем смысле, имеет прямую связь с нетварными силами. Поэтому потенциально слово обладает абсолютной энергией. Человек Адам - земля (земля еси, и в землю отидеши), и удалённостью от Бога, его Слова, подвержен смерти, так как тоже в некотором смысле он это слово. Огрубевшее, и потерявшее нетварный смысл. Человек это слово - слов павшее, произносимое в суете и бессмысленности этого отпавшего мира, забывшее того, кто его произнёс.

Правда - определенно обладает энергией. :-)
Истинность сердца говорящего к предмету "проговаривания"
Потенциальное слово - имеет в себе абсолют. Произносимое же нами, людьми "как мы есть в зачатке" - уже почти нет. Вы говорите о слове как об инструменте. «словом можно убить, словом можно спасти»
Я все же думаю -это не инструмент.  Что люди неправильную функцию и роль отвели словам давным-давно и так и не научились жить словами, но лишь  разговаривать ими неразборчиво.
Это -сила и творчество Бога, это и сам Бог.
 Слова - не нужно очищать, они уже очистились приходом в человеческое пространство Иисуса Христа. Слова теперь нужно научится молчать.  Перестать их пробалтывать, загрязняя собою, вчитывая свой неочищенный ум даже в священные тексты, заполняя все вокруг что состоит из буков и слогов - собою.
И пророчества не творятся словом, а слова - те что взяты с их согласия из молчаливого потенциала Истины - пророчествуют

Я не имею ввиду бытового диалога в кругу семьи, когда нужно обменяться информацией, обозначить действие. Это тож можно назвать молчанием. Имею ввиду когда в голове не вертятся помыслы и бессмысленно-навязчивые-бездушные словесные-связки, а в сердце живет лишь Имя Бога.

Откуда это «и тихо- тихо стало на сердце моем»..не помню.  Но вот «оттуда» можно только рождать слова. Не извращая на произнесении имманетный их смысл.
Когда вслушиваться научилась и в молитву и в молитвенную тишину и в сон, стали иногда приходить фразы, например -«взыщи меня» - это может быть пророчеством на данный момент времени - запроса к Господу - моей души. Это не моего неочищенного я слова-мольба.  Мне их  - выдали. Под расписку)

Насчет поста Евгения. Что вхождение слова промыслительно. Возможно. Особенно если в рамках  Слова. Немногим удается избежать и лукавой интерполяции и копаний в умственных словарных значениях. И вовсе не зависит от эрудиции, образования и возраста это. Может даже вредит?
Слова нельзя схватывать, постигать, заточать в себя. У слов есть своя свобода прихода в мир, по своим законам. И прочувствовать эту им принадлежащую свободу опять же  - получается только в молчании.
Еще в пении..если самому себе напевать-пропевать слова приходящие или шептать их..медленно.

Антиквар писал что священнобезмолвие раскладывается на поэзию,  - это да. Речь Иисуса -мелодична и поэтична, как вода. Только вот снова - не молитва для меня очищение слов, а она - очищение меня, моего потенциала  -для последующего промалчивания-произнесения слов - в их истинном творческом свете, в их божественном значении, хотя прописать это слово можно теми же буквами что и до очищения молитвенного, визуально ничего словно бы не изменится. Точно также велика сила прочтения Слова Божия, резонирует лишь с определенным потенциалом читателя на данный момент.

Жалко Павел пропал куда-то. Я бы хотела у него  спросить про подобие и потенциал уподобления.

А тайна силы слова - в любви. К Слову.
Speak to me a word that I may live

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Нетварный блеск слова
« Ответ #14 : 07 Сентябрь 2013, 01:39:19 »
Так мой язык вещает как во сне
Слова, принадлежащие не мне...

[Омар, XIII век]

Проговаривание слов во время действующей безсловесной молитвы именно этим качеством обладает. Тот, кто говорит, сам слушает то, что говорится, хотя это относится к другому человеку, но говорящий воспринимает это как сообщение ему самому.

Как у Омара:
Вещающий и слышащий - одно.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.