Исихазм

Автор Тема: Накшбанди  (Прочитано 19188 раз)

lily

  • 3
  • Сообщений: 3809
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Накшбанди
« : 25 Октябрь 2011, 23:58:58 »
Этой весной мы с подругами путешествовали по моей земной родине, в том числе побывали в Бухаре на могиле Бахауддина Накшбанда, где нам рассказали многое о тарикате, основателем которого он является. Само место произвело сильнейшее впечатление, одно из тех, ступая на которые, точно чувствуешь в сердце: это место свято. Там по сю пору развитая и живая школа молитвы. Часть практик описаны здесь ниже. Любопытно, что Бухара упоминается даже в "Рассказах странника", как место, где практикуют сердечную молитву, разумеется "с искажениями". Кровь моя, особенно чувствительная к персидским ветвям исламской традиции, до сих пор не может успокоиться. Возможно, это будет интересно не только мне...


Цитировать
Одиннадцать основ тариката от Гиждувани

1.  «Вукуф замани» (перс. وقوف زماني‎ -«остановка времени») это давать себе отчет о каждом проведенном мгновении и о каждом состоянии (халь). Благодарить Аллаха за время и состояние, проведенное в поминании Аллаха, раскаиваться за время, растраченное в небрежении об Аллахе. Другими словами, в состоянии «кабз» продолжать просить прощения у Аллаха, в состоянии «баст» продолжать благодарить Аллаха. Салик должен понимать ценность времени, должен обращать внимание на каждый вдох и выдох, сохранять чувство муракаба. Понятия часа и времени сходны с верстовыми столбами на пути духовного развития.
2.  «Вукуф адади» (перс. عددي وقوف‎ — «ведение исчисления») во время зикра нужно уделять внимание счету, избегать рассеянности сознания и добиваться концентрации его на одной точке, концентрировать внимание. Наряду с тем, что контроль количества зикра имеет большое значение, главное – не количество, а качество зикра. Даже если количество зикра мало, сердце должно быть в присутствии Того, Кого оно поминает. Осознание ценности контроля количества зикра, считающееся первой ступенью тайного знания, препятствует проникновению в сердце бренного и преходящего.
3.  «Вукуф кальби» (перс. وقوف قلبي‎ бывает двух типов: а) совершающий зикр каждую секунду думает об Аллахе, не дает возможности проникнуть в сердце чему-либо, кроме Аллаха; б) направленность совершающего зикр к своему сердцу. То есть, обращаясь во время зикра к участку своего сердца, расположенному под левым соском и напоминающему стеклянный эллипсоид (шишку), обеспечить присутствие в этом кусочке сердца поминания об Аллахе. Так же, как мы, направляясь к Каабе, обращаемся к Вездесущему Аллаху и открываем свои руки перед Ним с мольбой, так и, обращаясь во время зикра к своему сердцу, мы способствуем наполнению его проявлениями Господа.
4.  «Хуш дар-дам» (перс. هوش در دم‎ — «ум в сердце, дыхании»: «хуш» — ум, «дам» — дыхание) сохранять присутствие Аллаха в каждом вдохе-выдохе, не позволять себе даже ни одного вздоха в небрежении к Аллаху. Потому что дыхание без небрежности наполняет сердце присутствием Аллаха. В Накшибандийя основой развития является дыхание. Остерегаться небрежности в отношении Аллаха во время вдоха-выдоха и промежутка между ними означает оживить в себе имя Аллаха аль-Хаййи. Тот, кто защитит свое дыхание подобным образом, избавляется от беспокойства по поводу земного и приобретает уверенность в будущем, став своего род «Ибн аль-Вакт» или «Человеком времени».
5.  «Назар бер-кадам» (перс. نظر در قدم‎ — «взгляд на шаг») подразумевает направление взгляда на кончики пальцев ног. Если ходить, глядя по сторонам влево и вправо, внимание рассеивается, сердце наполняется мирским. Тот, кто концентрирует свой взгляд на кончиках пальцев своих ног, сохраняет себя и от взглядов на запретное, и от занятости преходящим, потому что завеса в сердце возникает от внимания к окружающему без необходимости. Глаз является шпионом сердца. То, что видит глаз, занимает сердце. Те кадры, которые снимает камера глаза, откладываются в сердце. Хранящиеся в сердце, они занимают у сердца большую часть времени без необходимости. Направленность взгляда на кончики пальцев ног есть проявление скромности, адаба, норм шариата. Это соответствует сунне Досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям).
6.  «Сафар дер-ватан» (перс. سفر در وطن‎ — «путешествие по Родине») движение от сотворенного мира к Творцу. Избавление салика от дурного характера, человеческих свойств и обретение прекрасной нравственности, свойств ангелов есть путешествие к своей истинной родине. Сюда же относится и странствие человека, ищущего наставника, с целью найти себе шейха. Досточтимый «Ибрахим сказал: «Я иду к моему Господу, который наставит меня на прямой путь» (ас-Саффат, 37/99) именно о внутреннем духовном путешествии такого рода. В тасаввуфе к такому духовному путешествию относятся все действия, направляющие человека от сотворенного мира к Творцу.
7.  «Халвет дер-анджуман» (перс. خلوت در انجمن‎ — «находясь среди людей, быть в уединении») состояние одиночества, несмотря на общение с людьми. Одиночество среди толпы, пребывание с Господом, находясь в обществе людей. Этот принцип можно описать как: «Руки направляются за прибылью, душа направляется к Любимому». Занятость души и сердца Истинно Сущим, в то время как тело и внешние действия обращены к сотворенному миру. Для осуществления этого состояния салик должен посвятить себя полностью зикру в истинном значении этого слова, чтобы даже среди большого скопления людей он не слышал ничего, кроме поминания Всевышнего Господа, чтобы ничто не могло отстранить его от зикруллах. Таким образом, перед саликом (духовным путником) открывается истина аята: «Поминай имя твоего Господа и всецело посвяти себя Ему» (аль-Музаммиль, 73/8).
8.  «Йад-кард» (перс. ياد كرد‎) зикр языка вместе с сердцем. Означает совершение зикра языком салика, достигшего степени муракаба. Так как сердце связано с материальными объектами, от нечистоты этих вещей загрязняется сердце. При совершении зикра языком сначала очищается от грязи язык, затем – сердце. Таким образом, салик поднимается от степени муракаба к степени мушахада. Во время зикра, называемого «нафи-исбат», а также во время урока муракаба закрываются глаза, язык прижимается к нёбу, и на задержке дыхания произносится формула таухида.
9.  «Баз-гешт (перс. باذ گشت‎ — «возвращение») этот принцип означает прогонять все посторонние мысли, негативные или позитивные, которые непроизвольно приходят на ум во время зикра. Особенно, при зикре «нафи- исбат» после возобновления дыхания, при произнесении словестной формулы: «Илахи анта максуди ва ридака матлуби» (О Аллах! Только Ты – моя желанная цель, и только Твоего довольства взыскую и ничего другого).
10.  «Нигаш-дашт» (перс. نگاه داشت‎ — «сохранение»). Этот принцип осуществляется через препятствование проникновению всего бренного и воспоминаний о прошлом в дом сердца, являющийся местом божественных проявлений. Другими словами, это отключение воображения. Нет необходимости говорить, насколько это трудная задача.
11.  «Йад–дашт» (перс. ياد داشت‎ — «вспоминовение») это понятие, которое можно еще описать как удержание взора, глубокое понимание, означает пребывание с Аллахом, не говоря это вслух, и удержание этого состояния. Достижение высшего предела в зикре, пребывание в состоянии хузур и степени «шухуд».

http://ru.wikipedia.org/wiki/Накшбанди
And death shall have no dominion

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Накшбанди
« Ответ #1 : 26 Октябрь 2011, 09:51:32 »
Как по мне - очень даже хорошо. Практически хорошо. И если просто читать - то встают явные параллели и не возникает никаких противоречий. Но чтобы имхо говорить о полезности (а практическая часть так же хорошо описана и у христианских подвижников), то у меня есть вопросы  :-). Первое что бросается в глаза - молитва и цели. Складывается (у меня) четкая параллель с ветхим заветом. Что здорово. Так же наблюдается корреляция с буддизмом или конечными целями йоги. И что дальше? Дальше нужно четко быть в этой традиции. Я например не знаю что суфизм говорит о любви. К Богу понятно. А к ближнему? К ближнему вроде тоже понятно - если посмотреть на законы шариата. А к врагам? К людям вообще? Насколько помню у ислама с этим напряженно. А такое маленькое казалось бы отвлечение - а все на смарку. Но я могу ошибаться. Возможно суфизм совсем другое. Христиане как только начинают говорить - что самое истинное - это христианство и что человек должен принять православие чтобы спастись, причем внешне как правило это происходит, наступают на теже грабли "истинности" потому как мне например чтобы принять ислам, природно придется переступить через себя, и все равно я уже не стану мусульманином, что бы я и сколько раз не повторил. Потому думаю такие отклонения в сторону (тем более что у нас все это есть) врятли будут на пользу. А вот уважение к суфиям - у меня например и было. Хорошо написано. Мне понравилось.

"Кровь моя, особенно чувствительная к персидским ветвям исламской традиции" - воооот. Вот это то. Возможно что цветку не вырасти на чужой для него почве. Не усвоить отречение от мира Бога ради. Не знаю. Полюбить врагов своих и даже умереть за них и для них - это уровень. И его не достичь просто внешними путями.
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Kοινοβιάτης

  • Сообщений: 381
  • Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.
    • Просмотр профиля

Re: Накшбанди
« Ответ #2 : 26 Октябрь 2011, 13:01:23 »
Чужое учение – подобно больному вирусной инфекцией.
Общаясь с таким, будучи слабым, можно заразиться.
Лишь Святые, будучи крепки Духом, и имея твердую непоколебимую веру, могли «изучать» различные учение, и лишь для того, что бы их опровергать.

*******
ЗАВЕЩАНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ФЕОДОСИЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО.
"....Вере латинской (католической) не приобщайтесь, обычаев их не придерживайтесь, причастия их бегайте и всякого учения их избегайте и нравов их гнушайтесь.

Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими. Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной Вере, ибо нет иной веры, лучшей, чем наша чистая и святая Вера Православная.

Живя в этой вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и станешь причастником вечной жизни и без конца будешь радоваться со Святыми. А живущие в иной вере: в католической, или мусульманской, или армянской — не увидят жизни вечной.

Не подобает также, чадо, хвалить чужую веру. Хвалящий чужую веру, все равно, что свою хулит. Если кто начнем хвалить и свою и чужую, то он двоевер, близок к ореси. Ты же, чадо, блюдись таковых, и свою веру непрестанно хвали. Не братайся с ними, но бегай от них и подвизайся в своей вере добрыми делами.

...... О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но в будущем они будут чужды вечных благ. ......

.......Если скажет тебе противящийся: “Ваша вера и наша вера от Бога”, то ты, чадо, ответь так: “Кривовер! ......

*******
Преподобный Максим Грек († 1556): «Я в своих сочинениях обличаю всякую латинскую ересь и всякую хулу иудейскую и языческую... » (Соч. преп. Максима Грека в русском переводе. Тверь, 1993, стр. 7).

*******

"Каждый из верующих должен сохранять чистым и непоколебимым своё исповедание". Св. Симеон предостерегает от отступничества даже в самых малых формах..."
свт. Симеон Фессалоникийский

*******

"Тогда только вера свята и истинна, когда она - вера в святую Истину, когда она - вера, принесенная на землю вочеловечившеюся Божественною Истиною, Господом нашим Иисусом Христом. Всякая другая вера, кроме веры в святую Истину, есть суеверие. Плоды суеверия - погибель. Такая вера осуждена Богом: ею веруют идолопоклонники в своих кумиров, мусульмане в лжепророка Магомета и Коран, еретики в свои богохульные догматы и в своих ересеархов, рационалисты в падший разум человеческий. Ею будут веровать в антихриста его последователи."

Письмо № 236

"Какой папизм! Какое магометанство! Это - только маскировка; это - частные действия. Папа, Магомет служат пред изображением антихриста"

Письмо №358
святитель Игнатий (Брянчанинов)

*******

"Анафема Мухаммеду, [и его] учению, переданному в Коране, в котором он исповедует, что Господь, Бог и Спаситель наш Иисус Христос не является Сыном Божиим; благое называет дурным, а свет выставляет тьмою, ещё же [анафема] и скверному учению его, противному священным наставлениям Христа и богомудрых святых, а также [анафема] и тому, кто внушил ему и думать и учить этим скверным и презренным вещам, буде это кто-либо из людей, или же злоначальник демонов и отец зла, или же сам скверный Мухаммед породил от себя столь безобразнейшие плоды; кроме того, анафема тем, кто [считает], что Мухаммед ѕ пророк и посланник, от которого приняли учения и заповеди, противные учению Христа".
Томос Константинопольского Собора 1180 года (о "боге Мухаммеда")
Анафема была написана и подписан настоящий томос 13 апреля 6688 года.

*******

Храни ум и сердце от учения лжи. Не беседуй о христианстве с людьми, зараженными ложными мыслями; не читай книг о христианстве, на­писанных лжеучителями.

Читающий книги лжеучителей приобщается непременно лукавому, темному духу лжи.

Если же ты позволил исписать и исчеркать скрижали души разнообразными понятиями и впечатлениями, не разбирая благоразумно и осто­рожно, кто писатель, что он пишет, то вычисти написанное писателями чуждыми, вычисти по­даянием и отвержением всего богопротивного.

Только те книги о религии позволено тебе читать, которые написаны святыми отцами вселен­ской Восточной Церкви. Этого требует Восточ­ная Церковь от чад своих.

Если же ты рассуждаешь иначе и находишь поведение Церкви менее основательным, неже­ли рассуждение твое и других, согласных с тобою, то ты уже не сын Церкви, а судия ее.

Великие угодники Божии, познавшие немощь общую всем человекам, страшились яда ереси и лжи, и потому со всевозможным тщанием убе­гали бесед с людьми, зараженными лжеучением, и чтения еретических книг

Но мне и тебе необходимо охраняться от чтения книг, сочиненных лжеучителями. Всякому,  не принадлежащему Восточной Церкви, единой  святой, писавшему о Христе, о христианской вере и нравственности, принадлежит имя лже- учителя.

 Скажи: как возможно позволить тебе чтение всякой книги, когда каждая читаемая тобою кни­га, ведет тебя куда хочет, — убеждает соглашать­ся на все, на что нужно ей твое согласие, отвер­гать все, что ей нужно, чтобы ты отвергал?

Опыт доказывает, как гибельны последствия безразборчивого чтения. Сколько можно встре­тить между чадами Восточной Церкви понятий о христианстве самых сбивчивых, неправильных, противоречащих учению Церкви, порицающих это святое учение, — понятий, усвоенных чтени­ем книг еретических!

Лжеучение само по себе уже обман. Им об­манут прежде читателя писатель.
Признак книги истинно, существенно душе­полезной — святой писатель, член Восточной Церкви, одобренный, признанный святою Цер­ковью. Аминь

Святитель Игнатий Брянчанинов.

*******


Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Накшбанди
« Ответ #3 : 26 Октябрь 2011, 13:45:21 »
Киновит,  вопрос веры тут не поднимался. То, что описано Лилей - практика. Вы тоже самое прочтете у многих подвижников православия (может с нюансами). По сути. А именно отношение к времени, ритм, дыхание и прочее прочее. Но это не вопросы веры. И почему верующие циклятся на всем подобном - тоже вопрос не праздный. Не нужно веру этим подменять. Одной веры достаточно, чтобы всего этого было не нужно. Но вера просто так не дается. Потому Господь и говорит ученикам, "если бы вы имели веру хоть с горчичное зерно". А аскетика - она в технических приемах очень схожа. И молитва и пост это не изобретение православного христианства. Но вот направленность ее, ее цель отличается. Хотя не сразу тоже. Потому как сразу не каждый ее понимает. Посему настанет час, когда придется подойти к тем сферам, где один неверный шаг - и привет. Например увидеть свет своего ума, и не принять его за Божественный. Это практически первая "точка невозврата" - практически. Со всеми вытекающими.
« Последнее редактирование: 26 Октябрь 2011, 14:30:38 от Родион »
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Kοινοβιάτης

  • Сообщений: 381
  • Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.
    • Просмотр профиля

Re: Накшбанди
« Ответ #4 : 26 Октябрь 2011, 13:59:01 »
Родион. Я не имел ввиду вопрос веры.
Я имел ввиду лишь:

«Читающий книги лжеучителей приобщается непременно лукавому, темному духу лжи.»
«Только те книги о религии позволено тебе читать, которые написаны святыми отцами вселенской Восточной Церкви.»
«Опыт доказывает, как гибельны последствия безразборчивого чтения.»
«Лжеучение само по себе уже обман. Им об¬манут прежде читателя писатель.»


…Там по сю пору развитая и живая школа молитвы. Часть практик описаны здесь ниже. Любопытно, что Бухара упоминается даже в "Рассказах странника", как место, где практикуют сердечную молитву, разумеется "с искажениями". Кровь моя, особенно чувствительная к персидским ветвям исламской традиции, до сих пор не может успокоиться. Возможно, это будет интересно не только мне...

…Там по сю пору развитая и живая школа молитвы. Часть практик описаны здесь ниже.

Эта фраза и цитаты приведенные ниже - на православном форуме, звучат искушающе.
Искушающе и lily и тех кто это прочитает.
Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Re: Накшбанди
« Ответ #5 : 26 Октябрь 2011, 14:39:46 »
Родион. Я не имел ввиду вопрос веры.
Я имел ввиду лишь:

«Читающий книги лжеучителей приобщается непременно лукавому, темному духу лжи.»
«Только те книги о религии позволено тебе читать, которые написаны святыми отцами вселенской Восточной Церкви.»
«Опыт доказывает, как гибельны последствия безразборчивого чтения.»
«Лжеучение само по себе уже обман. Им об¬манут прежде читателя писатель.»


Без второй цитаты тоже самое вам может сказать суфий, и будет прав. Так что вопрос веры именно. А в цитате Лили не о вере. А о любопытстве. Нашла то, что есть и в христианстве. Только чуть отлично в деталях технических. Но этого не достаточно чтобы делать выводы и заключения. И то что это принадлежит другой традиции, ей более близкой, на самом деле ни о чем не говорит. Пол мира едят ложками, но разную пищу. )))
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Накшбанди
« Ответ #6 : 26 Октябрь 2011, 14:44:33 »
Kοινοβιάτης, ваши посты не менее искусительны. Ибо когда на что-то навешивается ярлык запретного плода, то сразу возникает искушение этот плод попробовать.
Лучше уж говорить, в чем именно состоят искажения (как, кстати, советовал и Силуан Афонский), нежели громоздить подборки запретов и проклятий, которые никого убедить не могут (разве что кого-то напугать, да и то на время).

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Накшбанди
« Ответ #7 : 26 Октябрь 2011, 14:56:06 »
Бывает, что люди становятся лучше своей религии. Одно из примеров такой эволюции в добро – суфизм. Искренние люди востока, ищущие истину, чувствовали неправду Мухамеда, и искали горнее, плодом такого поиска явились суфистские тарикаты.
Будем помнить, что в самом Коране заложена ненависть Мухамеда, и земная, рабская идеология закона. И ортодоксальный (православный) ислам суфиев призирает. И школа психотехник, и антропология в суфизме очень развита и интересна, но как спросил Родион: и что нам с того? Мы ищем прибытка Духа Святого, для этого у нас есть всё!

Kοινοβιάτης, Ваша реплика, про вирусную инфекцию искусительна в стократ больше чем пост lily. Так в ней заложена и ненависть, и отторжение, да и просто превозношение в потенции. Хотелось бы, что бы Вы это поняли. И конечно организм, не сталкивающийся с инфекцией, теряет иммунный статус, и погибает от любого пустяка. Так что нужно общаться с людьми другой веры, нужно быть открытым и не разделять людей по признакам веры, а принимать всех как братьев, не примешиваясь конечно к их заблуждениям. А разделения, будь они даже под благовидным соусом поданы, от сатаны!

Kοινοβιάτης

  • Сообщений: 381
  • Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.
    • Просмотр профиля

Re: Накшбанди
« Ответ #8 : 26 Октябрь 2011, 14:57:54 »
Что бы не было недопонимания думаю лучше если в диалоге примет участие lily.
Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.

Kοινοβιάτης

  • Сообщений: 381
  • Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.
    • Просмотр профиля

Re: Накшбанди
« Ответ #9 : 26 Октябрь 2011, 15:11:03 »
О реплике о вирусной инфекции:
Под общением имелось ввиду: знакомство или изучение, или интерес к разным вероучениям не Православной Веры.
Духовно слабый человек, новоначальный, неокрепший в Православии может многим соблазниться.

И совсем не имелось ввиду избегать иноверцев.
« Последнее редактирование: 26 Октябрь 2011, 15:33:04 от Kοινοβιάτης »
Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Накшбанди
« Ответ #10 : 26 Октябрь 2011, 15:20:19 »
Kοινοβιάτης, это новоначальный духовно слаб? Да новоначальных Бог cам на руках носит как мать младенца! Это ли не сила?!

Соблазниться тот человек, который искал Бога неискренне и не нашёл!!! И его неискренность не должна lily заботить!

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Re: Накшбанди
« Ответ #11 : 26 Октябрь 2011, 15:21:46 »
 суфизм  гоним  официальным  Исламом.Люди не довольствуются формальным исполнением закона, ищут пути внутри себя..пусть даже такими способами. У меня уже одно это вызывает сочувствие.
« Последнее редактирование: 26 Октябрь 2011, 15:47:28 от Marfa »
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

Kοινοβιάτης

  • Сообщений: 381
  • Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.
    • Просмотр профиля

Re: Накшбанди
« Ответ #12 : 26 Октябрь 2011, 15:33:52 »
Kοινοβιάτης, это новоначальный духовно слаб?
Простите -
уже поправил.
Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.

Kοινοβιάτης

  • Сообщений: 381
  • Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.
    • Просмотр профиля

Re: Накшбанди
« Ответ #13 : 26 Октябрь 2011, 15:34:13 »
Вы считаете, что православному христианину можно интересоваться изречениями учителей других религий, и советовать другим православным читать и изучать такие учения?
Κύριε Ιησού Χριστέ, ελέησόν με.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: Накшбанди
« Ответ #14 : 26 Октябрь 2011, 15:58:09 »
Вы считаете, что православному христианину можно интересоваться изречениями учителей других религий, и советовать другим православным читать и изучать такие учения?

Вопрос вообще не стоит так: "можно или нельзя?" В современном мире православному неизбежно приходится сталкиваться с другими религиями, с иноверцами. И изречения с проклятьями тут не работают: они не убедят ни иноверцев, ни даже православных.
Можно зажечь другого собственной верой. Но смрад проклятий - другого лишь оттолкнет, а тебя самого отравит.