Исихазм

Автор Тема: Излишнее упование на милость Божию – смертный грех  (Прочитано 17839 раз)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Давайте поговорим об уповании на Бога.

Из Предания:
Цитировать
"Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего."
Вот слова Псалтири:
Цитировать
"Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит...(Пс. 36:5)

Но вот слова Дм. Ростовского:

Цитировать
“Сколько смертных грехов? Смертных или самых главных грехов семь: гордость, лихоимство, блуд, зависть, чревоугодие, злопамятство, уныние. Эти грехи называются главными или большими потому, что остальные вытекают из них. Есть еще грехи. Следующие шесть грехов: излишнее упование на милость Божью, отчаяние в своем спасении, противление утвержденной истине и отвержение православной христианской веры, зависть к ближнему, получающему от Бога духовные блага, пребывание в грехах и костенение в злобе, нерадение в покаянии до конца своей жизни. Есть еще четыре греха вопиющие к небу от отмщении: намеренное человекоубийство, причинение вреда убогим, нанесение обид вдовам и сиротам, удержание платы наемникам” (Святитель Дмитрий Ростовский).

можно, конечно, вспомнить, что Дмитрию Ростовскому были близки многие идеи католиков:

Цитировать
Св. Исидор говорит: «Грешить перед Богом, значит начать умирать вечною смертию, а отчаиваться в милосердии Божи­ем, есть то же, что вступать во ад». И блажен­ный Августин справедливо почитает равными как отчаяние, так и излишнюю на Бога на­дежду. — По мнению св. Исидора и блаженно­го Августина, и тот, кто излишне надеется на милосердие Господне, и тот, кто отчаивается, оба почти суть во аде: ибо как первый, надеясь излишне на милосердие Господне, будет гре­шить безопасно, ничего не боясь, так и пос­ледний, отчаявшись в прощении грехов своих, не будет в них каяться. Пагубно отчаяние, но излишняя надежда есть великое зло, ибо через нее мы оскорбляем Самого Бога. Излишняя надежда есть грех, едва ли меньший отчаяния. Излишне надеющийся на милосердие Божие употребляет милосердие Божие орудием в сво­их грехах.

Но ведь то же повторяет и Тихон Задонский, и более того говорит– это уже не только смертный грех, но грех против Святого Духа:

Цитировать
В. Колико есть грехов против Святаго Духа?

О. Шесть. 1. Отчаяние, еже не надеятися милосердия Божия. 2. Излишнее упование на милость Божию. 3. Сопротивление познанной истине Писания святаго, и догматов веры, апостолы и отцы святыми утвержденныя. 4. Зависть к духовным благим, яже ближний приемлет от Бога. 5. Во гресех пребывание, и состарение в злобе. 6. Нерадение о душевном спасении, до кончины жизни своея.

Где грань в нашем уповании на Бога – меж упованием благим и деятельным
и упованием чрезмерным – "на милость Его",  являющимся грехом против Духа Святого (!)

Верна ли трактовка католиков, или Вы считаете, что Дм.Ростовский и Тихон Задоский говорили не только (и не столько) об этом?

Давайте обсудим.Чтобы не забывать нам всем об этой важной, имо, грани, и не повторять, словно  некую мантру – "Надо все упование на Бога возложить"..."всецело надо Богу предаться", "Без Бога мы ничего не можем" и тд и тп.
А если и повторять, то понимать, о чем речь идет  :-)


PS спасибо Marfa, за то, что сподвигла начать эту тему...
« Последнее редактирование: 16 Январь 2012, 16:50:55 от прозелит »

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Думаю что упование развивается так же как и молитва...упование это чувство...чувство может и должнО развиваться...НО...это зависит от прогресса в целом я думаю...
На начальных этапах мал опыт ощущения "связи" с Богом...отсюда и--уповал бы, да не знаю на что, и как это...
По мере усиления "связи"...появляется НА ЧТО уповать...появляется чувство что протянутая рука получит помощь...
Есть и другой момент упования...
А что собственно значит--"уповаю на помощь Божию"...это что--Господи ты всё Сам сделай, пока я наслаждаюсь грехом?...или--"Господи я понял что это грех, но избавиться не могу, Ты приди и избавь"...

Но ведь Бог не затрагивает нашего произволения...не могу=не хочу...и как же он избавит тогда, против воли...
Тогда остаётся только делать своё дело...и верить что Спаситель Сам подаст что нужно и когда нужно...только...разве ЭТО упование?...
Короче...НИ-И-ИЧЕГОНЕПОНИМАЮ :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Упование на Бога и упование на милость Бога - это разные вещи.

Дмитрий Ростовский и Тихон Задонский определяя грех, говорят о втором - о чрезмерном уповании на милость (в том смысле, что человек осознанно совершает грех, заранее рассчитывая на прощение)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Elena, а что тогда для Вас означает – "упование на Бога"? Если Вы отделяете это понятие от "упования на милость Божию"?
Интересное разделение. Мы ведь в ИМ именно просим Его –  смиловаться над нами, и нас призывают непрестанно молиться этой молитвой.
Равно как и молитва мытаря – она тоже взывает к Милости Божьей...

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Упование на Бога и упование на милость Бога - это разные вещи.

Дмитрий Ростовский и Тихон Задонский определяя грех, говорят о втором - о чрезмерном уповании на милость (в том смысле, что человек осознанно совершает грех, заранее рассчитывая на прощение)
+1
"Пойду, сегодня вечером "блудану" (украду, обману, обвешу...), Господь милостив - простит."
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Анъдърюха

  • Сообщений: 868
    • Просмотр профиля

Цитировать
первый, надеясь излишне на милосердие Господне, будет гре­шить безопасно, ничего не боясь,

Значит страх Божий есть средство борьбы с таким грехом.
Насчёт страха Божия много сказано.
Есть учения,говорящие о том что будет некий великий переход и спасутся все..это наверно тоже из разряда излишнего упования.. или эти..в пиджачках..уверенные что их Бог уже спас,сетевой "христианский" маркетинг..
или те,которые считают что у них всё правильно уже только благодаря членству в секте или религии..

Хотел бы услышать также совета по поводу борьбы с
Цитировать
4. Зависть к духовным благим, яже ближний приемлет от Бога.
думаю это не сильно офтоп..

Когда вы познаете себя, тогда вы будете познаны и вы узнаете, что вы - дети Отца живого.

Elena

  • Сообщений: 6707
  • ...
    • Просмотр профиля

Elena, а что тогда для Вас означает – "упование на Бога"? Если Вы отделяете это понятие от "упования на милость Божию"?
Интересное разделение. Мы ведь в ИМ именно просим Его –  смиловаться над нами, и нас призывают непрестанно молиться этой молитвой.
Равно как и молитва мытаря – она тоже взывает к Милости Божьей...

Просьба о милости подразумевает внутреннее раскаяние. Настрой не совершать того, в чем каемся. 

А стадия прилога страсти, когда приходит мысль о том, что Бог простит, никак не совместима с настроем не совершать. Наоборот, размышляешь ведь именно о возможности совершения.  Это получается внутреннее лукавство (двойственность, нечестность).

Цитировать
что тогда для Вас означает – "упование на Бога"?

Я, когда прошу о милости, прошу, чтобы разоблачение нечистоты и неосознанных грехов было, по возможности, наименее болезненным. Чтобы, если возможно, обошлось без позора, без травмирующих болезненных ситуаций, через внутреннюю мысленную сферу. Стараюсь внимательно вглядываться  в то, что происходит в душе, какие возникают реакции на людей и на ситуации.

Если просто об уповании на Бога - это обычно, когда передо мной невыполнимая, на первый взгляд, задача (не мной инициированная). Прошу помощи и надеюсь на то, что Бог поможет.

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

  На самом деле тема, поднятая прозелитом затрагивает одно из центральных понятий  духовной жизни - духовная трезвость
Причиной чрезмерного упования на Бога я вижу потерю рассудительности.  Весьма странное отношение сложилось у православных к этой добродетели. Св. Антоний Великий называет ее главнейшей добродетелью монаха, без которой не в прок будут и остальные добродетели. Апостол призывает показать рассудительность в добродетели. А Что имеется на практике?
   На практике имеем амбразуру в виде отказа от рассудка вообще. Правильно, если нет волос-то зачем расческа??
 Самый распространенный "полемический" примем на форуме: "А что по этому поводу говорят с.о.?" Догматизация сознания (наряду с примитивизмом) -еще один гвоздь в гроб рассудительности.
 Вспоминаю всегда  суждение   св.Г.Паламы, который относительно расположения сердца духовного был прямо противоположного мнения с св. Г.Нисским. На упреки, немало не смущаясь..он отвечал, что есть много областей, которые не нужно догматизировать.В этих областях каждый может высказать мнение  ибо Дух наставляет только в той Истине, которая проницает все. (с)

  В связи со сказанным у меня вопросы к участникам.

1. Что значит  показать  в добродетели рассуждение ?
2.  Что значит показать?

(сама отвечу после )
 
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

Думаю что упование развивается так же как и молитва...упование это чувство...чувство может и должнО развиваться...НО...это зависит от прогресса в целом я думаю...
На начальных этапах мал опыт ощущения "связи" с Богом...отсюда и--уповал бы, да не знаю на что, и как это...
По мере усиления "связи"...появляется НА ЧТО уповать...появляется чувство что протянутая рука получит помощь...
Есть и другой момент упования...
А что собственно значит--"уповаю на помощь Божию"...это что--Господи ты всё Сам сделай, пока я наслаждаюсь грехом?...или--"Господи я понял что это грех, но избавиться не могу, Ты приди и избавь"...

Но ведь Бог не затрагивает нашего произволения...не могу=не хочу...и как же он избавит тогда, против воли...
Тогда остаётся только делать своё дело...и верить что Спаситель Сам подаст что нужно и когда нужно...только...разве ЭТО упование?...
Короче...НИ-И-ИЧЕГОНЕПОНИМАЮ :-)...
  Для того, чтобы просить реальной помощи, нужно знать свою немощь. А вот тут начинается  интересное. ВСе мы немощны по определению..Но.   Сидя на диване вздыхают  о немощи ,  перелагают упование на Бога...Или  опытно  доходят реально до своих пределов, познав их   ..и уже оттуда вопиют. Разницу чувствуете?
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

Hors

  • Сообщений: 2065
    • Просмотр профиля

Думаю, тут вопрос сам по себе и приведенные цитаты лежат в разных плоскостях одновременно. Упование в духовной плоскости - сие есть правильное и нужное. Но есть и внешнее (в разуме) упование, когда говорят "я уповаю". Т.е. "слышь, а че ты ничего не делаешь, не трудишься..." "а вот смотри - нужно уповать и все приложится" и приводят тебе примеры из жизни - одна гражданка уповала и тут звонок в дверь, мешок картошки вдруг принесли. какая радость ...
Вот это последнее, наверное и есть вредное поскольку суть нерадение, а не упование.

angel

  • Сообщений: 608
    • Просмотр профиля

Излишнее упование на милость Божью, наверное, может привести к тому, что человек расхолаживается и начинает оправдывать свои грехи тем, что милость Божья все покроет...Это опасно...
Конечно, христианин должен уповать на милость Божью и понимать, что Господь прощает нам многие грехи по Своей милости и благодати. Но всякий человек несет ответственность пред Богом за то, что делает...И тут уже нет места духовной "халяве". :-)
Думаю, очень важно понимать, что Господь даровал нам свободу...Свободу выбирать: уповать на его милость или нет...И Он же дал нам свободу - искренне каяться в грехах или прикрывать грехи, надеясь что благодать Божья оправдает осознанные и нераскаянные грехи...ИМХО
Господь - свет мой и спасение мое. (Пс. 26)
Любовь должна быть в корне всей нашей жизни. А корень всего - только в Боге.

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

     
Где грань в нашем уповании на Бога – меж упованием благим и деятельным и упованием чрезмерным – "на милость Его",  являющимся грехом против Духа Святого
     этот момент можно попытаться прояснить через  рассмотрение того как православие  понимает возможности  взаимодействия свободной  человеческой воли  и благодати, золотая середина по этому поводу  была обозначена  св.Иоанном Кассианом Римлянином в  13 главе его собеседований,
     в добротолюбии вставки из этой главы присутствуют во втором томе  в главе «О божественной благодати и свободном произволении» ,  насколько сам знаю на принципах высказанным И.Кассианом  собственно и основывается   православное учение о синергии,  т.е. соработничестве  свободной воли человека и благодати,
     хотя говоря о синергии необходимо обозначить, что синергия  такая как она должна быть это -  подлинно гармоничноe взаимодействие  воли и благодати, т.е. это очень высокое по своему качественному уровню духовное состояние,   поэтому надо делать соответствующую скидку на то, что  имеются определенные этапы  в том, что называется синергия, например об  одном из них И.Кассиан пишет так - " Воля Божия всегда желает, чтобы созданный Им человек не погиб, но вовеки жил. Бог, если заметит в нашем сердце хоть искру расположения к добру, по благосердию Своему не даст ей угаснуть; но желая, чтобы все спаслись и в разум истины пришли, всячески способствует к тому, чтобы она обратилась в пламя. .".
 
     также можно в качестве примера привести  следующую цитату "Уму человеческому не понятно, как это спасение принадлежит и нашему произволению, ибо говорится: аще хощете и послушаете Мене, благая земли снесте (Ис. 1, 19), и вместе оно есть дело ни хотящего, ни текущего, но милующего Бога (Рим. 9, 16), – как это Бог имеет воздать каждому по делам его, и вместе Он же есть – и еже хотети, и еже деяти о благоволении (Фил. 2, 13), – почему это нам повелевается сотворить себе сердце ново и дух нов (Иез. 18, 31), и вместе говорится: и дам вам сердце ново и дух нов дам вам (Иез. 11, 19).
    Не трудно будет решить сии сомнения, если мы будем помнить, что в деле спасения нашего участвует и благодать Божия и свободное произволение наше, и что человек, хотя может иногда желать добродетели, но чтобы исполнить желания сии, всегда нуждается в помощи Божией; подобно как для больного недостаточно одного желания быть здоровым, но нужно, чтобы податель жизни – Бог дал силы к восстановлению здоровья.
     Чтобы совершенно увериться в том, что и от природной способности, данной милосердым Творцом, возникающие добрые желания можно исполнить только при помощи Божией, для того довольно вспомнить слова Апостола: еже хотети, прилежит ми, а еже содеяти доброе, не обретаю (Рим. 7, 18)
.".

    вопрос о том, какое значение имеют наши собственные усилия И.Кассиан разрешает следующим образом - "Благодать Божия всегда направляет волю нашу в добрую сторону так однако, что и от нас требует или ожидает соответственных усилий. Чтобы не дать даров своих беспечным, она выискивает случаи, которыми пробуждает нас от холодной беспечности; чтобы щедрое сообщение даров ее не казалось беспричинным, сообщает их после нашего возжелания и труда. При всем том однако благодать всегда дается даром, потому что за малые наши усилия воздает с безмерною щедростью. Посему, сколько бы ни были велики труды человеческие, все они не могут сделать благодать не туне-даемою. Апостол языков, хотя говорил, – что он потрудился паче всех Апостолов; впрочем присовокупляет, что труды эти не ему принадлежат, а благодати Божией, которая с ним (1 Кор. 15. 10). Таким образом словом: потрудихся, он выражает усилия своей воли; словами: не аз, но благодать Божия – Божественное содействие, а словом: со мною – показывает то, что благодать содействовала ему, не в праздности и беспечности пребывающему, а тогда, как он трудился "

   но вообще конечно нужно  полностью главу прочитать,  кстати об "альтернативных" подходах можно посмотреть здесь Пелагианство

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

  возникает вопрос:
 
 .
Цитировать
сообщает их после нашего возжелания и труда
. Что нужно трудиться, думаю никто отрицать не станет. Однако упираемся в само понятие "дела" . 

   Итак, сказали Ему: что нам делать, чтоб творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтоб веровали в того, кого Он послал"

   Вера-это труд? Да, ибо мы ответственны за "агротехнику" по взращиванию семени Слова Божия. Как здесь связать логически воедино дело веры и предел упования?
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон

000

  • Сообщений: 2066
    • Просмотр профиля

   Вера-это труд? Да, ибо мы ответственны за "агротехнику" по взращиванию семени Слова Божия. Как здесь связать логически воедино дело веры и предел упования?

   Вера это не труд, вера это дар Божий,  это общий св.отеческий посыл,  например МИ определяет веру следующим образом – "вера есть истинное ведение, обладающее недоказуемыми началами, поскольку она есть ипостась вещей, превышающих ум и разум." ( М.И. Главы о богословии 1:9), там же он говорит следующее "Он дарует благочестивым людям исповедание и веру в то, что Он подлинно есть, и [подобная вера] доступнее всякого доказательства."

   и  если  исходить из этого определения веры, то на аскетическом уровне  в принципе не должен присутствовать труд сам по себе как некое аморфное понятие, так же как и добрых дел, заслуг и пр.  ибо это все пустота, по словам Варсонофия Великого - "сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что", если он не соединен со смирением, под которым он понимает способность воспринять тот огнь, который Господь пришел воврещи на землю (Лк.12:49)  и жить этим огнем далее (274 вопрос-ответ)

   соответственно приходим к  общеизвестной  трактовке - на аскетическом уровне не должно быть просто дел, отдельных от веры, равно как и и просто веры, без дел,  должны быть  - дела веры..

Marfa

  • Сообщений: 556
    • Просмотр профиля

   Вера-это труд? Да, ибо мы ответственны за "агротехнику" по взращиванию семени Слова Божия. Как здесь связать логически воедино дело веры и предел упования?

   Вера это не труд, вера это дар Божий,
Такое впечатление, что фразу, которую я привела из писания.. вы мимо глаз пропустили.
"О, как порой падаешь духом от того, что неспособен творить добро, настоящее добро! Как отвратительна бывает привычная набожность. Ложь, лукавый пугающе вездесущи, но мы не вправе впадать в отчаяние." Т.Мертон