После молитвы Господней, Гефсиманская молитва самая известная из молитв, о которых указывается в Евангелии, но если молитва Господня, как говорится, навязла на устах, то Гефсиманская молитва воспринимается большинством верующих скорее, как аналогия молитвы Господней: в первой "да будет воля твоя яко на Небеси и на земли", во второй "не моя воля, но твоя". Но разница между этими двумя молитвами огромная. Господняя молитва не имеет в себе противопоставлений и борений, Гефсиманская молитва - это молитва борения, в результате, которой человеческая воля соглашается с божественной.
В святоотеческом толковании Гефсиманского моления - Господь по человеческому естеству страшится мучений и смерти и потому просит Бога Отца, о том, что бы чаша сия минула Его. Во второй части молитвы, Господь подчиняет свою волю воле Отца, тем самым, Господь уже по своей воле, которая совпадает с волей Отца идет на крестные муки.
Но ведь Гефсиманская чаша - это не только чаша мучений и смерти, но и чаша грехов человеческих, которые крестной смертью должны быть искуплены. Да в конце концов - это и схождение во Ад. Представте теперь, что человек говорит, что он молится Гефсиманской молитвой. Как такое возможно? Может быть стоит говорить о том, что человек молится подобно Гефсиманской молитве, в той мере, какая ему дана. Насколько человеку доступно Гефсиманское моление?
Человек молится, что бы спастись и обрести Рай. Это совпадение двух воль человеческой и воли Бога, который желает всем спастись. Если бы человек знал, что он попадет в Ад и на это есть воля Божия, по идее, что бы оставаться христианином, ему нужно было согласиться с волей Бога. Но если человек попадает в Ад, то он не спасается. Однако если он выполняет волю Бога, человек должен быть спасен. Где то здесь парадокс Гефсиманского моления, от которого захватывает дух. Где то здесь для меня таится ответ на загадку Силуана Афонского "Держи ум свой во аде и не отчаивайся". Что мы понимаем под Гефсиманской молитвой от лица человека?