Исихазм

Автор Тема: Молитва, как ощущение движения духа  (Прочитано 12833 раз)

Доброй молитвы всем!

Мне показалось, что можно предположить наступление  на форуме момента "сия измена десницы вышняго" Пс.76.11.  Думаю, застой мысли можно преодолеть воспользовавшись рекомендациями Давида:

12 Помянух дела Господня: яко помяну от начала чудеса твоя,
13 и поучуся во всех делех твоих, и в начинаниих твоих поглумлюся.


В качестве приличного упражнения предлагаю рассмотреть молитву, как ощущение движения духа.

Образ: Ухо слышит колебания воздуха. Устройство голоса может колебать его.

Если человек имеет способность участвовать подобным образом в движении духа, то он имеет духовную молитву.

Думаю, библейским образом такого ощущения является праотец Нахор (хриплый, храпящий).

Простите...
 
Богу нашему слава. Аминь.

vual

  • Сообщений: 1058
    • Просмотр профиля

Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #1 : 06 Декабрь 2011, 21:31:16 »
Цитировать
В качестве приличного упражнения предлагаю рассмотреть молитву, как ощущение движения духа.

Образ: Ухо слышит колебания воздуха. Устройство голоса может колебать его.

Если человек имеет способность участвовать подобным образом в движении духа, то он имеет духовную молитву.

Думаю, библейским образом такого ощущения является праотец Нахор (хриплый, храпящий).

Здравствуйте! Пожалуйста скажите более глубже про движение Духа, потому, что я слышу эти движения, но не могу знать от кого они. хотя по моим ощущениям они благодатные и проверены временем, но во мне нет уверенности. а не имея уверенности, не могу доверять им и двигаться дальше.
Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #2 : 06 Декабрь 2011, 22:12:25 »


Здравствуйте! Пожалуйста скажите более глубже про движение Духа, потому, что я слышу эти движения, но не могу знать от кого они. хотя по моим ощущениям они благодатные и проверены временем, но во мне нет уверенности. а не имея уверенности, не могу доверять им и двигаться дальше.


Вы заставляете меня сказать о том, о чем знает только Бог и дух, живущий в человеке. Отвечаю: не знаю ...

***

Дух человека само-сознающий. Думаю, когда мы говорим "сознание", то понимаем под этим момент ощущения духом самого себя.

После грехопадения человек есть часть мира, а его дух, думаю, потому есть часть духа мира.

Даже название "дух" относительно духа падшего человека употреблено некорректно. Приличней называть его "плоть"

Простите ...
Богу нашему слава. Аминь.
Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #3 : 06 Декабрь 2011, 22:34:50 »

Думаю, библейским образом такого ощущения является праотец Нахор (хриплый, храпящий).


В книге Бытие упоминаются два Нахора. Родословие: Серух-Нахор-Фарра-(Аврам, Нахор).

Серух (=виноградная лоза), думаю, есть образ Иисуса Христа, а Нахор есть ощущение Святаго Духа или Духа Христова. То, что мы называем ощущением благодати. Это живое ощущение Бога дает человеку силу неудержимо стремиться к Нему (Фарра=путешествие). Движение к Богу осуществляется богопознанием в рождении от Бога (Аврам) и благодатным предстоянием Богу в молитве (Нахор).

Простите ...
Богу нашему слава. Аминь.

vual

  • Сообщений: 1058
    • Просмотр профиля

Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #4 : 07 Декабрь 2011, 00:15:21 »
Цитировать
В качестве приличного упражнения предлагаю рассмотреть молитву, как ощущение движения духа.
Образ: Ухо слышит колебания воздуха. Устройство голоса может колебать его.
Если человек имеет способность участвовать подобным образом в движении духа, то он имеет духовную молитву..
Молитва, как ощущение движения духа, но ухо слышит движение духа не от колебания звука и воздуха, это другие движения. это движения несущие за собой настроение этого духа. и они иногда из глубины приходят, не только в ушах. они могут и откровение нести в этом движении.
 спасибо Вам за "не знаю", просто углубите тогда собственную мысль.
почему Вы движение Духа связываете с аналогиями библии, что это дает в понимании, Вашем понимании?

vual

  • Сообщений: 1058
    • Просмотр профиля

Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #5 : 07 Декабрь 2011, 00:23:41 »
Цитировать
После грехопадения человек есть часть мира, а его дух, думаю, потому есть часть духа мира.
Даже название "дух" относительно духа падшего человека употреблено некорректно. Приличней называть его "плоть"
а я не согласна с Вами, что человек это плоть и только, потому, что эта плоть имеет дыхание жизни от Бога, а после смерти, только тогда плоть.
хотя, если вспомнить, про "гробы крашенные" и "оставте хоронить мертвецам мертвецов",
тогда получается и плоть. ...но это ведь было в период, когда Дух Святой не был послан на землю...
и Иисус не был распят, думаю, что эти периоды различны и скорей всего это уже не плоть
Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #6 : 07 Декабрь 2011, 09:57:10 »
Думаю, когда говорим "дух", то предполагаем движение замкнутое в себе. Покой движения или движение покоя. Иначе как объяснить устойчивость.

Когда же говорим "плоть", то предполагаем движение не замкнутое в себе.

***

В основание человека положено движение: Ной-Хам-(Сим,Иафет)-Ной ...

Подробнее Быт.9.20-23.

20 И начат ное человек делатель (быти) земли, и насади виноград:
21 и испи от вина, и упися, и обнажися в дому своем.
22 И виде хам отец ханаань наготу отца своего, и изшед вон поведа обема братома своима.
23 И вземше сим и иафеф ризу, возложиша (ю) на обе раме свои, и идоша вспять зряще, и покрыша наготу отца своего: и лице их вспять зря, и наготы отца своего не видеша.


***

Неизреченное единство (Ной) является в чувственном бытии жизни (Хам) и возвращается в себя духом (Иафет), окованным смыслом являемого бытия (Сим).

Очень похоже на образ божий.  Единство Лиц Троицы.

И на умно-сердечную молитву. Единство чувства сердца, смысла слов молитвы и внимания ума.

***

Простите ...



Богу нашему слава. Аминь.

stille

  • Сообщений: 998
    • Просмотр профиля

Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #7 : 08 Декабрь 2011, 08:18:46 »
Неизреченное единство (Ной) является в чувственном бытии жизни (Хам) и возвращается в себя духом (Иафет), окованным смыслом являемого бытия (Сим).
О.Дионисий, а как примерно у Вас рождается подобный ход мыслей?
 Видно, что Вы любите смысловую импровизацию библейскими образами. Близко Александрийской школе богословия, наверно (я практически не знаю эту раннюю патристику)…по правде сказать пользу в этом вижу очень относительную.
 Небольшое рассуждение: Ной (Ноах) – этимологически имя связано со смыслом покоя (от корня «нах» - покоиться); Хам – с жаром/горячением, Иафет – отец красоты (йофи – красота), чувства и формы; Сим (Шем - имя) – отец мудрости называния формы именем, знания логоса вещи и сотворения нового имени (начала тварного).

Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #8 : 08 Декабрь 2011, 08:48:05 »

 О.Дионисий, а как примерно у Вас рождается подобный ход мыслей?


Недавно написал заметку в развитие ответа на заданный вопрос.

На вопрос: «Пребывать в молитве в безмолвии или призывать божественное имя?», я ответил, что, думаю, лучше призывать. В качестве причины указав на то, что имя определяет направленность молитвы.

Позднее пришло понимание, что более подробно ситуацию можно понять, рассматривая родословную Моисея.

***

Израиль-Левий-Кааф-Амврам-(Аарон, Моисей, Мариам). Исх.6.16-26.

(Речь идет об умно-сердечной молитве)

Здесь Израиль есть «ум, видящий Бога».

Левий (в нынешнее время у мене будет муж мой, родих бо ему три сыны, Быт.29.34), думаю, есть образ умно-сердечной молитвы, в которой соединяются внимание ума, слова молитвы и чувство сердца. Или, по-другому, дух, разум и бытие человека. Образы Лиц Троицы.

Кааф (собрание, общество) указывает на единство ума, слова и чувства в молитве.

Амврам (Бог высок) показывает, что единый в троице Бог есть недосягаемый идеал для подражания. Но человек, упражняясь в умно-сердечной молитве, может бесконечно приближаться к Нему.

При этом в человеке рождаются:

1. Аарон ( = гора света, высокий учитель) – истинное богослужение, и в нем: очищение, просвещение и совершенствование.

2. Моисей ( = взятый от воды) – пророческое видение божественных судеб.

3. Мариам ( = высокая) – возвышенная жизнь.

***

Если заменить слово безмолвием, то не будет образа Лиц Троицы.

***


…по правде сказать пользу в этом вижу очень относительную.


Если научиться божественным судьбам, то приобретешь правость сердца. Пс.118.7.  Мне это кажется важным.

Богу нашему слава. Аминь.
Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #9 : 08 Декабрь 2011, 13:49:31 »

 О.Дионисий, а как примерно у Вас рождается подобный ход мыслей?


Когда есть нужда понять смысл какой-либо вещи, то следует отложить проблему и помолиться Богу, предполагая, что Ему известны мои проблемы, и, если Ему угодно, Он может меня от них избавить.

После этого почти всегда появляется готовый ответ.

Если вопрос сложный или важный, то он уясняется переживанием в событиях жизни.

Я христианин, и живу во Христе. Потому моя жизнь есть переживание написанного в Святом Писании. Как говорится в молитве к Причащению Симеона Нового Богослова: "в книзе же твоей и еще несодеянная написана тебе суть"

***

Лично знаю еще двух христиан, которые так могут.

У остальных не получается, полагаю в следствие мысленной молвы. Не умеют слушать.

Бог говорит: "Когда я творю словеса моя во Израили, то у всякого пошумит в ушах" (цитата на память)

Шумит у всех, а слышат только некоторые.

Простите ...
Богу нашему слава. Аминь.

vual

  • Сообщений: 1058
    • Просмотр профиля

Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #10 : 08 Декабрь 2011, 16:52:42 »
Но можно еще в глухих ушах людей узреть великое милосердие Божие, дабы рассеянные овцы не имеющие пастыря пафосную мудрость самозванцев не могли понять и вслед пойти.

прозелит

  • Сообщений: 6306
    • Просмотр профиля

Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #11 : 08 Декабрь 2011, 18:14:34 »
Этот метод близок к подходу фонетической Кабалы (не путать с Каббалой). Если данный способ совмещается
с изучением корней слов, то человек получает дополнительные  ключи к тексту, расширяет семантическое пространство,
поскольку такой метод требует сочетания абстрактного мышления и визуальных, аудиальных и эмоциональных функций.
Сознание переконфигурируется, получая расширенный спектр ассоциаций. Так можно выйти в до-вавилонское общеязыковое пространство.
Замечательный, другой уровень прочтения.
Но это – лишь малый отблеск того, что открывается созерцающим Логос в Писании.
Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #12 : 08 Декабрь 2011, 23:26:34 »
Но можно еще в глухих ушах людей узреть великое милосердие Божие, дабы рассеянные овцы не имеющие пастыря пафосную мудрость самозванцев не могли понять и вслед пойти.

Под ушами здесь предполагается разум, а под слышанием - разумение.

***

Бог сотворил человека разумным. Христос есть Божественное Слово и Премудрость.

Тех, кто не понимает, думаю, как раз и похищает мысленный волк.

В притче о сеятеле написано, что к слышащему слово и не разумеющему приходит лукавый и похищает слово из его сердца. Мф.13.19.


Простите ...
Богу нашему слава. Аминь.

vual

  • Сообщений: 1058
    • Просмотр профиля

Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #13 : 09 Декабрь 2011, 00:01:56 »
понимаю! все, что пишите, просто нет того, что мне надо. жаль, я на слова про движения духа отреагировала, а теперь понимаю, что скорей всего ответа не придвидится. а эти все "навуходоносеры", пустая-пустых.
хотя дух часто откровения дает пользуясь библейскими стихами. ладно прослежу эту тему а там видно будет. не буду спешить с поспешными выводами и Вы еще по чайной ложке в день говорите.
а можно эту тему разделить на две, про навуходоносеров на лево, а про движения духа на право?

lily

  • 3
  • Сообщений: 3802
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: Молитва, как ощущение движения духа
« Ответ #14 : 09 Декабрь 2011, 02:20:44 »
Отче, спасибо, что пишете. Не могу пока участвовать, но внимательно читаю. Подобное прочтение имеет прямое отношение к иконографии, совсем не пустое.
Меня сейчас интересуют фигуры Моисея и Илии (в контексте Преображения), и отдельно Исайи. Если сможете помочь, буду очень благодарна.
And death shall have no dominion