Исихазм

Автор Тема: имена человеческие  (Прочитано 5280 раз)

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

имена человеческие
« : 20 Октябрь 2012, 15:03:32 »
Объясните, пожалуйста, почему давать имена людям можно исключительно по святцам?
Церковь это объясняет, что в таком случае у человека появляется небесный покровитель.
Но: 1) не исключено ведь, что среди неявленных миру, непрославленных святых были люди с именами не из святцев? Значит, вполне может быть такой покровитель.
2) не исключено, что любой из живущих, носящий имя не из святцев, станет святым и в его честь тоже можно будет называть людей.
По идее, святцы - это тоже "благочестивая" традиция, которая возникла в таком-то веке по таким-то соображениям?

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: имена человеческие
« Ответ #1 : 20 Октябрь 2012, 17:48:00 »
Имя человеческое  - это нечто большее чем набор звуков или букв для опознавания того или иного человека. В Ветхом Завете имени, точнее - наречению именем, уделяется очень много внимания.
В имени (как и в информации вообще) заключена некая сила, понимание которой человечеством постепенно утрачивалось на протяжении многих веков и тысячелетий. Очевидно, что эта сила может оказывать как разрушительное, так и созидательное воздействие на носителя имени.
И, думается, ограничение христианских имен святцами есть своего рода попытка сформировать нечто вроде "защитного поля" имен.
Другое дело, что все это выродилось просто в традицию.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: имена человеческие
« Ответ #2 : 20 Октябрь 2012, 18:01:59 »
Читал, что с начала христианизации и до 15-го века русские князья имели два имени: одно - языческое, родовое, другое - христианское. Думаю, такая двуименность была не только у князей...

Согласен с мнением Антиквара - о "защитном поле" имен, которое отчасти стало прокрустовым ложем. Можно сожалеть, что были потеряны многие сильные и красивые имена, что, конечно же, негативно сказалось на  русском народе.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: имена человеческие
« Ответ #3 : 20 Октябрь 2012, 19:24:01 »
Огромное количество русских фамилий произошло от того самого первого имени, которым родители в старину наделяли ребёнка в любой семье простолюдинов ещё до крещения его в храме, и это имя оставалось с ним до смерти, наряду с христианским [крестильным] именем, по большей части заменяя последнеe.
« Последнее редактирование: 20 Октябрь 2012, 19:51:43 от Леонид »
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Re: имена человеческие
« Ответ #4 : 20 Октябрь 2012, 19:41:34 »
Offtop: 8 лет назад сегодня я зарегестриривался на этом форуме... :-) :-( :-) :-( :-) :-(
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: имена человеческие
« Ответ #5 : 20 Октябрь 2012, 19:46:27 »
Можно также предположить, что традиция давать прозвища (порицаемая церковью) стала своего рода компенсацией за греческие имена, которые для русского слуха лишены очевидного смысла.
PS. Можно добавить, что широко распространенные "церковные" названия населенных пунктов типа Богородское, Вознесенское, Троицкое и тд и тп - появились в России сравнительно поздно, лишь в 18-м веке. Этими названиями в приказном порядке заменялись названия исконные, но неблагозвучные :)

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: имена человеческие
« Ответ #6 : 20 Октябрь 2012, 21:46:30 »
В имени (как и в информации вообще) заключена некая сила, понимание которой человечеством постепенно утрачивалось на протяжении многих веков и тысячелетий.
У нас в классе было 4 Лены 3 Оли и т.д. это казалось банальщиной. Но во время работы в церковной лавке при записывании имён удалось по-новому ощутить  их "вкус", действительно, все эти имена обладают какой-то светлой, правильной что ли силой, и при этом они разнообразны. Как вы думаете, эта "некая сила" отражается в их значении?
(например, Серафима - пламенная, Илария - тихая, радостная, ясная) Тогда как быть с Тамарой и Ларисой - одна - "пальма", другая - "чайка"?

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: имена человеческие
« Ответ #7 : 20 Октябрь 2012, 21:57:00 »
Читал, что с начала христианизации и до 15-го века русские князья имели два имени: одно - языческое, родовое, другое - христианское. Думаю, такая двуименность была не только у князей...
Вот и у меня такая двуимённость. В паспорте то, с которым соригинальничали родители, в записке на проскомидию - христианское. В жизни это очень неудобно, и иногда вызывает комичные ситуации, когда, например, при заполнении делового документа по инерции вписываешь имя из святцев... Дополнительным желанием пополнить сонм монахов было желание, чтоб наконец, уже дали 1 имя.
Можно сожалеть, что были потеряны многие сильные и красивые имена, что, конечно же, негативно сказалось на  русском народе.
А какие это имена, например, и в чём этот негатив?

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: имена человеческие
« Ответ #8 : 20 Октябрь 2012, 22:06:35 »
Можно также предположить, что традиция давать прозвища (порицаемая церковью) стала своего рода компенсацией за греческие имена, которые для русского слуха лишены очевидного смысла.
Вот и в русских современных монастырях возникла "мода" на византийские... Как вы считаете, имена отражают историю-культуру определённой нации? Если да, то какое это всё имеет отношение к божественному?

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: имена человеческие
« Ответ #9 : 20 Октябрь 2012, 22:14:47 »
Значит смысл святцев получается всё-таки сосредоточен вот в этом "защитном поле", а не в том, чтобы непременно назвать в честь кого-то и с обязательной "программой" повторить жизнь и подвиги того святого?

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

Re: имена человеческие
« Ответ #10 : 20 Октябрь 2012, 22:30:14 »
некоторые отцы пытались расшифровывать коды имен :-) Ириней например
Цитировать
Посему вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие-либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе вышеозначенное число, и все-таки этот вопрос останется нерешенным. Ибо если оказывается много имен, заключающих в себе это число, то, спрашивается, какое же из них будет носить имеющий прийти — антихрист? Это я говорю не по недостатку имен, содержащих число имени его, но по страху Божию и по ревности к истине, ибо имя Епанфас содержит искомое число, но я о нем ничего не утверждаю. И имя латинянин имеет число 666, и весьма вероятно, что последнее царство носит это название, ибо ныне латиняне царствуют, но я не хочу этим хвалиться. Но из всех нами находимых имен Титан — если написать первый слог посредством двух греческих гласных Е и И — наиболее вероятно, ибо оно содержит вышеозначенное число и состоит из шести букв, в каждом слоге по три буквы; оно древне и неупотребительно, потому что никто из наших царей не назывался Титаном и ни один из идолов, открыто почитаемых у греков и варваров, не имеет такого имени; но у многих оно почитается за божественное, так что и солнце называется у нынешних властителей Титаном, и содержит некоторый намек на мщение и на мстителя; так и антихрист представляет вид, будто бы мстит за угнетенных. Кроме того оно имя древнее, правдоподобное, царское и более идущее к тирану. Посему, если имя Титан имеет в свою пользу так много оснований, то очень много вероятности заключать, что грядущий антихрист, может быть, будет называться Титаном. Я, однако, не решусь утвердительно объявлять это за имя антихриста, зная, что если бы необходимо было в настоящее время открыто быть возвещену его имени, оно было бы объявлено тем самым, кто и видел откровение. Ибо откровение было незадолго до нашего времени, но почти в наш век, под конец царствования Домициана.
http://mystudies.narod.ru/library/i/irenaeus/antichrist.html

lily

  • 3
  • Сообщений: 3809
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: имена человеческие
« Ответ #11 : 20 Октябрь 2012, 22:31:44 »
Читал, что с начала христианизации и до 15-го века русские князья имели два имени: одно - языческое, родовое, другое - христианское. Думаю, такая двуименность была не только у князей...
Вот и у меня такая двуимённость. В паспорте то, с которым соригинальничали родители, в записке на проскомидию - христианское. В жизни это очень неудобно, и иногда вызывает комичные ситуации, когда, например, при заполнении делового документа по инерции вписываешь имя из святцев... Дополнительным желанием пополнить сонм монахов было желание, чтоб наконец, уже дали 1 имя.
У меня тоже два, но только с другими акцентами: одно данное любимым отцом, которое мне очень нравится, другое - каким-то священником в детстве, которое каждый раз как-то неудобно произносить, совсем чужое. И почему не крестят с родным именем... непонятно. Все равно с именем из святцев даже именин нет. Короче чувствую себя язычнегом.
And death shall have no dominion

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Re: имена человеческие
« Ответ #12 : 20 Октябрь 2012, 22:42:14 »
Как это не крестят с родным именем...Нас всех с родными именами крестили..
Speak to me a word that I may live

lily

  • 3
  • Сообщений: 3809
  • ora et labora
    • Просмотр профиля

Re: имена человеческие
« Ответ #13 : 20 Октябрь 2012, 22:49:38 »
Rada, Вам повезло. Я бы тоже предпочла не раздваиваться... Но крестили меня ребенком, никто не спрашивал. Впрочем, в последнее время как-то спокойнее стала воспринимать... а то священники, видя как нервничаю, даже оба называли.
And death shall have no dominion

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Re: имена человеческие
« Ответ #14 : 20 Октябрь 2012, 23:06:25 »
Меня священник однажды причастил с языческим именем, которое знал, т.к. сказанное мной христианское у чаши не расслышал...