http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1293.msg14510#msg14510Вопрос: Говорите, что такие состояния умственной неполноценности могут длиться годами А как сократить срок ? Да и нужно ли?
Ответ: В церковной практике подвизания существует такое специфическое явление как юродство. Вопиющее несоответствие между делами падшего мира и следованием заповедям Христовым, между заботами внешнего человека и прозрением человека внутреннего на Божие начало в себе, между жизнью по закону и жизнью по благодати - порождает раскол в уме и душе человека. Этот раскол - из-за глубины падения - практически неизбежен, и решать насущные проблемы проживания (и выживания) в единстве и согласованности с устремлением к божественному крайне не просто. Один из вариантов решения, признанный церковью и распространенный в других религиях, - путь юродства, когда трещина-несоответствие между внешним и внутренним принимается за данность. Как и другие пути постижения Бога, юродство в своем развитии продвигается от признания несоответствия - с целью залечить - к его абсолютизации и воспеванию, когда рождается институт юродивых и грязные одежды с сумасшедшинкой в глазах и на языке становятся смыслом подвига. Впрочем, время "хиппи" в церкви давно прошло и наступило время "яппи" - сытых и энергичных обывателей, поэтому встретить даже поддельного юродивого не так просто.
Итак, для нас важно признание несоответствия между внешним и пробуждающимся внутренним. Это несоответствие может проявляться в весьма болезненных формах на большом переходном этапе извне вовнутрь. Во время такого перехода осуществляется глобальная перестройка ума, что занимает немалое время, да и на кардинальные изменения своего ума дают согласие и способны немногие, поскольку путь сей как по лезвию бритвы. Тот, кто сваливает вправо, остается со старым, м.б., чуть более развитым и расширенным умом, кто отпадает влево, встает на классический путь юродивого. Тот, кто идет дальше, будет испытывать приражения как справа, так и слева - до тех пор пока не произойдет соединение, и внутренний человек не начнет сознательно определять пути человека внешнего.
Ощущение умственной неполноценности испытывает именно внешний человек (его внешний ум), теряющий бразды правления. И другие люди также могут заметить некоторые нелады в умственной работе (восприятии, душевных проявлениях и пр.) у подвизающегося в молитве. Ну да, случилось необычное и в птичнике завелся гадкий утенок - урод в глазах добропорядочных обитателей курятника, - и никто не сможет догадаться, что суждено ему стать прекрасным лебедем, - никто, кроме других лебедей.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1293.msg14516#msg14516Цитата: Юродивый настолько ошеломлен свалившейся на него Божьей благодатью, что не может уже работать над собой и целиком и полностью посвящает себя и всю свою жизнь окружающим его людям. При этом он/она грубо и обличительно вскрывает тайные пороки людей, часто не щадя себя нисколько.
Ответ: Поступки юродивых, действительно, до некоторой степени непредсказуемы, и поведение их может быть намеренно оскорбительным.
Я хочу подчеркнуть, что при молитве так или иначе надо проходить через этапы легкого юродства, а во враждебном окружении - и "тяжелого". Хотя бы потому, что ближние воспринимают нас другими, и это не всем нравится. Именно на этом этапе весьма актуальны слова Господа:
И враги человеку - домашние его.
Не много семей, в которых можно найти единство мужа и жены - в делах молитвы, и даже на уровне внешнего воцерковления возникают серьезные проблемы, которые не всегда решаются удачно.