Почему не обсудим бабку Агафью, которая глазит на смерть да порчу страшную насылает?
Мне эти истории не бабку-чернокнижницу напоминают, нет. А абхазских жрецов, например. Их язычество неплохо изучено, оно имеет прямое отношение к вере древних хеттов, к-рая очень близка была к вере иудеев. так вот, у их жрецов нет деления на "темных и светлых". Они и молебен проводят к своему богу, за народ, для урожая и пр. Они же и обряд проклятия исполняют,
к тому же богу, вместе с проклинающей вдовой, допустим – когда у той нет силы и средств иначе наказать/покарать/отомстить роду убийц/грабителей. И тогда в рпроклятом роду начинают умирать, пока те не искупят пред обиженной и пред жрецом свою вину.
Эти же жрецы являются судьями в споре двух семей/кланов, когда никто их них не хочет признать вину в преступлении и винят друг друга. Приходят тогда к жрецу, тот произносит обращенную к богу формулу – пусть кара постигнет виновного и его род. И род виновного, но непризнавшегося начинает вымирать, до какого-то там колена. Пока виновный не признается в вине и не искупит. И многие абхазы свято верят – так все и есть. Неважно – христиане они или мусульмане, но в душе – язычники...
Тот бог, который делает это по обращению жрецов, и тот, который так живо откликнулся на молитвы Ефрема – суть одно и то же. И вера в его истинность, силу и могущество поддерживается и транслируется сходным образом – что у абхазов, что у греков с подобными "житиями"
Можно опрокинуть идолов, попрать их, скинуть в реку. Можно истребить и загнать в подполье жрецов. Но истребить капища идольские в коллективном сознании народа – не так-то просто. Идолы мимикрируют...