"Общение верных" еще при Стефане начала покидать Любовь, и без этого цемента такое общение быстро стало "разобщение неверных". По кучкам, делясь всем, и едой, и радостью лишь со "своими". Агапе стало невозможным по сути. И Церковь, имо, чтобы укрепить служение и как-то сплотить паству, вовлекла в ритуал тех кто в Любви - св. мучеников. Потому что есть неразрывная связь святых с их мощами.
Я все же именно за срединный путь,
Антиквар. А то впадаем в две крайности - либо магизм либо протестантизм. Говорим или о "самодостаточном поклонении" святыням, или же о полном отказе (потому что не в том дух Христианства). Святыни (не "места", но захоронения и мощи святых) - часть Предания Церкви. Лишившись изначально данного авнсом "союза Любви", Христианству просто суждено было "обрасти" Преданием.Но если нет обусловленности и "самодостаточного поклонения", тогда есть понимание и принятие Предания, а в данном случае - помощи и заступления святых нам немощным.
Вам не нужны их помощь и благодатное заступление? Для меня это - крайность. Такая же крайность, как самодостаточное поклонение, но с другим знаком.
Что касается опытных переживаний "благодатности места", то я не отрицаю сам опыт таких переживаний, а лишь говорю о том, что он сам по себе еще не является христианским (как я понимаю, и вы говорите об этом)
И еще раз - не о "благодатности места" говорим, но о тех, кто это место облагодатил, о их присутствии (в данном месте) и обещании помогать всем, в молитве к ним взывающим. Да, это не христианское, но общечеловеческое - все и везде поклонялись и поклоняются своим святым и их погребениям. И что это доказывает?
Я вот не знаю - кто к святым подходит, а кто "именно к мощам". Также как не знаю, кто к образу подходит, а кто - к "намоленной" доске - объекту поклонения. Но для меня это не повод для иконоборчества. Для массовой катехизации православных - да, очень серьезный повод.
Как и рассказ Родиона...
Отклик ума и отзыв сердца...
спасибо за формулировку,
junia. Уточните только тогда - отклик и отзыв НА ЧТО/НА КОГО?
Родион, без мощей (трех мучеников, насколько мне известно) нет антиминса. Антиминс подписывается архиереем для конкретного храма (на нем - надписание есть). Без антиминса в храме не имеют права совершать литургию. У католиков - мощи под престолом (т.е. под алтарем, по их терминологии).
В чем ересь?
В принципе, на Престоле, освященном полным архиерейским чином, можно служить на антиминсе, не содержащем святых мощей; антиминсы со святыми мощами употребляются на престолах, не содержащих мощей, или вне храмов. В Русской Православной Церкви все антиминсы должны содержать святые мощи.
Вот описан случай, когда антиминс не содержит мощей и в принципе, можно служить. Но это - видимо, частность из давнего прошлого...
http://evangelie.biz/?p=309