Мы находимся на сайте исихастов, не из простого любопытства. Каждому из нас был дан мистический опыт Богообщения, который в разных вариантах и в разной степени описан участниками форума. Именно опыт познания благодати Духа Свята удерживает нас на форуме в надежде найти путь к Богу.
Благодатные мистические состояния, умиление, необычайные ощущения и озарения – открывают для начинающего молитвенника новый мир духовной жизни, в котором ощущается присутствие Духа и любовь Иисуса Христа. Это порождает пламенное горение молитвой и следование за Христом в служении и любви ближнему, но может породить и увлечение мистикой в отрыве от действительности.
Мы говорим о сердце, о его очищении и участии в молитве. Сердечная молитва не сразу дается Господом, но по мере очищения или другими словами по мере удаления от мира страстей. Чист ли я и молится ли мое сердце?
Ум молится словами, а сердце молится плачем. И если сердце не плачет, то молитва еще не укоренилась в сердце. Первые всхлипывания сердца появляются, когда дается видение грехов, которое может вылиться в потоки слез на исповеди. Но это еще не молитва сердца, а радостное начало его очищения. Первые ощущения благодати в сердце делают его рабом Любви и порождают печаль и плач удаления благодати. Но этот плач быстро рассеивается переключением внимания ума на мирские дела или на размышления о высоких мистических состояниях. И тогда молитва сердца прекращается.
Иногда сердце стонет после падения и молится о помиловании. Но после исповеди сердце успокаивается и снова молитва вращается в уме, а ум не может укорениться в сердце. Иногда появляется радость повторения молитвы в отрыве от плача сердца. И такая радость не порождает плач и умиление, но плодит легкость самомнения и превозношения.
И все же временами смиряется сердце и плачет в умилении без слез, а временами накатывают слезы. Тогда молитва исходит из глубины грудной клети. И все же временами ощущается присутствие Духа и расширение сердца до Небес. Тогда не плачет сердце, но исчезает, растворяясь в движениях Духа.
Дух дышит где хочет. И еще не очищенному сердцу может дароваться сердечная самодвижная молитва. Она может твориться непрестанно днем и ночью и сопровождаться плачем и слезами. И когда такое случается, то сердце радуется и надеется хранить верность. Но молитва постепенно затухает, а благодать сердечной молитвы сменяется трудовой молитвой ума и сердечной печалью разлуки.
Благодать удаляется и снова приближается к сердцу, как волны на берегу моря. Сердце очищается и вновь наполняется духами самомнения и превозношения. Но постепенно сердце смиряется и приходит ощущение греховности не потому, что согрешил, но потому что ощущаешь благодатную защиту от греха и собственную ничтожность. И постепенно приходит осознание, что душа пребывает во тьме и не видит света. Не грешу, но нет хуже грешника, чем я, ибо пребываю во тьме и не вижу света.
И, однажды, молящийся ум обнаруживает, что сердце плачет. И когда он внимает плачу сердца, то молитва преображается и творится уже не умом и не словами и не в сердце, но обволакивает прозрачным облаком и творится самодвижно движениями Духа. И уже не молитва во мне, но я в молитве. Ум внимает плачу в глубинах сердца и слушает молитву Духа. Это и есть самодвижная молитва, творимая не умом, но Духом, когда сердце плачет. Если же ум перестает внимать плачу сердца, то молитва прекращается и облако исчезает.
Этот плач сердца можно назвать мистическим плачем исихаста. Этот плач неразрывен с мистикой, но не отрывает от действительности. Мистический плач творится и днем с открытыми глазами, и при земных делах. Наверно, когда дается непрестанный плач и внимание ума к плачу, то порождаются слезы, текущие сами собой вместе с непрестанной молитвой. И тогда открывается сокрытое в глубинах тьмы сердечной.
Мы много говорим о мистике и любви, но мало о плаче. Наверно потому, что когда сердце плачет, то не хочется говорить, но хочется плакать, положив голову на плечо Христу и обняв Его молитвою Духа.