Исихазм

Автор Тема: Мы не достаточно "безумны" чтобы быть "настоящими" исихастами ....  (Прочитано 18619 раз)

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Был период, когда все мирское было, как НИЧТО, и была только молитва и Бог, Который спас от безумия рассудка , и от безумия мира,  ЯВИВ Себя, ... но мир вернулся в свои права ...
Тогда была ЧИСТАЯ искренняя внимательная молитва (это ведь ни с чем не спутаешь), и даже при чтении утренних и вечерних молитв вдруг открывалась их НЕИМОВЕРНАЯ  глубина и таинственная внутренняя суть, скрытая ранее, ...
Потом это постепенно ушло. Мирские заботы и ШУМ мира взяли свое. Нет тишины ума, ум ПОСТОЯННО занят всякой ерундой ...

Или это была просто призывающая благодать?
Да, нет. Это не призывающая, а обучающая благодать. Вы были призваны, когда начали творить Иисусову молитву. А оставление благодати - это  ее уроки. Легко молиться на ладонях благодати. И когда она дается, то жди оставления и последующего испытания. И они приходят сначала через мирские заботы и кажущиеся случайными столкновения, а позднее через скорби. И чем сильнее дается благодать, тем сильнее последующие испытания. Так воспитывается и испытывается любовь.

Не стоит воздыхать об утраченной тишине. Оно понятно, что жалко, когда благодать умаляется. Но она и возвращается, когда  умаляется молящийся и перестает жить для себя и жалеть себя. Молиться надо не для того. чтобы получать благодать, а чтобы отдавать ее ближнему. Забудьте о себе и молитесь в той среде, в которой призвал вас Господь. И не забывайте благодарить за уроки оставления благодати.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

У меня тоже возникали подобные вопросы о благодати. Как-то я записал их в таком виде.

 Вопросы оставления благодати:

1.   Зачем приходит благодатная самодвижная молитва на короткое время? Не для того ли, чтобы предостеречь от погибели? Не для того ли, чтобы испытать? Не для того ли, чтобы научить? Пока малыш идет своими ногами и ничто не угрожает ему, то родители не подхватывают его и не несут на руках, но когда же возникает опасность, то не  подхватывает ли отец немощного малыша, и не уносит ли в сторону от опасности, и не говорит ли ему, чтобы запомнил как правильно надо себя вести и чего опасаться? Но понимает ли малыш слова отца? Или важно запомнить это событие, чтобы мог вспоминать в нужном месте и в нужный час, когда малыш подрастет?

2.   Чем определяется длительность благодатной молитвы? Разве я могу повлиять на ход молитвы или ее длительность? Если Сам Господь наклонился ко мне, чтобы поддержать и не дать упасть, разве мои капризы будут влиять на Него? Разве стоит полагать, что если бы я был внимательнее или бережнее отнесся к благодатному дару, то смог бы не потерять благодать? Разве такие мысли не будут упованием на себя в прошлом? Разве можно было благодать удерживать моими усилиями  дольше, чем она была? Разве не знает Господь сколько и что будет полезно для меня? Разве можно изменить мое сердце по мановению моего желания? Разве не сказал мне Господь, что чистота сердечная нудится с трудом и долгое время?

3.   Почему после благодатной молитвы возникает ощущение нового ведения? Не потому ли, что снимается греховная завеса и предстает то, что необходимо познать, но еще не познано? Разве ответ дается? Или дается вопрос, на который я еще не готов ответить? Разве может кто-то другой ответить на вопрос, который задан мне? Что такое ответ? Разве это формулировка истины в виде утвердительных предложений? Разве живое ведение можно уложить в мертвую схему общих для всех понятий? Разве новое ведение не соотносится с другими моими ведениями и не создает объемность и изменчивость в пространстве познания Бога? Разве не меняется это пространство после каждого нового опыта творения молитвы? Разве  не расширилось и не наполнилось светом пространство? Разве не прояснились ведения первых благодатных состояний, которые вызывали недоумения и вопрос «Что это было и от кого»?

4.   Не является ли приоткрытие Истины не просто вопросом, а экзаменом на зрелость, испытанием подготовленности к смерти? Или ответ я должен искать не в себе? Не учил ли меня Господь, что где двое или трое соберутся вместе, то там рождается Премудрость? Не потому ли возникает стремление поиска аналогичных ситуаций у других? Не является ли этот поиск надеждой услышать повторение вопроса и совместный ответ? Не дают ли святые отцы совет искать совета у старца или опытного? Господи, ведь и Ты держишь совет Троицы в делах человеческих, так неужели я могу обойтись без совета? Где же мой советчик? Где горные лани плодовитые или дикие пустынные онагры? Господи, кто накормит птенцов? Кто защитит нас от коней, раздувающих ноздри мощью знаний своих и бьющих копытами? Господи, кто прикажет смолкнуть шуму вокруг и из тишины совет со мной захочет держать? Божья Матерь и святые, не вы ли живы у Бога? Не вы ли можете держать совет со мной? Или ваши советы и помощь незаметны, как воздух, которым я дышу?

5.   Что главное в молитве? Зачем я молюсь? Не есть ли это услада души в песочнице новых ощущений? Господи, не Ты ли сказал мне молиться непрестанно? Но как исполнить эту заповедь? Не Ты ли сказал, что я Образ Твой и хочешь, чтобы я стал совершенным, как Ты? Так почему, когда я молюсь, то чувствую свое несовершенство, а когда же не молюсь, то вижу себя совершенным?

6.   Зачем мне было дано ощутить и пожить благодатной любовью, истекающей на ближних словно магнитное поле? Неужели только для того, чтобы познать пустоту сердечную после того, как благодатная молитва ушла? Неужели слова Твои о чисто убранном помещении относятся к моему сердцу, которое ждет возвращения благодатной молитвы, но не трудясь может заполниться злыми духами мнений о себе? Что потечет тогда из сердца на ближнего моего? Магнитное поле любви или отталкивающее поле самомнения?

7.   Господи, кто ближний мой? Не Ты ли, Господи? Если в молитве нет любви к ближнему, то чем я могу накормить Тебя алчущего, когда моя смоковница бесплодна? И не пройдет ли рядом ученик Твой и не скажет обо мне, что засох на корню?

8.   Неужели милость Твоя не непрестанна ко мне? Неужели благодать Твоя приходит и оставляет? Неужели в молитве трудовой меньше милосердия Твоего, чем в молитве самодвижной? Или дыхание Твое не животворит тварь Твою в молитве сухой? Так почему когда сухо, то жажда угасает? Не для того ли ты показываешь мне молитвы разные, чтобы не искал я технику правильную и признаки верные? Не поведал ли Ты Илие, как приходишь Ты? Сначала молитва шумная, словно сильный ветер, но нет там Тебя, затем молитва с трусом телесным и огнем в груди, но нет там Тебя, но в гласе хладном молитвы самодвижной Ты? Не потому ли, когда трясет и жаром полыхает, то страшится сердце и жаждет трудиться, а когда хладный ручеек самодвижной молитвы, то не страшится сердце, а только радуется и отдыхает? От кого вопросы эти и кто на них ответит?

« Последнее редактирование: 11 Август 2014, 23:27:56 от Neovit »

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

И всё таки... как кажется из опыта Отцов - на каждом месте есть свой потолок молитвы и Богопознания. Иначе это место будет заниматься не по совести.
Вряд ли сейчас лучше в миру, чем сотни лет назад, и мы духовно здоровее, чище и сильнее тех, кто бежал к уединению в предыдущие времена. Не говоря о первых веках и времени возникновения монашества.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Мы не достаточно "безумны", чтобы быть "настоящими" исихастами,
... Может быть об этом и говорит Христос в Евангелиях, а мы этого не видим и просто стремимся Его слова " подтянуть" под наш истинно безумный мир
Исихазм - это взаимодействие с Духом.
“Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа”.
Так бывает, но прежде надо родиться от Духа заново. И если не слышен голос Духа, то родился ли младенец? Или родившись, не был ли  оставлен без родительской любви и заботы?

Работа, семья, шум земных помыслов не позволяют уединиться в тишине сердца. Но есть ночное бдение, когда "безумный" мир спит. Это может показаться безумием жить в миру и молиться ночами. Это может показаться не возможным и не практичным, но именно любовь к молитвенному уединению с Духом делает возможным невозможное. И тогда находится время для ночной молитвы на 1-2 часа, когда слышен голос Духа. И находится время для сна не менее 6-7 часов. И нету ничего сладостнее ночного бдения в молитве. Но нет и ничего опаснее ночного бдения. Всему свое время.

Отцы говорят - не дерзай уединяться в ночи прежде, чем не умертвишь уды своя в общении с ближними.
Дневная молитва во взаимодействии с людьми очищает, а ночная животворит и питает дневную молитву соками любви.
Без ночного бдения исихазм остается мечтанием. Но преждевременное бдение закрывает уста молящемуся.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

И всё таки... как кажется из опыта Отцов - на каждом месте есть свой потолок молитвы и Богопознания. Иначе это место будет заниматься не по совести.
Вряд ли сейчас лучше в миру, чем сотни лет назад, и мы духовно здоровее, чище и сильнее тех, кто бежал к уединению в предыдущие времена. Не говоря о первых веках и времени возникновения монашества.

Из опыта отцов (и из Писаний) следует, что потолок молитвы и Богопознания определяется самим человеком, а не местом. И где Вы видели, чтобы в мире сем места занимались по совести, ибо даже на Моисеевом седалище - книжники и фарисеи, которым провозглашено горе от Господа?..

Первые три века института монашества не было - и "благодатных" мест не искали (общины были как бы растворены в миру). Когда христианство стало частью мира сего в виде оф.религии, тогда и пошло всеобщее зомбирование благодатностью мест, обрядов, карьерного восхождения и пр. Сейчас этот морок медленно сходит. И наряду с традиционными все больше предлагаются другие обманки.

Одно из заблуждений - мнение о том, что в обычных условиях (работа, семья) нет места и времени для уединенной молитвы. Это не так. Время можно найти, а место организовать, о чем говорит и Neovit. Пока сам образ жизни - без всяких обрядовых выкрутасов - не станет непрерывной молитвой-действием-созерцанием. 

Alexeiy

  • Сообщений: 3947
    • Просмотр профиля

Время всегда есть, не всегда есть желание (если не гномическое, то природное) жить с Богом в преображенном теле. Даже если шесть детей, злая жена и три работы, всё равно ежедневно можно урвать время для внутреприбывания.

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Вряд ли сейчас лучше в миру, чем сотни лет назад, и мы духовно здоровее, чище и сильнее тех, кто бежал к уединению в предыдущие времена.

Чистота и духовное здоровье человека – в Боге. Поэтому ни время, ни место  проживания  никогда не имели и не имеют значения для развития души.  У каждого человека, где бы и с кем бы он ни жил, есть воля, чувства и мысли.  И каждый (любой) человек в силах направить все свои мысли и чувства к Богу.  Ощущение потолка формируют границы собственного «я», стремящегося сохранить свой суверенитет.  Например, есть темные вещи подсознания, в которые наше «я»  и не пускает. Мысленно ставит блок – там ведь грязь, какое отношение эта вся грязь мира имеет ко мне? Господь дает по молитве любовь, а «я» стремится эту любовь потребить на собственное благо, зациклить на себе «хорошем», что приводит лишь к непомерному развитию гордыни и тщеславия. 

Грация

  • Сообщений: 2673
    • Просмотр профиля

Даже если шесть детей, злая жена и три работы, всё равно ежедневно можно урвать время для внутреприбывания.

Это тоже бегство… Водружение еще одного потолка. Негативная мысль – это и есть тот кирпичик, из которого мы сами же и сооружаем стены и потолки своего бункера. Самая обычная, не придуманная, не нафантазированная, а самая обычная будничная жизнь человека (семейного, одинокого, труженика или безработного – не важно какого) – это самый лучший подарок Небес.  Потому что внутрьпребывание – это не уход от «нерадостной»  действительности, это вход в  реальность, наполненную смыслом и любовью. В такую реальность, при которой есть шестеро любимых детей, не чающая в тебе души жена и работа, приносящая радость… Есть все, от чего не хочется убегать, но что наполняется тем светом, который есть в твоем сердце, который дарит тебе и всем людям Господь.

Родион

  • Сообщений: 9337
    • Просмотр профиля

Время всегда есть, не всегда есть желание (если не гномическое, то природное) жить с Богом в преображенном теле. Даже если шесть детей, злая жена и три работы, всё равно ежедневно можно урвать время для внутреприбывания.

 Это ИМХО чуть не о том. Если определить, что молитва это состояние постоянной коммуникации человека с Богом в русле Его промысла и в согласии с Его волей, то даже урывать ничего не придется. И количество детей и ТТХ жены не будут играть никакой роли. )))
- Путеводитель хороший не посоветуете?
- Пожалуй вот... возьмите Данте.

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Alexander, если молитвенник в мире и с семьёй, будет заниматься ими, обеспечивать их, развиваясь для этого, отвечать на тысячи детских вопросов, уделять время супруге, заботиться о родителях и родственниках, то уйти совсем в себя, изнурить бессонницей и постом, закрыться после работы в кладовке - для меня это не по совести. Это и есть потолок на моём месте.
Первых монахов имел ввиду тех, кто как раз и убегал от официальной общины. Да и последующие так же. Для общежительного монаха тоже есть свой потолок ухода вовнутрь и стремление к полному безмолвию, которого на его месте достигнуть несравненно труднее, чем в затворе. Думаю здесь Вы не будете против.
Это ответ и для Алексея и для Грации.
Очень рад, если у части форумчан действительно получается то, о чём они пишут и к чему призывают, и это делание по совести и по Богу. Для меня это абсолютно не достижимо, пока нахожусь в таком положении.

Грация, хочется спросить, последние два Ваших поста - Вы это уже исполнили и говорите из своего опыта?
« Последнее редактирование: 12 Август 2014, 23:14:35 от Владимир Б. »
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

Владимир Б.

  • Сообщений: 1735
    • Просмотр профиля

Время всегда есть, не всегда есть желание (если не гномическое, то природное) жить с Богом в преображенном теле. Даже если шесть детей, злая жена и три работы, всё равно ежедневно можно урвать время для внутреприбывания.
Именно - урвать, эти урывки и будут потолком на этом месте.
"Спасение=Истинное Смирение. На этом стоит и Святое Писание, и Святое Предание, в этом всё Христианство."

veresk

  • 3
  • Сообщений: 4616
  • Обыкновенный
    • Просмотр профиля

 :-) Вашу власть(нагловатую) решать что и как всё будет направить бы в молитвенное(мать молитвы безмолвие-исихия) русло, славный и смелый бы молитвенный господин получился...а пока да, нет смирения чтоб урвать молитву...

Raisa

  • Сообщений: 3749
    • Просмотр профиля

Напишу, что удивительное недавно состоялось. Был обычный день, и я шла тем же маршрутом, что и много раз до того. Но, не знаю как и описать... как будто попала в параллельный мир. Всё стало каким-то чудесным, наполненным глобальным смыслом, огромной связью с вечностью. Та же аллея, деревья, скамьи, но в то же время не они, другие, особые, живые, Божественные.
Где-то на полдня удалось жить, что называется, с этим полным, расширенным видением всего. Благодать? Но не та, что обычно после причастия (здравие ока, ясность, мир, теплота, обычное такое счастье), другая. И было понимание, что вот это восприятие и есть на самом деле настоящая жизнь.
Но потом представила социум, наш обычный житейский ритм жизни, и стало грустно, потому что эти две вещи НЕСОВМЕСТИМЫ. Обычный уклад, каким бы не был, по сравнению с ЭТИМ вот просто тесный сортир. Наверное, нужно быть только затворником-отшельником, чтобы иметь ВСЁ ВРЕМЯ такое восприятие, жить в соответствии с ЭТИМ ритмом - он СОВЕРШЕННО иной.

Alexander

  • Administrator
  • Сообщений: 11917
    • Просмотр профиля

Alexander, если молитвенник в мире и с семьёй, будет заниматься ими, обеспечивать их, развиваясь для этого, отвечать на тысячи детских вопросов, уделять время супруге, заботиться о родителях и родственниках, то уйти совсем в себя, изнурить бессонницей и постом, закрыться после работы в кладовке - для меня это не по совести. Это и есть потолок на моём месте.

Никак не избавиться от этой дихотомии.  Грубое деление (либо озабоченность аскетическим самоизнурением, либо озабоченность семейно-родовыми проблемами) идет от эгоистического, неочищенного ума, Богу не посвященному. Очевидно же, Богу не нужны наши постовые потуги и долгие бдения, они нужны нашей самости для раздувания аскетической гордости. Молитвенник, ушедший полностью в себя и закрывшийся в кладовке или келье, - это потолок эгоистических мечтаний.   В некоторых монастырях эти фантазии отчасти воплотили в действительность. Однако, какой ценой? И каковы плоды? Питирим недавно живописал порядок современной монашеской жизни - и видно, сколько надо отдать времени и сил, чтобы получить малую толику самостоятельности, которую семьянин имеет по умолчанию.

Neovit

  • Сообщений: 678
    • Просмотр профиля

Напишу, что удивительное недавно состоялось. Был обычный день, и я шла тем же маршрутом, что и много раз до того. Но, не знаю как и описать... как будто попала в параллельный мир. Всё стало каким-то чудесным, наполненным глобальным смыслом, огромной связью с вечностью. Та же аллея, деревья, скамьи, но в то же время не они, другие, особые, живые, Божественные.
Где-то на полдня удалось жить, что называется, с этим полным, расширенным видением всего. Благодать? Но не та, что обычно после причастия (здравие ока, ясность, мир, теплота, обычное такое счастье), другая. И было понимание, что вот это восприятие и есть на самом деле настоящая жизнь.
Но потом представила социум, наш обычный житейский ритм жизни, и стало грустно, потому что эти две вещи НЕСОВМЕСТИМЫ. Обычный уклад, каким бы не был, по сравнению с ЭТИМ вот просто тесный сортир. Наверное, нужно быть только затворником-отшельником, чтобы иметь ВСЁ ВРЕМЯ такое восприятие, жить в соответствии с ЭТИМ ритмом - он СОВЕРШЕННО иной.
Raisa, рад за вас.
Удивительное и божественное, вечное и истинное неопалимой купиной наполнило и расширило ваше сердце.
Благодать Духа Свята. Она не имеет пределов и всегда неповторима. Она приходит и уходит. оставляя следы радости, надежды и томления разлукой.

Вам был показан истинный взгляд на мир и социум, просветленный светом любви. Это был залог вашего будущего взгляда, который вам предстоит стяжать. Залог Любви. И было показано вам, что для такого взгляда вовсе не требуется быть затворником-отшельником, но быть в Духе.

Если ваша вера сильна, то разве усомнитесь в милости Господа и  в том, что Он поместил вас в социум по любви к вам, выбирая самое полезное для вашего спасения. И разве не поместит Он вас в затворе, если это будет полезно для вас? Возблагодарите Господа за милость Его и не гнушайтесь тем, что дано вам для спасения. В затворе с вашим взглядом на мир вы погибнете.