Исихазм

Автор Тема: уклонение Симеона Н.Б !?!?  (Прочитано 3531 раз)

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

уклонение Симеона Н.Б !?!?
« : 15 Ноябрь 2011, 15:04:45 »
   В  главе 1 части I книги  еп. Василия Кривошеина  Преподобный Симеон Новый Богослов содержится описание  очень неоднозначного момента из жизни  святого.  Подобное описание сделанное от имени  третьего лица имеется в словах Симеона НБ Слово 56 переведенных еп. Ф.Затворником. Однако,  цитаты на которые ссылается  еп. В.Кривошеин не вполне соответствуют  переводам еп. Феофана, поскольку как пишет сам В.Кривошеин в предисловии   к своей книге – «Моя цель - предоставить пр. Симеону говорить как можно чаще самому, вот почему книга полна цитат. Эти цитаты я переводил непосредственно с греческого текста, всегда стараясь прежде всего, по возможности, переводить точно и близко к подлиннику. Поэтому мой текст часто, но не всегда, отличается от перевода еп. Феофана, и я готов признать, что его перевод иногда глаже и даже понятнее, но я не считал себя в праве «улучшать» стиль святого отца, тем более «исправлять» его богословие.».

   Описываемый еп. В.Кривошеиным момент благоразумно опущен в житии Симеона составленным  Никитой Стифатом ,   по вполне понятным причинам, поскольку житие это икона святого, приближающая нас к его образу,   но не его фотография, а потому житие может и не  вполне соответствовать  действительным фактам, без ущерба для подлинности образа святого с которым мы пытаемся соприкоснуться через житие.

   Однако что такого конкретно описывает еп.В.Кривошеин,  а описывает он факт  уклонения Симеона НБ затянувшийся на 6-7 лет, о котором сам Симеон НБ повествует от имени третьего лица, подобное произошло с ним после  крещения, обращения в сторону аскетического и молитвенного делания  и созерцания  им нетварного Света ..

Цитировать
«Уязвленный любовью и желанием (Господа), он искал с надеждою Первую Красоту» и с юношескою ревностью на деле применил изречение Марка Монаха, все более и более увеличивая свои ночные молитвы, как ему то внушала совесть, «потому что днем он стоял во главе дома одного из патрикиев и каждый день являлся во дворец, заботясь о вещах нужных для жизни, так что из-за этого никто не знал, что происходило с ним», в то время как его ночи были посвящены пламенной молитве. Слезы текли из его глаз, он умножал коленопреклонения, как если бы Господь присутствовал Сам, и молитвенно призывал Матерь Божию.

Во время одного из этих ночных молений пр. Симеон имел первое мистическое видение света, затопившего его, наполнившего радостью, он перестал ощущать и себя, и все окружающеe.

Но первый период религиозного воодушевления и мистического просветления, приписываемый пр. Симеоном молитвам духовного отца, продолжался недолго. Юноша вернулся к светской и рассеянной жизни, какую вел раньше. «И забывая, - рассказывает он, - о всем, выше сказанном, я дошел до всецелого омрачения, так что даже не вспоминал никогда ни о чем малом или великом, вплоть до простой мысли, из того, о чем я ранее сказал. Я впал в еще большие беды, чем случившиеся со мною прежде, и был в таком состоянии, как если бы я никогда не понимал или не слыхал святых слов Христовых. Но и на того святого, который сжалился тогда надо мною и дал мне маленькую заповедь и послал мне ... книгу, я смотрел, как на одного из обычных людей. Я просто не думал о всем виденном мною благодаря ему!»

В другом месте пр. Симеон выражается с еще большей силою об этих годах духовного расслабления: «Я вновь бросил себя, несчастный, в ров и глубокую тину постыдных мыслей и действий. И сошедши туда, я впал во власть тех, кто скрывался во тьме, так что не только я сам себя, но и весь мир, сошедшийся воедино, не смог бы вывести меня оттуда и избавить из их рук».

Эти покаянные признания не должны быть понимаемы буквально: несмотря на все расслабление, испытанное им, пр. Симеон сумел сохранить свое целомудрие, как он это уточняет сам: «Когда кто-нибудь призывал меня на дела безумия и греха, истинно, этого обманчивого мира, внутри все мое сердце собиралось и как бы скрывалось, стыдясь само себя, невидимо удерживаемое всячески Твоею Божественною рукою. И я любил все другие житейские (вещи), которые приятны для зрения и услаждают гортань, и украшают тело, тлеющее это. Но нечистые действия и бесстыдные желания, Ты стер их из сердца моего, о Боже мой, и соделал к ним ненависть в моей душе, если даже произволением моим я был расположен к ним, и сотворил, чтобы я скорее имел бездеятельное желание и действия без желания, величайшее чудо во всяком случае».

Кажется однако, что даже в этот период, продолжавшийся около шести-семи лет, пр. Симеон не порвал совершенно своих отношений со своим духовным отцом. «Не знаю, как это сказать, - пишет он, - неведомо как-то любовь и вера ко святому старцу осталась в моем несчастном сердце. И из-за нее, я думаю, человеколюбивый Бог после прошествия стольких лет помиловал меня по его молитвам. И опять посредством его избавил меня от великого заблуждения, выхватив из глубины зол. Потому что я, недостойный, не отступил окончательно от него, но исповедовал ему случавшееся со мною и часто заходил в его келию, когда мне приходилось бывать в городе, хотя, бессовестный, и не сохранял его заповедей».

Пр. Симеон приписывает, однако, прямому вмешательству Божию свое второе и окончательное избавление от власти злых сил.

   Момент предельно неоднозначный и  в тоже время очень важный, поскольку  крайне важно понять – почему это произошло, какова причина? В качестве наиболее вероятного ответа можно предложить следующее высказывание Максима Исп. из первой сотницы Глав о любви . - «85. Как птица, привязанная за ногу, начавши подниматься вверх, стягивается опять на землю, влекомая за вервь так ум, не достигши еще бесстрастия, хотя и воспаряет к познанию небесных вещей, но влекомый страстями, стягивается опять на землю

   Разумеется возможны и иные объяснения, в общем то для того, чтобы узнать о других вариантах и создал эту тему.

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Re: уклонение Симеона Н.Б !?!?
« Ответ #1 : 15 Ноябрь 2011, 16:35:08 »
В чем неоднозначность сего отрывка? Вас соблазняет несостыковка - сначала Свет видел, а потом -период охлаждения?
  с.о.-это живой человек, а не доска крашеная.
А для чего в Евангелии в родословии Христа приводятся примеры и блудниц и предателей? Воот если бы писание было плодом дела рук человеческих-там было бы все  максимально "скорректировано" -не подкопаться..
И..кто сказал, что житие-это икона?  Скорее всего обозначенная проблема воспринимает житие как лубок..и если  житие отступает от этого "канона", то тут же "соблазняются" - ибо пал кумир..
Слово Бога-живое слово, и жизнь святого -это прежде всего жизнь конкретного человека и близок  мне, например, тот или иной святой именно своим неприукрашеннм, естественным образом..Когда  вижу его, как и себя -человека живого, со своими взлетами и падениями, странностями и склонностями..
А образ героя - идеального человека, сметающего все преграды -это образ языческий..
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11889
    • Просмотр профиля

Re: уклонение Симеона Н.Б !?!?
« Ответ #2 : 15 Ноябрь 2011, 16:40:57 »
Согласен с Marfой. Сквозь канонический лубок проступил образ живого человека. Вот и все.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: уклонение Симеона Н.Б !?!?
« Ответ #3 : 15 Ноябрь 2011, 17:38:21 »
меня  собственно ничего не соблазняет, проблема  типо  рушится кумир,  построенный мной на фундаменте жития a-la лубок, меня совсем не беспокоит,  да   и  вопрос –  что есть   житие СНБ, составленное Никитой Стифатом  лубок или  икона, я вроде на повестку дня не  выносил..

сравнение жития с иконой  нахожу вполне корректным, поскольку между житием и иконой вполне можно провести   определенные параллели, ибо сходные уровни присутствуют и в иконе и в житиях, а именно  вещественный, художественный образ (в случае с житием литературный образ), тварный обОженый  характир святого, присутствующий в образе,  и собственно нетварные Божественные энергии, присутствующие в тварном  характире святого..

но повторюсь тема вовсе не об этом..

и вопрос  у меня более практического плана, как может кто-то объяснить причины произошедшего с СНБ уклонения, после столь мощного действия призывающей благодати, я в качестве варианта предложил – наличие неочищенный/непреображенных страстей, которые то и увлекли СНБ обратно в мiр

мне этот вариант кажется достоверным  потому что в 56 Слове, ссылку на котрое я уже приводил, сам СНБ  говорит   - "После чего с великим трудом и с обильными слезами, при решительном отчуждении и отделении от мира, совершенном послушании и отсечении своей воли, многих других делах и приемах строгого самоумерщвления и неудержимом стремлении ко всему доброму, удостоился я опять увидеть, хотя некоторым образом примрачно, малый луч сладчайшего оного и божественного света. Но такого видения, как то, которое видел тогда, даже доселе не сподобился еще я увидеть опять"..

возможно у кого то есть еще какие-то соображения..?

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Re: уклонение Симеона Н.Б !?!?
« Ответ #4 : 15 Ноябрь 2011, 18:02:09 »
 
и вопрос  у меня более практического плана, как может кто-то объяснить причины произошедшего с СНБ уклонения, после столь мощного действия призывающей благодати, я в качестве варианта предложил – наличие неочищенный/непреображенных страстей, которые то и увлекли СНБ обратно в мiр 

Это как препарировать лягушку: вот она живая, зеленая бегает..симпатичная.
А вы ее на стол..и ну кромсать)
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

palomnik

  • Сообщений: 330
    • Просмотр профиля

Re: уклонение Симеона Н.Б !?!?
« Ответ #5 : 15 Ноябрь 2011, 18:17:16 »
«…Во время одного из этих ночных молений пр. Симеон имел первое мистическое
видение света, затопившего его, наполнившего радостью, он перестал ощущать и
себя, и все окружающеe….»

Очень похоже на прелесть. Если он поверил этой прелести, то падение было неизбежным. ИМХО

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: уклонение Симеона Н.Б !?!?
« Ответ #6 : 15 Ноябрь 2011, 18:42:27 »
Паломник, а вы хорошо знакомы с творениями Симеона?


причина, 000, по-видимому, такая и есть - юноша не умер для мира... хотя мне кажется любого святого во-первых бережет промысел, а не его бесстрастие

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: уклонение Симеона Н.Б !?!?
« Ответ #7 : 15 Ноябрь 2011, 19:49:08 »
вот что пришло на ум...  :-) Господь ведь, конечно, знал заранее, кем станет (или может стать) Симеон Н.Б. и знал его устроение и состояние души на тот момент...метод воздействия столь радикально контрастирующими состояниями, наверное, наиболее вразумителен для воспитания души...и был в данном случае использован Божественной Благодатью...как закаляют сталь: раскаляют до бела и в ледяную воду...если б благодать не была ТАКОЙ силы и не отошла так РЕЗКО и так надолго, то Симеон, возможно, не воспринял бы должным образом свое возвращение к мирскому после переживания им высокодуховного опыта...и, возможно,  вообще не состоялся бы, как Симеон Н.Б....короче, промыслительность и тонкость науки домостроительства Божией Благодати в полной мере проявились в данном случае...ну, мне так  кажется... :-)

прозелит

  • Сообщений: 6066
    • Просмотр профиля

Re: уклонение Симеона Н.Б !?!?
« Ответ #8 : 16 Ноябрь 2011, 00:38:04 »
000, есть 56-е Слово Св.Симеона – я его как раз недавно читал:
http://www.paraklit.ru/sv.otcy/Simeon_Novij_Bogoslov/Simeon_Novij_Bogoslov.Slova-2.htm#word143

там все имо весьма ясно изложено: и про "Юноша же тот ничего особенного не делал, кроме того что с крепкою верою и несомненною надеждою всегда верно исполнял слышанное им от старца правило и вычитанное в книжице (Марка Подвижника) наставление." И про молитву старца, и про то, что:

"После оного дивного видения и изменения, бывшего во мне, немного прошло дней, как со мною случились многие искушения мирские, по причине которых, во время совершения мною тех сокровенных по Богу деланий, я увидел в себе, что мало-помалу лишаюсь блага оного, и сильное возымел желание удалиться от мира и в уединении искать Христа, мне явльшегося.Ибо верую, брате, что для того Он и благоволил явиться мне, чтоб взять к Себе и меня, недостойного, отделив от всего мира. Но как я не мог этого исполнить тогда же, то мало-помалу забыл все, что пересказывал тебе прежде, и впал в совершенное омрачение и нечувствие, так что не помнил уже ничего из того, что сказывал тебе, ни малого, ни большего, до самомалейшего движения мысли или чувства. Затем впал я еще в большие зла, чем прежде..."

Так что лишь потом, в "совершенном послушании и отсечении своей воли,
многих других делах и приемах строгого самоумерщвления", этими трудами исцелился.

А кто сказал, что мощное осияние Светом моментально приводит к автоматической невозможности падения – от все тех же самоцена и самоволия и жажды мирского удовольствия, пусть у неопытного делателя? Господь ведь лекарство предложил ему – позвал к уединению, но он не смог его принять "тогда же"...хорошо, что, как elm говорил в другой ветке, и после падения дары остаются. Вот и у него, в его падении, остались несомненные дары – "нечистые действия и бесстыдные желания" искоренены были в нем и воспрещен им  был в него вход. Покаяние оставлено, у старца...

Все имхо.
« Последнее редактирование: 16 Ноябрь 2011, 01:26:48 от прозелит »

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: уклонение Симеона Н.Б !?!?
« Ответ #9 : 16 Ноябрь 2011, 10:04:50 »
Это как препарировать лягушку: вот она живая, зеленая бегает..симпатичная.
А вы ее на стол..и ну кромсать)

св.отцы  рекомендуют   прояснять вопрос  почему пришло то или иное искушение, не через что или кого,  а почему,   собственно сами св.отцы и  их наследие  этот тот опыт  посредством изучения которого имеем возможность найти  необходимые нам ответы,  и  кстати   вопрос поставленный мной в этой теме,   вполне соответствует этому дискурсу..

если же Вам  Marfa по сути поставленного вопроса  сказать особо нечего,  то возможно уместнее  было бы и промолчать.. искренне надеюсь что Вы  оставите попытки свести эту тему к примитивной протестантской парадигме противопоставляющей внешнее  по отношению к внутреннему, букву по отношению к духу и живому опыту, св.отцов по отношению к Богу и пр.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: уклонение Симеона Н.Б !?!?
« Ответ #10 : 16 Ноябрь 2011, 10:17:23 »
Очень похоже на прелесть. Если он поверил этой прелести, то падение было неизбежным. ИМХО

    насчет прелести сомнительно, текст этот общеизвестный,  и  каких-либо крических комментов относительно этой части описания я не встречал, кроме того описание видения этого света целесообразнее рассматривать в контексте перевода еп.Феофана, оно там полнее изложено, так он пишет следующее – «внезапно низошло на него свыше божественное осияние пресветлое и исполнило все то место. Тогда забыл уже юноша сей, что находится в комнате и под кровлею, потому что во все стороны виделся ему один свет, не знал даже, попирает ли он землю ногами своими; ни о чем мирском не имел уже он попечения, и не приходило тогда на мысль ему ничто из того, что обыкновенно бывает на уме у тех, кои носят плоть человеческую; но был весь срастворен с невещественным оным светом, и ему казалось, что и сам он стал светом; забыл он тогда весь мир и исполнился слез и радости неизреченной. ……. Когда прошло видение то и юноша пришел в себя, то нашел себя (как говорил после) всего исполненным радости и изумления, и плакал от всего сердца, которое со слезами было исполняемо и сладостию великою

    если попытаться провести параллели с высказываниями других отцов о том, что есть прелесть, а что истинное видение, то здесь можно по каждому пункту привести доводы в пользу истинности, например И.Сирин, говорит следующее:

    -"Что от Бога, то приходит само собою, а ты и не почувствуешь" (Слово 2), это касательно внезапности снисхождения божественного осияния на СНБ;

    - в 55 слове И.Сирин, говорит следующее - "Ибо сказал я, что двумя способами дается дарование откровений умного созерцания. Ибо иногда дается по благодати за горячность веры, а иногда - за делание заповедей и за чистоту. По благодати, как блаженным апостолам, которые не деланием заповедей очистили ум и сподобились откровения созерцания, но горячею верою..", это касательно того, что созерцание было просто даровано;

     - также в  55 слове И.Сирин, говорит следующее - " Что ум приемлет телесными чувствами, то ими же может опять и изъяснить в области телесной; а что ощутительно созерцает, или слышит, или чувствует внутри себя, в области духовной, того, когда возвращается к телу, не способен пересказать, а только воспоминает, что видел это; но как видел, не умеет поведать ясноИбо сказал, что все созерцания, какие язык в состоянии обнаружить в телесной области, суть мечтания душевных помыслов, а не действие благодати. "..
    вот на это высказывание прошу обратить особое внимание, поскольку имхо это ключевой момент, который может  служить критерием истинность для множества  видов созерцаний,    реалии нетварной вечности, нетварных энергий многократно превышают, возможности нашего разумения а  из описания СНБ как раз таки видно, что воспоминание очевидно есть, однако донести и изъяснить его суть ясно и понятно на уровне слов невозможно;
 
     ну и если расматривать вопрос истинности с т.з плодов этого созерцания на эмоционально душевном уровне, то плоды были не вместо или во время созерцания, а после,  что немаловажно, кроме того там упоминается изумление и сладость великая, а не некое умиление  мокротно телесного толка  вкупе с изумлением схожим со смущением ума, что имхо можно также рассматривать как довод в пользу истинности созерцания..

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: уклонение Симеона Н.Б !?!?
« Ответ #11 : 16 Ноябрь 2011, 11:01:47 »
000, есть 56-е Слово Св.Симеона – я его как раз недавно читал:http://www.paraklit.ru/sv.otcy/Simeon_Novij_Bogoslov/Simeon_Novij_Bogoslov.Slova-2.htm#word143 

собственно ссылку на 56 Слово Симеона НБ я  и сам уже давал, как раз в самом первом посте этой темы..

А кто сказал, что мощное осияние Светом моментально приводит к автоматической невозможности падения – от все тех же самоцена и самоволия и жажды мирского удовольствия, пусть у неопытного делателя?

      в принципе о таком варианте развития событий  говорит И.Сирин  в 55 слове,    как бы поясняя имхо  что происходит когда, благодать дается даром, за горячность веры – «Ибо иногда дается по благодати за горячность веры, а иногда - за делание заповедей и за чистоту. По благодати, как блаженным апостолам, которые не деланием заповедей очистили ум и сподобились откровения созерцания, но горячею верою, потому что в простоте уверовали во Христа и несомненно, с воспламененным сердцем последовали за Ним. И когда Христос совершил достопоклоняемое Свое Домостроительство, послал им Духа Утешителя, очистил и усовершил ум их, и действенно умертвил внутри их ветхого страстного человека, и действенно оживотворил в них нового духовного человека, и прияли они ощущение того и другого. Так и блаженный Павел обновлен был таинственно, и потом приял созерцание откровения таин; но и при этом не полагался на оное. Действенно приял он благодать и дар, но все время жизни своей совершал течение, чтобы, по возможности, воздать той благодати, какой сподобился, когда Господь с ним, как с присным Своим, беседовал на пути и послал его в Дамаск
      понятно что т.о.  апостолы   не вышли автоматически на уровень  приснодвижного покоя в Боге, став  таким образом недоступными воздействиям  внешнего мира и изменениям от движения страстных сил их души, но тем не менее они продолжили свое движение к  этому уровню, как об этом и говорит И.Сирин  "все время жизни своей совершал течение", да в ходе него они совершали  и ошибки, и просчеты и  погрешности, но все  эти просчеты и погрешности явно не сопоставимы с  тем уклонением которое описывается в 56 Слове  Симеон НБ..

как elm говорил в другой ветке, и после падения дары остаются.

извиняюсь конечно,  но довод о том,  что после падения дары остаются, явно нуждается в более скрупулезном изъяснении и  в более веской аргументации..

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

Re: уклонение Симеона Н.Б !?!?
« Ответ #12 : 16 Ноябрь 2011, 12:55:47 »
хотя мне кажется любого святого во-первых бережет промысел, а не его бесстрастие

короче, промыслительность и тонкость науки домостроительства Божией Благодати в полной мере проявились в данном случае...ну, мне так  кажется... :-)

   оно конечно так, Домостроительство, Промысел все это очевидно имело место, но Промысел не есть некий "фатум" обрабатывающий подвижника в одностороннем порядке, как некий соляной столб..
   принцип синергии  вполне распространяется и на такие ситуации,  ведь Промысел  это лишь одна сторона медали, которая очевидно и несомненно  присутствует, но ведь есть  еще и вторая сторона, как об этом пишет  МИ - "44)Искушения приводят к человекам иногда удовольствия – иногда печали, а иногда телесные страдания.Ибо Врач душ, по судьбам Своим, прикладывает врачевство, смотря на причину страстей, в душе лежащую. 45)Искушения наводятся на одних для изглаждения грехов прежде бывших, на других для прекращения теперь деемых, а на иных, для предотвращения имеющих быть содеянными, кроме тех, кои бывают для испытания человека, как-то было с Иовом. " (главы о Любви, 2 сот. 44-45)
    вот об этой 2-й стороне медали и  делается попытка поговорить..

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

Re: уклонение Симеона Н.Б !?!?
« Ответ #13 : 05 Декабрь 2011, 17:12:33 »
Поднята на самом деле интересная тема.. на ум приходит, что первый опыт у Симеона был подобен апостольскому на горе - свет видели, но духа в совершенстве не прияли... хотя он уже был крещен и миропомазан, да и свет его всего наполнил... но почему то в его расслаблении нету той муки потери благодати или о ней не написано, о коей говорят другие отцы.. и о которой мы знаем по опыту. Судя по всему и в крещении можно быть осиянным однократно но в себя не впитать.. но тут опять нестыковка, ибо Симеон там негде пишет, что свет внутри него остался и он потом вернулся покаянием и трудами к слабому его отблеску, постоянно созерцаемому то бишь

Питирим

  • Сообщений: 3666
    • Просмотр профиля

Re: уклонение Симеона Н.Б !?!?
« Ответ #14 : 05 Декабрь 2011, 17:29:27 »
...  с.о.-это живой человек, а не доска крашеная.
...кто сказал, что житие-это икона?  Скорее всего обозначенная проблема воспринимает житие как лубок..и если  житие отступает от этого "канона", то тут же "соблазняются" - ибо пал кумир..
... образ героя - идеального человека, сметающего все преграды -это образ языческий...
Хорошая мысль.
Пребывай в молчании, тишине, и ты познаешь