Исихазм

Автор Тема: «Новые русские» православные  (Прочитано 3089 раз)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

«Новые русские» православные
« : 17 Июнь 2013, 10:51:13 »
Семён Резниченко

«Новые русские» православные

Верую?


К ситуации сложившейся в современном русском православии, я уже обращался в статье «Духовное возрождение: итоги». Теперь посмотрим с другой стороны. Кто же, так сказать, пришёл в православие в нулевые и десятые.

Обратимся к уже приводившимся мною фактам. О состоянии религиозной грамотности и духовном уровне современных православных.

Руководители Левада - центра привели ряд характеристик российского большинства, которое считает себя православным. В числе «сильнейших парадоксов» исследователь называет, во-первых, то, что только 2/3 (55%) из православных (здесь и далее указывается доля в процентах именно от этих 70-72% россиян - ред.) верят в Бога. Последние замеры показывают, что 34% из них (из 55%) не сомневаются в существовании Бога, а 21% – верят, но сомневаются. Эта пропорция сохраняется в таком виде последние 8-10 лет. По данным соцопросов, регулярно в богослужении участвует менее 10% православных, более половины бывают в храмах лишь дважды в год – на Рождество и Пасху. Большая часть православных не молятся, не знают основных христианских молитв, а из таинств или обрядов Церкви для них являются значимыми только крещение и отпевание. Менее 1/3 православных родителей говорят с детьми на религиозные темы. Как добавил Б. Дубин, не причащаются 62% из этого большинства. Из 13 стран в России самая низкая доля верующих и при этом бывающих в храме более одного раза в год – 20%, тогда как в США этот показатель 57%, в Италии – 61%, в Польше – 78%. Отвечая на вопрос об общем снижении внимания к религии в мире, Л. Гудков сказал, что исключение составляют Польша, Испания и Словакия, а наиболее религиозной страной остается США.

Согласно данным «Левада-центра», в 1991г. 27% православных свидетельствовали о вере в жизнь за гробом, в 2008 г. их число снизилось до 17%.

В существование рая верят 41%, ада – 48% православных, столько же верят в религиозные чудеса.

93% из православных россиян никогда не участвовали в приходской жизни.

Демонстрация принадлежности к православию никак не связана с повседневной жизнью, не побуждает к реальному изменению поведения, отношения к другим людям (менее 6% опрошенных за месяц совершили тот или иной акт благотворительности)». Напротив, доминантами сознания большинства россиян являются «вера в деньги».

Что же произошло?

В 1970-х – 1990-х годах (особенно на последнем этапе) в православие пришло немало людей. Особенно нужно отметить представителей интеллигенции. Людей ищущих, интеллектуально развитых. С русско-советской склонностью уделять большое внимание верованиям и убеждениям.

Многие из них стали «профессиональными» православными интеллектуалами и общественными деятелями. Многие приняли священнический сан. И добились на пастырской ниве известности. Взять хотя бы диакона – профессора о. Андрея Кураева. А кто-то был и остаётся просто добрым прихожанином.

Что привело этих людей к вере? У каждого по-разному. Но очень и очень многие хотели обрести другой мир. В корне отличный и от коммунистического общества, и от вакханалии псевдорынка. Мир чистых и нравственных людей, на которых можно положиться и в радости, и горе. Людей похожих на первых христиан и прославленных древних святых.

Такие люди ради веры были готовы на многое. По крайней мере, в определённый период своей жизни. Они интересовались многими важными вопросами, активно читали.

И кое-кому это даже удалось!

Но очень и очень многие остались жестоко разочарованными. Внутри приходов, среди и мирян, и клириков многое оказалось лишь парадными вывесками.

А в реальности всё оказалось таким же, как и в школах, вузах, воинских частях, фирмах и пр.. Тоже себялюбие, отсутствие взаимоподдержки, рвачество и произвол вышестоящих.

Это разочаровало отнюдь не только интеллигентов, а многих мыслящих и независимых людей, пришедших из самых разных сфер общества. Просто интеллигенты оказались, пожалуй, более чувствительными. Фальшь, отвратившая их от официального советско-постсоветского общества, отвратила их и от церкви.

Церковь покинули и те, кто просто в определённом возрасте интересовался всяческими «духовностями». А с возрастом «занялись делом». Таких среди продвинутой молодёжи конца 20 века тоже было немало.

РПЦ всё более укрепляло курс на «врастание» в современность. На непротиворечие и «непротивление» миру сему. И особенно официальным властям.

И это приносит свои плоды. Церковь финансируют, хвалят в официальных СМИ, в учебных заведениях разного уровня. Это сформировало «общенормальный» тренд. Что православие это, в общем, хорошо. И иметь к нему определённое отношение правильно.

Это привело в церковь новых прихожан. Людей зачастую молодых и не слишком образованных. Склонных к конформизму и не склонных задумываться. О чём-либо вообще. Это не модно.

В целом это совершенно светские люди. Чаще всего - женщины. И православие занимает в их жизни некое определённое, достаточно скромное место. Ходят в храмы по праздникам, крестят детей, венчаются. Бывает, причащаются и исповедуются. Заказывают требы. Иногда советуются со священниками по отдельным частным вопросам. При этом православием как системой не интересуются.

Эти люди – потребители. И они потребляют православие, так же как суши роллы и гаджеты.

Очень многим священникам с такими прихожанами удобнее всего. Особенно тем, кто хочет преуспеть в «этом мире». Никаких претензий к чему-либо у них часто нет. Ни к личным качествам священника, ни к специфике общецерковной жизни, догматам. Интересует ли покупателя нравственность продавца? Идеология магазина?

Никаких неудобных вопросов, попыток на что-то влиять, с чем-то спорить.

Только вот если официально объявят, что православие теперь «не айс», будут ли они появляться в храме? Даже если особо страшных гонений и не будет.

Скажут им, что «нормальный чувак» должен быть ваххабитом – станут ваххабитами. Такими же, какими были православными.

Конечно, среди «новых православных» есть и гораздо более достойные типажи. Например, некоторые дети, выросшие в православных семьях. В серьёз и без натуги воцерковлённые. Порой владеющие навыками православной самоорганизации и общинности.

Но таких сравнительно немного.

В целом церковь «проиграла» переломный момент XX – XXI. Она предпочла признание мира жестокой борьбе с ним. С его нормами, псевдоидеалами, представлениями о «нормальном». И этим изменила коренной сути христианства. За это она получила неплохое финансирование и официальное признание. Что грозит РПЦ в будущем полным или почти полным уничтожением. И уничтожением русского народа.

Оригинал: http://www.apn.ru/publications/article29372.htm
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: «Новые русские» православные
« Ответ #1 : 17 Июнь 2013, 15:25:57 »
Лет 15-ть назад то, что написано в статье, было видно четко - как тенденция. Десять лет назад стало очевидным для многих. А сейчас воспринимается как древние, подбитые молью новости.

пользователь

  • 3
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля

Re: «Новые русские» православные
« Ответ #2 : 17 Июнь 2013, 21:48:50 »
Не знаю, может я ошибаюсь, но по моему статья продиктована, автору, диаволом.

Антиквар

  • Сообщений: 5219
    • Просмотр профиля

Re: «Новые русские» православные
« Ответ #3 : 18 Июнь 2013, 10:10:59 »
Недавно я стал свидетелем разговора нескольких священников: они высказывали беспокойство как раз по поводу поколения, выросшего в православных семьях, "всерьёз и без натуги воцерковлённых". Они говорили, что как раз это поколение, в отличие от старшего, настроено наиболее конформистски к происходящему в РПЦ. Те проблемы в церкви, которые  вызывают неприятие и даже возмущение у старшего поколения , молодежью воспринимаются как данность, не требующая перемен. И священники задавались вопросом: что будет, когда это новое поколение составит большинство? Ответом были кислые улыбки.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Re: «Новые русские» православные
« Ответ #4 : 18 Июнь 2013, 10:31:32 »
Антиквар, опять-таки... все это было видно в 90-х. Ныне поколение конформистов уже составляет большинство в церкви. Растет градус.

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: «Новые русские» православные
« Ответ #5 : 18 Июнь 2013, 14:09:05 »
Странно, чему так удивляются священники... в конформизме именно они и задают тон...и если им, служащим у Престола, все, кроме денег - фиолетово, и дальше кулуарных возмущений и перетираний дело не идет, то чего же они ждут от прихожан...:?

пользователь

  • 3
  • Сообщений: 85
    • Просмотр профиля

Re: «Новые русские» православные
« Ответ #6 : 18 Июнь 2013, 21:19:30 »
и если им, служащим у Престола, все, кроме денег - фиолетово, и дальше кулуарных возмущений и перетираний дело не идет

А что они должны делать, изгонять из храмов, всех уличённых в служении духу времени?

Gabriel

  • Сообщений: 3181
    • Просмотр профиля

Re: «Новые русские» православные
« Ответ #7 : 18 Июнь 2013, 22:09:35 »
Что они должны делать, написано на обратной стороне их наперсного креста...вопрос в том, как они исполняют и исполняют ли вообще то, что там написано... :-)

Леонид

  • Сообщений: 6928
  • Mors certa, hora incerta...
    • Просмотр профиля

Атеизм трезвый
« Ответ #8 : 22 Август 2013, 05:40:07 »
Ορθοδοξία ή θάνατος! А кроме того, я считаю, что Аракчеев должен быть свободен.

stranik

  • 3
  • Сообщений: 2635
    • Просмотр профиля

Re: «Новые русские» православные
« Ответ #9 : 23 Август 2013, 06:19:31 »
Сегодня посетил сербское кладбище где покоятся наши русские в Сан Франциско которяе бежали долго долго длинною в жизнь из за Веры,Надежды,Любви к Богу мне коментировали кто эти люди которые понастроили тут храмы,я видел разные сословия,грузчик Василий не дал продать Храм на Фултон стрит,Ильин иа князей Баратынских подарил пушку в Форт Росс русская была колония там и завещал сделать приют для нищих,много благочестивых людей было там похоронено в то время когда у нас взрывали церкви теперь вы отстроили быстро столько церквей-все рады и я тоже надо теперь начать строить приюты как здесь-создавать организации нон профит типа лига русских женщин,казачество и другие на что может оперется приходские люди..Церковь капилка это не устоит-нужны какие то организации вокруг неё из нищих безработных созданы многие здесь заведения несущие пользу и исправляющие упавших..У вас 6% актива это не знаю как может всё устоять..Мне ничего не нужно в церковь тащу всё что могу,но клиру это не надо а тем кому надо их не найти..Вчера провел беседу -есть земля возле монастыря есть трейлеры-хотите сделаю нопрофит и кому плохо все могут жить там я знаю работу миссионеров -могу настроить это дело..Выкидывают на улицу людей которые незнают как выжить на улице а миссии нет православной-говорят в Америке не пропадёш иди к протестантам-такие наши дела тут..