http://www.hesychasm.ru/forum/index.php?topic=509.msg3330#msg3330Предлагаю взглянуть на "бесстрастное оправдание" вот с какой стороны. Скажем, хороший садовод-огородник "отслеживает" свой урожай: вскапывает, удобряет, сеет-сажает и... пропалывает. И делает он это - если хороший огородник - вполне бесстрастно, пусть сорняк "визжит" и "кусается"
И плеть сухую вырезает, и ветвь жирующую бесплодную отсекает. И не оправдывается он перед соседями, хоть все хорошее с толком перенимает, ибо дело свое знает, а если начнет оправдываться да подстраиваться, то урожай - об истинных добродетелях говорю - потеряет.
Пример бесстрастия прп.Максима поучителен, но оно проявлялось в особой обстановке (хорошо, если бы Evgeny чуть познакомил нас с хроникой суда над преподобным): 1) Максим оказался в исключительном меньшинстве, 2) богословский "огород" прп.Максима был страшно разорен и уже никогда за историю церкви не восстановился. Посему предлагаю другие исихастские примеры: Симеона Нового Богослова - а ну-ка почитайте его эмоциональные стихи, Григория Паламы - и спорил он, и доказывал, и отстаивал. Или евангельский пример в лице Иоанна Предтечи напомнить, а может про эмоциональность Господа вспомнить?
Бесстрастность есть преображение страстей и полное владение ими, а не отсутствие их. Высушенные и убитые страсти лишь пародия на бесстрастие. Это я все о том говорю, что не фиг прикидываться бесстрастным и совестливым - фальшь это, но следует искать истинное бесстрастие, приобретая широту, ровность, огромность и напряженность чистых страстей и прозрачных эмоций. И пусть гонит волну и рвет пену ветер, се океан, незыблемый в своей глубине и неохватный в своих просторах.