Другой образ, более близкий православному уму, - мистический путь, который условно делится на два этапа: восхождения и нисхождения. Восхождение, ес-но, происходит в воздушные пространства, а нисхождение - в землю.
По пути наверх формируются и развиваются ум и душа человека. И расслаиваются. Легче и лучше находиться в чистой "воздушной" выси, внизу же - грязь и мука материального, полуживотного существования. И начинается развоплощение. Эта болезнь преследует всех подвизающихся. В частности, этой болезнью страдало еще не испорченное монашество (в явной и неявной формах находим ее почти у всех подвижников и богословов, ярко же выражена, напр., у Евагрия). Ну, это этап подъема. Когда-то он заканчивается, и нужно идти вниз, только вниз идти хотят не все - и тогда эти не все начинают прыгать к звездам и воевать с материей.
Этап нисхождения весьма неприятен, поскольку погружаться приходится в то болото, из которого, казалось бы, уже вышел и от миазмов которого продышался. Теряются духовные восторги, угасает сильная мысль, уходит вдохновение... Почему? А потому что стихии воздуха и воды должны как бы замолчать, для стихии земли - ее проработки - нужны другие инструменты и иной труд. Какие именно? В старых учебниках по аскетике их не найдешь