Исихазм

Автор Тема: Церковь не прославила семейный подвиг  (Прочитано 10253 раз)

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

о.Павел Адельгейм заметил весьма интересную деталь:

Цитировать
Лики святых представляют много образцов подвижнической жизни. Это благоверные князья и цари, воины и мученики, сонмы преподобных и святителей. Среди них отсутствуют брачные пары, которые можно представить в качестве образца супружеского подвига.
За две тысячи лет не нашлось супружества, прославленного в святцах как образец покровителей и хранителей таинства брака.
В Евангелии мы находим святые супружества. Святое семейство, Захарию и Елизавету. В этих примерах супружества не раскрыто содержание семейного подвига. Они указывают на возможность святости в супружестве, но оставляют сокровенным её конкретное содержание. Потребность в образце супружеского подвига становится очевидной, когда в качестве примера святого супружества в русских святцах предлагается супружество преподобных Петра и Февронии.
Князь Петр был сыном Юрия Владимировича и вступил на княжеский престол в 1203 году. Летопись рассказывает, что он заболел мучительной болезнью: его тело покрылось струпьями. Ни доктора, ни знахари не оказали ему помощи. Во сне князю открылось, что его излечит крестьянская девушка по имени Феврония из Рязанской деревни. Князь послал за Февронией. Она ответила, что князь должен приехать сам. Князь исполнил её требование. При встрече Феврония обещала исцелить князя, если он женится на ней.
Перед князем встала дилемма. Муромские бояре не хотели видеть княгиней простую крестьянку. Петр обещал жениться. Феврония приготовила мазь и помазала струпы. Исцелившись, Петр не выполнил обещание. Феврония предвидела вероломство князя и не помазала один струп. Через время струпы снова покрыли тело князя. Князь снова обратился к Февронии и женился на ней. Бояре изгнали князя и обрекли на скитания вместе с молодой женой. Феврония поддерживала в испытаниях и утешала князя. Гнев Божий вскоре постиг Муром, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе с Февронией. Петр и Феврония благополучно правили Муромским княжеством до конца жизни. Они остались бездетными, приняли монашеский постриг и скончались в один день и час. Тела их погребены в одном гробе.
Возникает вопрос: почему образцом семейного подвига служат бездетные монахи? Почему Православие не прославило семейный подвиг и не явило лик подвижников, духовная жизнь которых состоялась в семье?
http://adelgeim.livejournal.com/103102.html

интересно было бы услышать ваши мнения.
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11907
    • Просмотр профиля

Re: Церковь не прославила семейный подвиг
« Ответ #1 : 17 Июль 2012, 15:12:52 »
Давно не читал православных обсуждений. Дохнуло таким щемящим, душевным... словно в старую деревенскую избу зашел.

Ответ можно дать на двух (трех?) уровнях.

Тот, что повыше. Вопрос относится к тому имению, от которого Господь требовал избавляться, когда призывал богатого юношу. Если идешь за Господом сам, то уже не важно, каким путем идут другие.

Пониже. Когда еще не идешь, а только делаешь выбор после господнего призыва, то велика сила подражания, которая и опирается на выстроенные образы и клише. В православной церкви присутствует вектор восходящего движения к Небесам, который преобладает над горизонтальным вектором, охватывающим природную (родовую) часть человека. И также присутствует очень небольшой (неразвитый) вектор нисходящего движения, благословляющего и преображающего мира.

Вектор восходящего движения сопряжен с монашеским образом жизни. Горизонтальный вектор духовного развития в значительной степени связан с семьей и родом. Повторю, этот вектор не развит в православии. И наконец, нисходящий вектор - от небес к земле - вектор, который замыкает единый круг преображения, требует как предварительного (совместного) восходящего движения, так и горизонтального охвата и развития. А горизонт не освоен. Посему мало образцов супружеской жизни.

Далее. Церковь, как устоявшаяся корпорация, заинтересована в стабильности и сохранении своих земных благ. Костяк церковной корпорации составляет жреческая кастовая иерархия, которая неким боком пытается ухватить и как-то смутно выразить вектор восходящего духовного движения, прежде всего.  Этот вектор сопряжен с монашеским образом жизни. Отсюда чаще и прославляются монахи. Ну с коего рожна церковная корпорация будет заинтересована в прославлении тех, кто явно не поддерживает ее авторитет и стабильность? Наоборот. Любая земная иерархия и корпорация (в т.ч. и церковная) строится на подавлении тех, кто внизу (а семьи занимают низшие ниши), и возвеличивании тех, кто наверху.

Замечу, что в последнее время канонизация практически отвязана от святости. Канонизируют чаще тех, кто укрепляет церковный институт... хотя своим мученичеством.

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: Церковь не прославила семейный подвиг
« Ответ #2 : 17 Июль 2012, 15:59:32 »
Alexander, т.е в принципе невозможен вектор вверх не в уединении с собой, а с любимым человеком (и детьми например)? почему такой способ спасения вообще отсутствует как класс - противопоставление или жизнь в миру или молитва. Но ведь бывает и так, что и молитва есть и жизнь в миру. Конечно, вопрос о трудностях совмещения очень интересен, но я нигде не видела чтоб его вообще формулировали...
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11907
    • Просмотр профиля

Re: Церковь не прославила семейный подвиг
« Ответ #3 : 17 Июль 2012, 16:05:42 »
Почему невозможен? Только путь более трудный, поскольку (дополнительно) требует "горизонтального" охвата - в семейной жизни - и очень специфической брани, которую монахи не знают.

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: Церковь не прославила семейный подвиг
« Ответ #4 : 17 Июль 2012, 16:09:26 »
Почему невозможен? Только путь более трудный, поскольку (дополнительно) требует "горизонтального" охвата - в семейной жизни - и очень специфической брани, которую монахи не знают.
Но ведь и семья не на всю жизнь (не поймите неправильно) Вырастишь детей, отправишь их в самостоятельный полет - и все, можешь выходить на вектор "чисто вверх". А так - да, труднее, но кто сказал что Господь оставит? Он и сил даст и укрепит, лишь бы намерение было. Я так верю.
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа

SergeyCh

  • Сообщений: 743
    • Просмотр профиля

Re: Церковь не прославила семейный подвиг
« Ответ #5 : 17 Июль 2012, 17:29:42 »
Кнопка,

Тоже думаю, что возможен, даже более того - необходим. В чем и где застало, там и необходим. Всем.

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Re: Церковь не прославила семейный подвиг
« Ответ #6 : 17 Июль 2012, 17:31:42 »
Ну кое в чём и легче...  :roll:

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Церковь не прославила семейный подвиг
« Ответ #7 : 17 Июль 2012, 19:20:30 »
Только путь более трудный, поскольку (дополнительно) требует "горизонтального" охвата - в семейной жизни - и очень специфической брани, которую монахи не знают.
А о какой брани речь?...
Неужели о любимой :-)...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: Церковь не прославила семейный подвиг
« Ответ #8 : 17 Июль 2012, 20:31:11 »
Брак и семья - жгучая тайна, которая была выведена за скобки в самые ранние годы Христианства. Путь более трудный, как сказал Админ, особенно потому, что приходится идти в нём буквально наощупь.
Мы обсуждали здесь конструирование Андрогина из М и Ж. Вот навскидку несколько постов по моему запросу "Андрогин".

http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=2382.msg69292;topicseen#msg69292
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1642.msg52788;topicseen#msg52788
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1620.msg25305;topicseen#msg25305
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1620.msg25285;topicseen#msg25285
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11907
    • Просмотр профиля

Re: Церковь не прославила семейный подвиг
« Ответ #9 : 17 Июль 2012, 20:35:47 »
Почистил тему от пустого.

mirnestranik

  • Сообщений: 8768
  • Игорь, православный
    • Просмотр профиля

Re: Церковь не прославила семейный подвиг
« Ответ #10 : 17 Июль 2012, 20:48:39 »

Igor писал :
\\\\ Божественный эрос настолько преображает мужчину, что в силу вышесказанной "наполненности",  теряется влечение (вкус) к женской половине. Совершенный человек становится андрогином - в нем есть гармоничная утонченная полнота  и мужеского, и женского. Но андрогин – это не гермафродит. \\\
В последнее время этот вопрос...приобрёл для меня я бы сказал яркое...значение...

А меня интересует...никогда не понимал...а что значит чисто женские качества...что это такое?...
"Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов." апостол Павел.

Обломов

  • Сообщений: 251
    • Просмотр профиля

Re: Церковь не прославила семейный подвиг
« Ответ #11 : 17 Июль 2012, 21:35:31 »
 Многое должно случится чтобы двое начали подвизаться,как один.А если еще и дети есть...Бывает ли такое?
 С женой поперву молились Иисусовой вместе,пробывали.Но,несмотря на большое количество общих интересов,оказались на удивление разными.Так что с деланием спина об спину давно завязано.Если утренние и вечерние вместе уже хорошо.
 Вообще семейный мирянин вошедший в умное делание стоит тверже и неколебимей,потому что "заземлён" очень не слабо.Особо не попрыгаешь.
 Насчет прославления семейных и дурного ревнования клирикального-думаю правдиво.Ризы,рясы и подрясники...вперед батьки не лезь,короче.)

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11907
    • Просмотр профиля

Re: Церковь не прославила семейный подвиг
« Ответ #12 : 18 Июль 2012, 09:09:49 »
Путь к Богу одного в миру - вещь непростая, а совместный путь двоих - в семье - уникален. Это особое избранничество. Обычная православная семья -  все та же мирская жизнь, только в православной обертке.

Михаил

  • Сообщений: 566
  • Святой Архангел Михаил
    • Просмотр профиля

Re: Церковь не прославила семейный подвиг
« Ответ #13 : 18 Июль 2012, 11:02:25 »
Божественное Откровение (ВИДЕО 8)

На Синае произошло одно событие: ему было дано постигнуть целомудренную и освященную связь святых богоотцов Иоакима и Анны, от которых была зачата и рождена Пресвятая Богородица. Старец Паисий Святогорец был извещён, что «святые Иоаким и Анна были совершенно духовными людьми, без всякого мирского мудрования.

Такой бесстрастнейшей супружеской пары, как они, никогда не было. Сначала наедине они помолились со слезами Богу о том, чтобы он даровал им дитя, а потом сошлись как муж и жена - по послушанию Богу, а не по плотской похоти.

Поскольку зачатие Пресвятой Богородицы было без наслаждения, Она была Всечистой. Конечно, Она не пыла освобождена от первородного греха, как прельщённо думают паписты, потому что Она была зачата , сверхественным образом, то есть не бессеменно. Но Её зачатие произошло совершенно бесстрастно, именно таким образом, как Бог хотел, чтобы рождались люди».

И другой раз в беседе Старец снова говорил об этих истинах и подчёркивал их значение. Видя, что один из собеседников ему не доверяет, Старец приподнялся и решительно сказал: «Я пережил это событие!» Он хотел ясно дать понять, что то, о чём он говорил, ·не просто его собственные благоговейные Помыслы, но - Божественное Откровение.

Во время Святой Пятидесятницы  Святогорец вместе с другими отцами пошёл служить Литургию Святых сорока Мучеников. С собой они взяли много красных пасхальных яиц. После Божественной Литургии к келье подошли бедуины, и монахи стали рйпдамать им пасхальные яйца. Яиц было сорок и бедуинов, которые пришли к келье сорока Мучеников, тоже оказалось ровно сорок.

 http://www.isihazm.ru/?id=1663

Кнопка

  • Сообщений: 828
  • Котейка
    • Просмотр профиля

Re: Церковь не прославила семейный подвиг
« Ответ #14 : 18 Июль 2012, 11:05:40 »
Вот видите, все возможно двум любящим ))
"В груди мотор в миллиард карат" (с)Константа