О.Дионисий, а как примерно у Вас рождается подобный ход мыслей?
Недавно написал заметку в развитие ответа на заданный вопрос.
На вопрос: «Пребывать в молитве в безмолвии или призывать божественное имя?», я ответил, что, думаю, лучше призывать. В качестве причины указав на то, что имя определяет направленность молитвы.
Позднее пришло понимание, что более подробно ситуацию можно понять, рассматривая родословную Моисея.
***
Израиль-Левий-Кааф-Амврам-(Аарон, Моисей, Мариам). Исх.6.16-26.
(Речь идет об умно-сердечной молитве)
Здесь Израиль есть «ум, видящий Бога».
Левий (в нынешнее время у мене будет муж мой, родих бо ему три сыны, Быт.29.34), думаю, есть образ умно-сердечной молитвы, в которой соединяются внимание ума, слова молитвы и чувство сердца. Или, по-другому, дух, разум и бытие человека. Образы Лиц Троицы.
Кааф (собрание, общество) указывает на единство ума, слова и чувства в молитве.
Амврам (Бог высок) показывает, что единый в троице Бог есть недосягаемый идеал для подражания. Но человек, упражняясь в умно-сердечной молитве, может бесконечно приближаться к Нему.
При этом в человеке рождаются:
1. Аарон ( = гора света, высокий учитель) – истинное богослужение, и в нем: очищение, просвещение и совершенствование.
2. Моисей ( = взятый от воды) – пророческое видение божественных судеб.
3. Мариам ( = высокая) – возвышенная жизнь.
***
Если заменить слово безмолвием, то не будет образа Лиц Троицы.
***
…по правде сказать пользу в этом вижу очень относительную.
Если научиться божественным судьбам, то приобретешь правость сердца. Пс.118.7. Мне это кажется важным.