Тема любви к себе, как оказалось, очень сложна. И не удивительно, ведь Любовь бесконечна и многогранна. Но Любовь и предельно проста – ПрОстое Существо (прп.Андрее).
А любовь к себе предельно сложна и запутана настолько, что мы не понимаем, что нет Любви в любви к себе.
Расскажу вам историю, которая проливает свет на эту тему.
Ее поведал мне заключенный, который рано лишился родителей и юные годы провел сначала в колонии, а потом в тюрьме для взрослых. Освободившись в возрасте 20 лет, он решил начать новую жизнь. Устроился на работу, перестал пить, общаться с прежними дружками. Но однажды, он поехал к себе в деревню. Там выпил и по пьянке стал приставать к девушке. Она сопротивлялась. Кончилось тем, что он зарезал ее ножом.
Типичная история для уголовников. Но необычность была в том, что Господь показал ему себя со стороны. Он видел себя со стороны, как в кино. Видел, как он взял нож и был противен себе, и хотел остановиться, но не мог. Когда все закончилось, он очнулся, как после сна и ощутил всю свою мерзость настолько, что хотел покончить с собой, но не нашел ножа. Потом милиция, суд. Прокурор настаивал на высшей мере, но суд дал ему 25 лет.
Видение себя со стороны не давало ему покоя. Сначала он пытался покончить с собой, но потом понял, что это Бог показал ему себя и зовет его. Он стал ходить в тюремную церковь и молиться о прощении. Через 5 лет Господь смилостивился и познакомил его по телефону с девушкой. Она поверила и простила ему его прошлое, они полюбили друг-друга и уже через месяц после встречи поженились. Через год Господь послал им ребенка, девочку. Сейчас, его супруге 30 лет, ребенку 7, а ему еще 12 лет сидеть в тюрьме.
Он написал мне письмо с просьбой помочь привести его супругу в православную церковь и крестить ребенка. С детства она ходила с бабушкой в католическую церковь.
Когда я прочитал эту историю, то меня поразила сначала милость Господа, а потом сила жертвенности любви. Девушка не думала о себе, о своем будущем, о своей молодости, о проблемах на долгие годы. Признаюсь, я подумал, что этой девушке было нечего терять. Но когда я встретился с ней, то убедился, что я не прав. Она выглядит очень привлекательно и могла бы найти себе хорошего мужа на свободе.
Этим браком Господь подарил надежду и смысл жизни заключенному, а девушке помог найти православие. Когда я беседовал с ней, одним из первых ее вопросов был: «Простит ли Господь ее мужу это убийство?». Она думала о нем. При всех ее проблемах с работой, ребенком и несогласии родителей с ее браком, она спрашивала, как спасти мужа, как перекрестить ребенка и как привести в церковь родителей?
Вот она сила любви Христовой. Любовь отвергается себя, не думает о себе, о своей жизни, о своих планах, о своих желаниях и мечтах. Любовь Христова жертвует собой ради спасения ближнего. Откуда такая сила? Если бы она рассуждала о том, что нужно оставить свои силы для спасения своей души и побоялась бы всю энергию своей жизни отдать на служение ближним, то разве Господь дал бы ей такую силу?
Для спасения нашей души, как говорит Феофан, Господь ждет от нас всего лишь бессильное усилие – это радикальное изменение на 180 градусов направления наших устремлений от себя к Богу. Это и есть покаяние-перемена, которого ждет от нас Господь. Не самовнушений типа «Я грешник, Господи очисти», а изменения направления от озабоченности собой на озабоченность тем, что хочет от нас Господь.
Господь говорит, отвергнись себя и последуй за мной. А мы говорим, подожди Господи, Ты даешь не правильный посыл. Если я отвергнусь себя, то, как я смогу молиться Тебе и служить Тебе? Бомжи, алкаши, мы это проходили. Не лучше ли Господи, чем служить ближнему, служить Тебе? Господи, не Ты ли сказал о едином на потребу? Не Ты ли учил, что молитва главное?
Но Господь решает это проблему просто. Он говорит, что тот, кто служит ближнему, служит Мне. Я был голоден, и вы накормили меня. Я был наг, и вы одели меня и т.д.
Господь говорит, что тот, кто говорит, что любит Бога, а ближнего не любит, тот лжец. Господь прямо указывает на ложный посыл служения Богу без служения ближнему.
Господь предельно прост. А мы все усложняем. Мы ищем оправдания и аргументы, ищем иной смысл слов, чтобы не отказаться от своего имения.
Сила любви к себе настолько велика, что мы боимся ее потерять. А вера в Господа настолько слаба, что мы не верим Его призывам и обещаниям. Мы боимся рисковать. Мы хотим и Богу молиться и о себе не забывать. Мы хотим очистить свое сердце для селения Христа, но так чтобы осталось место для себя.
Господь был рядом с теми, кто молился Ему, но они распяли Его только потому, что они до безумия любили себя.
Сила молитвы в силе покаяния. И сила не в нас. От нас требуется лишь бессильное усилие в малом – непрестанное отречение себя. Это и есть непрестанная молитва.