http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1134.msg10799#msg10799Цитата: Главное - о себе не возомнить. А то я, выкушав сегодня с утра шестую чашку кофе и выкурив восьмую сигарету, прочел и погрузился в размышления о собственной благодати.
Ответ: О, это известная благодать активного пищеварительного процесса
Кстати, о количестве чашек (чая) - старцы считали не зазорным выкушать их пять или шесть - за пользительной беседой.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1134.msg10805#msg10805Вопрос: Но все же,
Alexander, раз уж разговор зашел о смене форм подвижничества, то какими вам видятся эти возможные новые формы? Если, как вы пишете, монастыри оскудели духовной жизнью, а старцы-отшельники понемногу ушли в прошлое, то что и кто может прийти им на смену?
Ответ: Я вижу, что в этом деле нужен исихастский подход: желание и умение видеть, не обращая внимания на форму - уже не в только в молитве без образов с закрытыми очами, но и с широко открытыми глазами, не будучи падким на внешность. Ибо самый чистый образ легко подделать, самое святое имя - оболгать, догматы - подменить и благими начинаниями - устлать дорогу в ад. Тот, кто держится за священные символы, не прозревая на его сверхобразные истоки,
обречен на поражение. На примитивном уровне он будет сражаться с шестерками и кодами или - выше - вести благочестивую обрядовую жизнь перед святой иконой и в храмовом богослужении, но останется невежей - ослепленным праведным негодованием и вечно обманутым внешней праведностью.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1134.msg10820#msg10820Было время призыва (и сейчас призыв звучит) - пришло время становления и пути, но не время громких имен и зрительских аплодисментов, Кто пройдет, тот и увенчается - от Господа. Нам важно понимать, что отсутствие старцев не есть отсутствие благодати и благословения на путь.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1134.msg10829#msg10829Я нахожу это умение - видеть человека, а не супергероя - очень важным. В человеке же прозревать Божие. Еще и поэтому так необходимо учиться сердечной молитве, ибо при доверительном отношении - это условие нельзя забывать - подсказывает сердце: оно раскрывается и начинает
видеть за ветхой оболочкой Божие начало и свет преображаемой души.
Отсутствие доверия все разрушает, и оно (недоверие) может быть двояким: не верю только потому, что это человек другого образа мысли и жизни, и не верю, потому что сотворил из человека кумира - набросил в своем уме на него образ старца, и уже поклоняюсь начертанному в уме образу - идолу - и не вижу ни человека перед собой, ни образа Божьего.
Горько было наблюдать, как мучили Николая Гурьянова, как доконали о.Василия Лесняка (экзорциста), как преследовали блаженную Любушку, как писали письма о.Иоанну, как на старческом "безрыбье" идут сейчас к о.Василию Ермакову - видя в них своих кумиров или сливая яд осуждения. Последние старцы покинули мир сей как мученики, приняв страдания от своих почитателей и гонителей.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1134.msg10833#msg10833Цитата: Проходит время, и вот уже возникает в церкви фигура «демифологизатора» (это может быть и вчерашний почитатель), который в своем безудержном разоблачении выполняет роль «гасителя Духа» (часто не осознавая этого). Отошел ко Господу вл. Антоний (Блюм), а сколько гнилых слухов о нем вокруг. Отошел ко Господу о. Иоанн, а уже hgr в ЖЖ призывает на его могиле прибить дощечку с надписью: «Осторожно, инфекция!»
Ответ: Ну, hgr тоже иногда полезен - чтобы церковный карась не дремал А вообще все эти церковные политики, манипуляторы, мифологизаторы-демифологизаторы - секундные завихрения в мутном потоке псевдоцерковной жизни. Надо выйти из этого потока, и тогда откроется духовное величие митр.Антония, и исчезнет осуждение-одобрение действий его позавчерашнего ученика и вчерашнего гонителя. Совсем другие горизонты... и совсем другое сражение.