Сочту уместным тут привести несколько личных впечатлений. Недавно довелось мне побывать на "конспиративной"
встрече с участием представителей молодого поколения клира, в возрасте от моложе 30 лет до 40 лет. Говорили о делах наших скорбных, то бишь о происходящем в РПЦ. По фактуре ничего нового не говорилось: все то же, о чем говорится в инете, и на нашем форуме, только в более резких выражениях.
Но кое-что я для себя отметил: у молодых клириков как будто напрочь отсутствует восприятие РПЦ как сакрального института. Они воспринимают церковь просто как большую организацию, причем изрядно прогнившую.
За три часа разговора из уст клириков ни разу не прозвучало ни слово "Святейший", ни "патриарх", ни даже "Кирилл". Только "Гундяев".
Церковное начальство для них - что тряпка для быка. Или вампир, сосущий жилы и кровь из клира и деньги из прихожан.
Еще штрих: отсутствие какого-то сакрального неприятия тех, кого принято считать раскольниками. Например, о церкви "Киевского патриархата" на Украине спокойно говорилось, что там жизнь-то, может быть, и более христианская чем в РПЦ, и что прихожане и священники там имеют куда больше прав, чем у нас, хотя Филарет (Денисенко), стань он патриархом РПЦ "был бы и хуже и Ридигера, и Гундяева". (Это я не для полемики о церкви Филарета, а для того, чтобы отметить: молодой клир гораздо проще и прагматичнее относится к таким проблемам как церковный раскол).
Наконец, еще штрих: они ищут выход в социальной работе, реально помогают бездомным, сиротам - причем зачастую идя наперекор начальству, не одобряющему неприбыльных и неподконтрольных проектов. Хотя сами понимают, что социальная работа при всей ее важности - не самое главное.
А вот на главное ответов у них, кажется, пока нет...
Есть недовольство, раздражение и судорожные поиски выхода.