Если попытаться продолжить разговор о проявлениях Духа в творчестве человека, то можно взять хрестоматийный пример: сонеты Шекспира. Читая их, вы сталкиваетесь с обезоруживающей простотой изложения, ясностью мысли, необычайной выразительностью и потрясающей силой воздействия. Эта сила питается из какого-то таинственного источника и человек хочет отыскать этот источник. Для чего пытается (как уж водится) разобрать старинный загадочный замок сонетов по камешкам.
И - падает в подвал. А в подвале - запутанный темный лабиринт, в котором бродят призраки автора (Шекспир? или все-таки не Шекспир?) и героев его сонетов: белокурого друга и смуглой леди. Лабиринт ведет от фигуры к фигуре, темные тоннели уводят в гомосексуальную интерпретацию сонетов, и в этих тоннелях заблудились и не хотят вылезать очень многие. И бродят, бродят по темному лабиринту, бесконечно выясняя: кто? кому? с кем? и тд.
Однако немало читателей поднимается на верхние этажи замка, где расположены пиршественные залы. Там - пир человеческих страстей: любовь и ненависть, верность и измена, ревность и равнодушие, разлука и радость встречи, горечь и страдание. На этом пиру легко опьянеть, там есть и темное и светлое, и живительное вино и сладкая отрава. И многие, опьянев, остаются в этом зале, считая, что ничего больше и не надо. Но далеко не все.
Потому что если подняться еще выше, то там, где с небес льется свет, открывается самое главное: любовь, не имеющая животно-плотского начала, любовь возвышенная, слитая воедино с самопожертвованием ради другого. Человек растворяется без остатка в этой любви и готовности отдать всего себя, пожертвовать собой ради тех, кого любит.
Собственно, главная тайна сонетов Шекспира - в этой жертвенной любви и потрясающе трезвом, кристально-ясном взгляде на жизнь, на человека, на его пороки и слабости.
Выражаясь привычным нам языком: это любовь, которая все покрывает, и еще трезвение. В этом - проявление Духа, которое если и не переворачивает сознание человека, то изменяет его уже необратимо.