Это явление предсказал еще Феофан затворник: это безразличие к истине веры, эта самость, выросшая на гордыне и самомнении, своем Я, породит то, что чем дальше, тем больше будет вот таких верований. И сначала появилось среди верующих разделение небольшое, потом — больше и больше, а под конец, как предсказал святитель Феофан, будет «что ни голова, то своя вера».
...Эта неистинность в нас происходит от того, что, как сказал пророк Давид, Всяк человек ложъ (Пс.CXV,2). Мы — грешные, и нам не хочется, чтобы о наших грехах знали, чтобы говорили о нас, какие мы есть. Больше того, даже на исповеди трудно сказать самому, какой ты есть… Тут и лукавство крутится и самооправдание. Поэтому человек, когда он говорит о себе, то он, как говорят, «далеко не объективен». У нас есть такое выражение :«объективное мнение». «Объективное мнения» у людей грешных быть не может. Оно всегда субъективное, потому что они смотрят со своей колокольни. И сказать истину даже о себе, вобщем-то, никто не может, потому что большей частью, он сам неистенен, не знает и самого себя.
Из книги «Всё ли равно, как верить?» Протоиерей Валериан Кречетов