Давайте поговорим об уповании на Бога.
Из Предания:
"Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего."
Вот слова Псалтири:
"Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит...(Пс. 36:5)
Но вот слова Дм. Ростовского:
“Сколько смертных грехов? Смертных или самых главных грехов семь: гордость, лихоимство, блуд, зависть, чревоугодие, злопамятство, уныние. Эти грехи называются главными или большими потому, что остальные вытекают из них. Есть еще грехи. Следующие шесть грехов: излишнее упование на милость Божью, отчаяние в своем спасении, противление утвержденной истине и отвержение православной христианской веры, зависть к ближнему, получающему от Бога духовные блага, пребывание в грехах и костенение в злобе, нерадение в покаянии до конца своей жизни. Есть еще четыре греха вопиющие к небу от отмщении: намеренное человекоубийство, причинение вреда убогим, нанесение обид вдовам и сиротам, удержание платы наемникам” (Святитель Дмитрий Ростовский).
можно, конечно, вспомнить, что Дмитрию Ростовскому были близки многие идеи католиков:
Св. Исидор говорит: «Грешить перед Богом, значит начать умирать вечною смертию, а отчаиваться в милосердии Божием, есть то же, что вступать во ад». И блаженный Августин справедливо почитает равными как отчаяние, так и излишнюю на Бога надежду. — По мнению св. Исидора и блаженного Августина, и тот, кто излишне надеется на милосердие Господне, и тот, кто отчаивается, оба почти суть во аде: ибо как первый, надеясь излишне на милосердие Господне, будет грешить безопасно, ничего не боясь, так и последний, отчаявшись в прощении грехов своих, не будет в них каяться. Пагубно отчаяние, но излишняя надежда есть великое зло, ибо через нее мы оскорбляем Самого Бога. Излишняя надежда есть грех, едва ли меньший отчаяния. Излишне надеющийся на милосердие Божие употребляет милосердие Божие орудием в своих грехах.
Но ведь то же повторяет и Тихон Задонский, и более того говорит– это уже не только смертный грех, но грех против Святого Духа:
В. Колико есть грехов против Святаго Духа?
О. Шесть. 1. Отчаяние, еже не надеятися милосердия Божия. 2. Излишнее упование на милость Божию. 3. Сопротивление познанной истине Писания святаго, и догматов веры, апостолы и отцы святыми утвержденныя. 4. Зависть к духовным благим, яже ближний приемлет от Бога. 5. Во гресех пребывание, и состарение в злобе. 6. Нерадение о душевном спасении, до кончины жизни своея.
Где грань в нашем уповании на Бога – меж упованием благим и деятельным
и упованием чрезмерным – "на милость Его", являющимся грехом против Духа Святого (!)
Верна ли трактовка католиков, или Вы считаете, что Дм.Ростовский и Тихон Задоский говорили не только (и не столько) об этом?
Давайте обсудим.Чтобы не забывать нам всем об этой важной, имо, грани, и не повторять, словно некую мантру – "Надо все упование на Бога возложить"..."всецело надо Богу предаться", "Без Бога мы ничего не можем" и тд и тп.
А если и повторять, то понимать, о чем речь идет
PS спасибо Marfa, за то, что сподвигла начать эту тему...