Легло мне на душу написать немного о словах Каллиста в дополнение написанного прозелитом, чтобы радость наша была полнее.
"Нет покаяния вне исихии и нет, каким-либо образом, ни прикосновения к чистоте без анахоретства, ни возможности вместе с беседами и лицезрениями человеческими общения и созерцания удостоиться Божиих."
Это вступление, где Каллист Ангеликуд указывает невозможность при отсутствии условий выполнять и получать описанное в 4-7. Поэтому, в таком случае и 1-3 тоже Богом не даётся.
Если же имеется возможность в миру среди общения положить условия, силы и время - то несомненно, Богом будет дана благодать и открыт путь, потому что Он нелицеприятен.
1. Поэтому те, которые смогли выше понимания в отношении собственных ошибок покаяться и от страстей очиститься, и достичь и вкусить общения и созерцания Бога, каковое [благо] есть предел и цель по Богу жительствующих и задаток, так сказать, вечного и Божиего наследства,
Здесь четыре момента.
1) Первый - это покаяние выше понимания своих ошибок.
Когда человек воздвигает войну против главной страсти, которая его мучает, или главной ошибки, будь то похоть - не делая плодов похоти потому что не имеет возможности саму похоть победить, либо гнев - старательно следит за собой и успокаивает себя и извиняется перед обидимыми, или война против врагов - вспоминая заповедь и мучимый сознанием своего несовершенства пытается выпросить что-то полезное (ну например милость Божию) для врага ради заглаживания своей совести; а в довершение всего тогда посылается ему понимание, цельное ощущение своей греховности, и просит человек прощения всех своих грехов, потому что не может сносить он виновности своей даже в том, что забыто и не раскаяно - если посланное Богом в душу человека прорастёт в его чувства и мысли, и он покается цельно с плодами, как я только что написал, то Господь прощает его целиком, все его грехи.
Это может быть по разному, я написал только один пример.
2) Не может грешник с нечистотой приблизиться к Богу, поэтому Бог посылает вместе с прощением грехов очищение от страстей, неполное, но существенное - мгновенное или постепенное.
3) Далее человек вкушает некоторое общение и созерцание Бога, по силе обычно бывающее таким, сколько только может вместить.
4) Это является залогом будущих благ, но и предел их. Потому что даже пройдя весь путь и находясь многое время в своей жизни в познании тайн Божиих, не будет созерцания и богообщения более, чем может выдержать естество человека - потому Каллист Ангеликуд и говорит о пределе. Предел этот на каждый момент положен нашим естеством, и в этом - полнота милости Божией.
богоустановленным образом ищут безмолвия и того, чтобы уединяться и избегать людей, и целесообразно творить все с надлежащим устроением души.
Бог поругаем не бывает, и призванный человек не сможет не искать благости, рано или поздно начав полагать в этом свои труды.
Основание этим [вещам] в безмолвии, несомненно: скорбь, самоосуждение, о самом себе невысокое мнение, вследствие которых, чтобы чище еще благо сие становилось — бдения и стояния, воздержание и труд телесный, предел которых, кратко говоря — струя слез, бегущая из глаз смиренномудрствующих.
Это сокрушение сердечное и смирение ума, с отданием себя в милостивые руки Божии.
В сокрушении, конечно, сердца так к очищению прилагают старание они, так через делание достигают они чистоты. Этому, в свою очередь, предел — мир помыслов, подобно как тем [благам], как сказал я уже — поток слез.
Мир помыслов. Ум, благословлённый благодатью, позволяет увидеть и ухватить то, что является настоящим смыслом:
С этого времени начинает ум естественным образом исследовать природу сущего и улавливать устроение Бога и мысли Его постигать и совершаются деяния Силы и Мудрости, Славы и Благости и иного, созерцаемого окрест Бога. И тайный смысл Писания постигает он, и чрезвычайных его изведывает благ, и премирных красот вкушает и вместилищем Божией любви становится. И так охватывается вожделением и радуется, и веселится, до предела добродетелей взбежав уже, ни одной прелести в таковых [вещах] не испытывая и не опасаясь.
Очищенный и укреплённый благодатью, легко пребывает в смыслах и сути Божией любви.
Лишь падения и греховные желания, и неподобающие движения по многим причинам, как изменчивый [еще] претерпевает он, [оказавшись] в которых, должно вновь обретать себя вдали от отчаяния утвержденного и Богом человеколюбцем надеждой окрыляемого, слезами и молитвами и другими описанными добродетелями занимающегося и в Боге любви, насколько позволено [будет], вкушающего рай. Ничего сверх того не видя, — ни вида, ни тела, не образа, ни другого чего, кроме, как только кратко сказать, слез и мирных помыслов, и любви Божией. Ибо в них незаблудным оно сохраняется и спасение подается душе смиренномудрствующей и воздержанной и молящейся во Христе Иисусе Господе нашем.
Не будучи очищенным полностью, говоря точнее - рождённым свыше в полноте, а только приступившим к благодати, человек естественно падает от невзгод внутренних и внешних. Но не следует ему отчаяваться в этом, а продолжать пребывать в любви, слезах и доброделях, с надеждой на Бога.
Ведь рождение огнём духа - только впереди, и это надежда, а текущее устроение временное.
Если есть желание у кого-нибудь, могу пройти и дальше по тексту.