Знаю, Александр, что у вас был неудачный опыт общинной жизни. Может расскажете?
Elena, Вы ошибаетесь. Наоборот, у меня был (и есть) удачный опыт общинной жизни. У меня был разный опыт общения со священством/монашеством, среди которых присутствовали и младостарцы, и откровенные негодяи, и карьеристы. И хорошие люди. Но практически все они, не потерявшие человеческого лица, пострадали от системы или были системой прижаты. Поэтому и говорил раньше, что сохранить себя, став священником, в нынешней церкви очень не просто.
"Я помню, что в самом начале нашего общения недоумевала, почему у вас нет желания стать священником."
Приезжал на Пасху иеромонах. Дедок уже фактически. Ну какой он, покажу из этого случая.
Нужно было срочно освободить 1,5 литровую пластиковую бутылку от минеральной воды, я налил в одноразовые стаканы - как раз 2 стакана набралось остатков. Пить хотелось мне безумно, часов 6. И выпито было минералки с этой бутылки немало.
Налил я , и говорю:
-Вот, кто хочет, пейте.
Все молчат.
-Тогда я одну выпью, а последнюю - кто захочет.
Через несколько минут я вышел в другую комнату, мы там вино пытались без штопора открыть. Третье.
И мне потом уже рассказали, что пока я вышел такое вот случилось.
Берёт о.Анатолий (иеромонах тот самый) этот стакан, и примеривается его выпить. И вдруг как ошпаренный руку одёргивает и тихо так вырвалось у него с ужасом в голосе:
-Это же Сергея !!
Так вот. Мне пост кстати, строгий особенно, запрещают по здоровью.
Потому до причастия ну никак не меньше 2-4 часов я стараюсь что-то покушать. Что получится. Случилось что-то мясное... и булочки.
Кстати сказать, на службе перед самым причастием, пока дары готовил служащий гонимый начальством иерей, он же и сказал читать слово Иоанна Златоуста на Пасху, в котором, да будет известно тем, кто не в курсе, Иоанн Златоуст, составитель литургии, которую служат на Пасху, призывает : "Постившиеся и не постившиеся, готовившиеся и неготовившиеся... придите, насладимся праздником". Т.е., причащал всех.
Вспоминаются слова Иисуса из Евангелия о том, что еда нас перед Богом согрешившими не делает, и не оскверняет. Причём, в Новом завете это есть многократно.
Пост (физический) перед причастием есть благочестивый обычай, который планомерно стал главнее Нового завета и самих слов Иисуса.
Исповедываться перед причастием на пасху пошёл я к о.Анатолию, потому что выбор был, скажем так, не богатый.
Поисповедался, а на причастие о.Анатолий давал особое благословение, которое у него нужно было просить.
- Мясо не ел ?, - спрашивает о.Анатолий.
- Неее..., - честно отвечаю я, старательно думая, что чистая правда - вот уже 2 часа мяса не ел.... А если о.Анатолий спрашивает про сегодня или про весь великий пост, так он, слава Богу, не уточняет...
И вот так, формально не соврав.... Точно так же, как и обычай требует соблюдать форму....
Если бы он уточнил, я бы ответил. Он бы запретил - я бы ушёл со службы. А смысл оставаться на праздничной службе, на которой читают Послание Златоуста и не причащают ? Кстати, по правилам апостольским если кто не достоял до конца службы - наказание то ли отлучение от причастия, то ли... я в переводах не силён.
Но.
Ушли от темы. Смысл в чём. Священник клятву даёт соблюдать правила апостольские и постановления соборов и начальства, и попадает на два стула.
Только не между Богом и мамоной (деньгами), а между евангелием и Иисусом - и неудобоносимыми бременами. Выберет Иисуса - попадёт в самую последнюю деревню служить - в лучшем случае, а так - лишение сана а то и вовсе, анафема.
Так вот.
Вот я и бунтарь.
И не священник тоже. И не хочу. Потому что я могу и правду сказать.
P.S.
Поэтому придти в храм, побыть на службе, помолиться со всеми, причаститься, уйти и забыть грехи увиденные (если не дай Бог).
Потому что все мы грешны.
"...и не осуждать брата моего".