http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1708.msg30198#msg30198Вопрос: Спасибо. Только не совсем понимаю, как может быть молитва (умная, не устная) бессловесной, если она еще не сердечная? Вы не могли бы пояснить?
Ответ: Мысленное произношение слов - калька молитвы словесной. Такую молитву, пожалуй, следует назвать скорее не умной, а мысленной или грубо-мысленной. И эта молитва никак не сердечная.
Если проследить путь мысли, то можно увидеть, что она, утончаясь, поднимается (или углубляется) к своему источнику. Один из центров (центр рождения личной мысли) сопряжен с верхней частью груди - верхушкой сердца, и об этом говорят православные молитвенники. Только на уровне горла мысль облекается в слово. Поэтому при опускании ума в сердце, когда происходит их соединение, молитва становится умно-сердечной. Это традиционное описание.
Однако, путь развития умной молитвы на молитве сердечной не останавливается. Освоившись в сердце, ум может продолжить свое молитвенное движение, осваивая внутренние просторы души. (Мы помним, что запрет опускать ум ниже сердца был дан поздним - расслабленным - подвижникам, а отцы в древности сходили умом в чрево безбоязненно.) При этом связь с сердцем (духовным сердцем!) не теряется, хотя может утончаться до паутинки.
И это еще не все. Очистившийся ум может восходить вверх в умной созерцательной молитве - к уму Христову. В этом восхождении ум уже не принимает образов и избегает ловушек, которые описываются прп.Симеоном в трех образах молитвы - в первом ее образе
http://www.hesychasm.ru/library/stsymeon/symeon1.htm Прп.Симеон ясно указывает на то, что первый образ молитвы прелестен потому, что проходится не по чину. Это и понятно. Неподготовленный ум (вкупе с неочищенными страстями) принимает навязанные образы и пленяется ими.
http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=1708.msg30201#msg30201Вопрос: Один вопрос-уточнение:
При "преодолении" охарактеризованной Вами "образной молитвы перед иконой", еще некоторое время сохраняется образность (непроизвольная) и это, ИМХО, нормально. Хочется знать Вашу позицию.
И еще, молитва умная когда по Вашим словам "мысленное слово как бы затухает" может, поначалу, сопровождаться подобными непроизвольными образами (не словесными) - опять же - что Вы об этом думаете?
Ответ: Эта тема вообще не разработанная - в молитвенной практике православия. Разработка соотношения образа и первообраза заглохла давным-давно, когда были изложены основные постулаты иконопочитания, а в молитвенной практике было закреплено правило безвидной (безОбразной) молитвы. Если уж сама Иисусова молитва была в дальнейшем чуть ли не выброшена из одебелевшего исторического православия, то что говорить об ее многочисленных нюансах. Все свелось к грубому образу.
Глубочайшие положения теории иконопочитания стали извлекаться на свет Божий только в прошлом веке. А уж о связи этой жизненной феории с молитвенной практикой... Господи, да у нас ни одного приличного богослова сейчас нет, а чтобы богослов еще и молился...
Тайна же образа оказалась скрыта в парадоксальном образе правильной Иисусовой молитвы - в необходимости превзойти образность молитвы, чтобы войти в сверхобразность нетварных энергий Бога.
Прежде всего, я хочу отметить одну вещь, на которой, как ни странно, часто претыкаются: молитва
едина. Молитва перед образом не оторвана от умной безвидной молитвы - они
едины! И только исходя из этого единства, следует говорить о различиях и переходах от молитвы образной к молитве безОбразной - переходах без разрывов.
Я уже неоднократно говорил: если молящийся закроет глаза и будет стараться молиться, ничего не воспринимая, то это не означает, что он молится безвидно. Это означает, что он создает (или погружается в) образ безвидной темноты. Т.е. никуда от засилия образного восприятия он не уходит, а только обманывает себя, если полагает свою молитву безвидной - в подражание св.отцам. Эта правило якобы безвидной темноты, возведенное в ранг обязательности, - фантазия и прелесть.
Золотое правило св.отцов гласит: не принимать и не отвергать. Образы (мысли) отводятся в сторону, но не следует придумывать. что их нет. И не следует считать, что, если молитвенник не видит образов, их нет. Не видит, не потому что их нет, а потому что слеп и дебел.
И в самой словесной, умно-словесной и даже умной молитве молитвенник постоянно обращается к образам молитвенных слов. Молитвенные слова (напр., Иисусовой молитвы) - это его икона, пред которой он предстоит и которая ведет его к Первообразу.
В самом же начале молитвенного пути молитвенник может обращаться и к другим благочестивым образам, которые он представляет в своем воображении. О чем прямо говорится в научениях некоторых православных подвижников. Создание благочестивых образов в своем воображении - прием весьма разумный, поскольку заставляет работать воображение в нужном направлении. Естественно, нельзя, чтобы воображение брало верх над молящимся. Хорошее воображение (как говорил раньше) также позволяет плотскому человеку развивать душевные качества и переходить на стадию человека душевного.