Исихазм

Автор Тема: Матта-аль-Мискин. «Правила аскетической жизни»  (Прочитано 20115 раз)

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

мне как раз таки каравай и не показан по лечебной диете, можно тока сухари или хлеб белый, вчерашний... :-D
но если б каждый сухарь  и в самом деле нас к Богу приближал, а то ить - сплошной вигвам...монахам ли не знать этого... :wink:

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Цитировать
Умирая для мира - рождаешься для вечности...
ага, и только за тем, чтобы потом умирать в вечности для спасения этого самого мира, который тоже есть неотъемлимая часть вечности... :-)

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля


Грация, его называют и Mattá al-Miskīn и Matta El Meskeen. Кто во что горазд. :-)
Gabriel, имхо это – не приоритеты и не акценты. Скорее, понимание того, что без дОлжного прохождения через умирание, через смерть нет ни истинного рождения, ни воскресения. «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода». К тому же,мы в этой ветке рассматриваем малую часть наследия этого автора (более 100 книг).

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

а зерно и не умирает, попадая в почву, оно преображается в иную форму жизни...но вот заразившись вредоносной гнилью, может действительно умереть, погибнуть, так и не преобразившись... 8-)

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

  Если сравнить с Каллистом Ангеликудом, то вышеописанное - пост и бдение с убиванием самости у Мескина - у Ангеликуда выглядит как

...Основание этим [вещам] в безмолвии, несомненно: скорбь, самоосуждение, о самом себе невысокое мнение, вследствие которых, чтобы чище еще благо сие становилось — бдения и стояния, воздержание и труд телесный, предел которых, кратко говоря — струя слез, бегущая из глаз смиренномудрствующих. В сокрушении, конечно, сердца так к очищению прилагают старание они, так через делание достигают они чистоты. Этому, в свою очередь, предел — мир помыслов, подобно как тем [благам], как сказал я уже — поток слез.

Т.е. - предел внимательного слежения за самостью с постом и бдением - струя слёз, а далее чистота в сокрушении сердца приводит к миру помыслов.

   Неправильная аскетика поста и бдений приведёт к какой-то неправильности души и ума. Надо полагать. С внимательным отслеживанием в других отсутствия борьбы с самостью и попрекания и требования трудов - либо с приятностью попрекания себя - это отсутствие мира помыслов (или другие вариации). А до этого - к полаганию основы во внимании к самости, посте и бдении, молитвословии... и постепенном забывании упования на Бога.

   Человек себя уже тыщу раз отвергнулся, а что такое "Мене ради" - не знает. Всем умом и сердцем. Вот и падает в разные тонкости самости. (смотрю по себе)
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

прозелит

  • Сообщений: 6310
    • Просмотр профиля

Леонид, вся приведенная тобой цитата – не о стремлении просто "расстаться с самостью", а о вручении ее в руки Христа. Ты этого не замечаешь, почему-то. И потом, ничего с личностью/индивидуальностью не случится, она-то не умирает и не умерщвляется...

Краевед

  • Сообщений: 3596
    • Просмотр профиля

   Продолжая....
   А прежде всего, как привёл толкование Максима Исповедника Сергий, нужно искать Царства Бога (богообщения) и правды Божией (живущих в нас добродетелей Божественных, которые нас наставляют в правде).
а́  е́  и́  о́  у́  э́  ы́  ю́  я́

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Напомню, что "умерщвление" - это известнейший аскетический термин. Умерщвление плоти, умерщвление страстей... В грубом и ограниченном понимании это прекращение функций, убийство. Правильное понимание дает притча про пшеничное зерно, которое, как бы умирая, рождает новую жизнь.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Леонид, вся приведенная тобой цитата – не о стремлении просто "расстаться с самостью", а о вручении ее в руки Христа. Ты этого не замечаешь, почему-то. И потом, ничего с личностью/индивидуальностью не случится, она-то не умирает и не умерщвляется...
Я - замечаю. Вот им сказано: "пусть никто не представляет себе, что процесс смерти самости сложен..." Если по этой логике самость умирает, то что мы собираемся вручать Христу? Труп самости?
Я вижу в таком аль-Мискиновом изложении тончайшую подмену смыслов, которую он сам, возможно не осознаёт.

По мне - задача не в смерти самости, и не в отдаче её в чьи-то [пусть Христовы] руки, а обретение такой высшей формы своей личности [читай - самости], которая будет в состоянии увидeть, что она и Христос суть одно, и всегда были этим одним в неслиянном единстве.

А отдавать нам ничего "своего" не приходится. У нас всё взято взаймы, и присвоено по неведению: и самость и личная воля [о минералах и элементах тела я уже говорил ранее].

Я пытаюсь объяснить здесь, что процесс признания собственной полной несостоятельности [как в притче о Блудном Сыне] гораздо проще на практике, чем стремление что-либо отдавать или умерщвлять [как самость, например].
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Вдогонку...

Мы молимся "прииди и вселися в ны...", а не возьми [забери] нашу самость от "ны". Это самое "ны" остаётся с нами, по крайней мере, до развоплощения. Без этого "ны" - нет восприятия Господа. Именно поэтому я считаю, что борьба с любыми проявлениями "ны" - непродуктивна. А наибольшую пользу [как точно заметил Антиквар] приносит даже кратчайшее наступление Тишины Ума, решающая множество проблем нашей личности, и, особенно, такой важной части её как безсознательное [безконтрольно оказывающее постоянное влияние на все наши мотивации] путём вывода его в осознавание и проживание на ментальном и телесном уровнях.

Тишина Ума - кратчайший путь к истинной сердечной и ненарушаемой молитве. Именно Тишинy Ума надо форсированно искать, а не встревать в борьбу с самим собой, с помыслами, страстями и прочими "ужастиками". По этому ложному пути направляют нас демоны, злобно ухмыляясь над нашей доверчивостью, пользуясь для обмана всем, даже церковными авторитетами.

Дело нашего исправления находится в Господних руках. Нам же надо достучаться до Него, прежде всего.
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Скорее даже не достучаться, а просто перестать внутренне трындеть и суетиться, в том числе, и по поводу своей самости и ее умерщвления....суета и трындеж - явные признаки одержимости...одержимости, в том числе, и аскетикой...когда аскетика ради аскетики, и, как результат - ради своей самости...а не ради встречи и слышания Бога, для которых нужна просто внутренняя тишина....абсолютная тишина..и это главное правило... аскетической жизни.... :-)

Симеон

  • 3
  • Сообщений: 3025
    • Просмотр профиля

суета и трындежь)

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Скорее даже не достучаться, а просто перестать внутренне трындеть и суетиться, в том числе, и по поводу своей самости и ее умерщвления....суета и трындеж - явные признаки одержимости...одержимости, в том числе, и аскетикой...когда аскетика ради аскетики, и, как результат - ради своей самости...а не ради встречи и слышания Бога, для которых нужна просто внутренняя тишина....абсолютная тишина..и это главное правило... аскетической жизни.... :-)

Вы в аскетике Матты аль-Мескина видите "ради аскетики"...А oн делал это ради постижения Бога, ради очищения. Тот же пост. Выражение есть - иссушает. Убирает утяжеленность, влажность души, превращает ее в сухость, ясность, подвижность.
Не для перемены одной, а для изменения, что есть глубже перемены.
Качество тишины воображаемой и истинной..разнится
Speak to me a word that I may live

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Вы в аскетике Матты аль-Мескина видите "ради аскетики"...А oн делал это ради постижения Бога, ради очищения.
Понятно, что аль-Мискин и ему подобные подвижники руководствуются в своих акетических опытах желанием постижения [обретения] Бога. Тут не к чему копья ломать.

Речь, по сути, о другом: о том, что предлагаемая им и ему подобными подвижниками форма аскетики ведёт ко Господу окольным и малопродуктивным путём [если вообще ведёт к Нему].
Борьба за уничтожение самости напоминает мне [лично] "борьбу" за сохранение девственности путём разнузданного промискуитета. :-)
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Rada

  • Сообщений: 833
    • Просмотр профиля

Я уж не столько про самость, сколько погрязшесть в тропосах. Одним Евангелие дается-открывается на основании их любви.
А другим - вечная борьба.  в итоге что-то выйдет из любого пути. А пути..нас сами выбирают..возможно. Усредненный вариант узкого пути..в монастырском укладе того же Св. Макария.
А вы, Леонид, об исключениях говорите) Представьте среднего человека. Среднего ума. С множеством психологических тараканов.
Speak to me a word that I may live