Kοινοβιάτης
Имхо. Услаждение чувств штука опасная, я об этом сообщений 15 назад, писал. Само услаждение может идти как от бесовского разжения, так и от посещения благодати, когда чувства не очищены. Пока они не гармонизированны, не упорядочены, не утихомирены и не предуготовлены для благодати психофизическим содействием. Лучше избегать крайностей, и стараться не испытывать сильных чувств. Хотя опять таки из предания мы знаем примеры, когда подвижники ликовали в экстазе от Божественного посещения.
Вы, как я понял, просто произносить молитву словами, направляя на них взгляд ума (внимание), попутно избегая грубых образов и прилогов . Заключаете ум в слова молитвы. А если она уже 10 лет не опускается ниже в сердце и не очищает его? Может ей что то мешает, типа конкретных психофизических лямбд от грехов, страхов, старческих барьёров, что типо нельзя ощущать благодать? Вы поймите, что “помещение” молитвы куда то, тоже может выражать искреннее стремление к чистоте и Богу. Нужно помнить, в своё время и на своём месте хороши всякие приёмы, но ни один из них не заменит искренности, взывания, томления по Богу. И если нет Божьего ответа, нет и смысла копаться в приёмах, нужно понять что это ты не так что то делаешь. Вот Вы недавно описывали депривацию зрения и слуха, хороший приём. А Вы знаете, что он идёт из йогического востока и даосизма? Вот представьте, что я храню внимание от пяти чувств для усиления контроля над молитвой. Это же реальный духовный прибыток в практике. Согласны? А если я тоже самое делаю, для медитации, что это даёт? Ничего! Приём один и тот же, а прибыток может быть разный. В одном случае есть сотворчество с Богом, в другом нет. Так и с “помещением” молитвы, Богу нужно содействие, и оно не только в закольцованном чтении выражается, но и другими способами нужно сотворчествовать на всех уровнях.
То, что Вы открыли тему, что бы так сказать уличить форум, очень качественно отличает её от "ступеней молитвы"!