А к чему вопрос, какой вывод? Бог чистит не за раскаяние? А смиреномудрие (говорю смиреномудрие, т.к. смирение конечный результат) как осознание разумом своей немощи?
За раскаяние. Но более, за смирение от этого раскаяния.
Просто мы многих грехов-страстишек и не видим, поэтому не каемся в них. А Господь очищает, как бы "оптом".
П.С. Чаще всего, Отцы употребляют слово "смиреномудрие" в смысле смиренного о себе мудрствования. Т.е. это действие нашего ума, одно из которых есть самоукорение. А смирение - это (приобретённое в правильном Христианстве) состояние души, сердца.
Владимир Б., если так, то у меня встречный вопрос помогало ли одно осознание немощи без плача очиститься от немощи прилагая лишь усилия, или вовсе по благодати?
Теперь чувствую, что всё по благодати. Но хоть какое-то движение к Богу тоже должно быть. Если и было подобие плача, то теперь вижу его как прелесть. Осталось только "Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит...", и «На кого воззрю, – говорит Господь, – токмо на кроткого и молчаливого, трепещущего словес Моих».
Про тщеславие, самолюбие и гнев ничего не могу сказать. Отцов Вы читаете и сами всё знаете, а своего опыта практически нет. Сам барахтаюсь сейчас в этом и ищу ответа.
Причастие и молитва для меня - основа основ. Что появилось немного благого (утишение грубейших страстей) во мне, то плоды этого.
Пока только прислушиваюсь к советам о воздержании чрева ("без утеснения чрева невозможно обрести смирение), молчании (против тщеславия, как корня гордости), постановки себя в уничижительное положение, как можно большее послушание в быту (до разумных пределов). До исполнения в полноте очень и очень далеко.
Тонкие помыслы - весь форум об этом. Насколько возможно большая тишина ума и меч против них - Имя Христа.
И сижу как собака, виляя хвостом, жду милости от Хозяина.
Если будет Его Воля Святая, то полного очищения и Вселения.