Антиквар все изложил, на мой взгляд, правильно. Вдвойне ценно, что это уже обобщение, а не первичный опыт, который у всех может быть разным. Немного о своем пути. После прихода в церковь сначала я было усердно взялся за ИМ (года 2,5), но потом перешел по указанию духовного отца на обычное молитвенного правило (Псалтырь, утренние и вечерние молитвы, каноны, службы суточного круга, всего часа полтора в день), присоединяя к этому 300-500 ИМ, и еще понемногу читая ИМ за всяким делом, то в голос, то шепотом, то про себя. У меня не было периода мозгового штурма в 5-10 тыс. устных ИМ. Правило старался читать внимательно, без спешки, отгоняя помыслы. Довольно часто посещал богослужение, с исповедью и Причащением. Пел на клиросе, изучил устав богослужения. Читал Святых Отцов. Так продолжалось лет 20. Духовник к этому времени уже оставил наш мир. Я надеялся, что такая молитва со временем сама собой перейдет в умную, а потом в сердечную, как читал где уж не помню. Но по прошествии этого времени ясно почувствовал, что духовное развитие остановилось, читательная молитва как бы исчерпала себя, надо искать что-то другое. Тогда и решил перенести центр тяжести на ИМ, и не жалею об этом, нашел в ней то, что и надеялся найти. Читательную молитву при этом сильно урезал, но не отбросил вовсе, особенно Псалтырь, Евангелие и правило к Причастию. Оглядываясь назад, скажу, что период читательной молитвы не лишний, только не надо бы его так сильно затягивать, хватило бы лет 8 в качестве подготовительного. И при усиленном занятии ИМ немного читательной молитвы все же нужно бы сохранять.