Поскольку у Леонида вызвало недоумение вот это место из трактата:
И сначала ты найдешь мрак и непроницаемую толщу, но, постоянно подвизаясь в деле сем нощно и денно, ты обретешь " о чудо! " непрестанную радость. Ибо как только ум найдет место сердечное, он сразу узревает, чего никогда не знал. Видит же он посреди сердца воздух и себя самого, всего светлого и исполненного рассуждения.
- разберем его.
Рассказать о том, что выше (глубже) обычного человеческого понимания и для чего не существует определений, можно, используя поэтический или символический язык. Что и делает автор рассматриваемого трактата. Воздух посреди сердца - это, ес-но, не атм.газ, а символический образ свободного, дышащего, чистого пространства внутри сердца. Под сердцем понимается не физический орган, а некая невидимая, скрытая от внешнего взора сердцевина человека, которая связана символически и с физическим телом через физ.сердце (оно еще символически является и центром душевной жизни) и живот (символический центр животной жизни, место концентрации жизненных сил). Духовный же центр - сердцевина - еще глубже.
видит... себя самого, всего светлого - это не образное видение, это донесение тайны рождения от Духа - нового светоносного бытия. Человек в своей сердцевине видит самого себя, но уже во свете - свое истинное я. Еще раз повторю, это не образное видение.
исполненного рассуждения... Братцы и сестрицы, это символический язык! Говорится не о рациональной работе ума, вечно занятого своими рассуждениями, а об истинном (интуитивном) знании сердца, которого сподабливается очищенный и молчащий ум. Элементарный (не говорю, что простой) опыт настоящей сердечной молитвы свидетельствует об этом. Внутренний свет - а он личностный (человек видит себя самого во свете - светлым) - является и знанием. Именно этот свет и показывает наши недостатки, например. А кому показывает? Нам самим во свете! А снаружи это знание предстает уже в форме рассуждений - для внешнего человека.